Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПОЛЕТА





 

Для измерения параметров движения летательного аппарата относительно воздуха (индикаторной скорости, ИВС и числа М) применимы манометрический, термодинамический, тепловой, тур­бинный и ультразвуковой методы.

Путевая скорость летательного аппарата определяется с по­мощью следующих методов: методом решения навигационного треугольника скоростей, методом визирования земной поверхно­сти, методом, основанным на эффекте Доплера, инерциальным методом.

Рассмотрим сущность некоторых из этих методов.

1. Манометрический метод [1]

 

Манометрический метод основан на измерении разности меж­ду полным и статическим давлением встречного потока воздуха ПрсТ) или отношения этих давлений (pП /pсТ)-

Давления рп и рст воспринимаются приемниками воздушного давления, расположенными снаружи летательного аппарата (рис. 12.2, а). Приемник полного давления представляет собой трубку, направленную открытым концом навстречу набегающему потоку воздуха, приемник статического давления рассмотрен ра­нее (см. § 11.4)..,'

Приемники полного и статического давления часто объединя­ют в комбинированный приемник воздушного давления (ПВД), схема включения которого приведена на рис. 12.2, б.

От приемников давления рП и рСТ передаются по трубопрово­дам дифференциальному манометру или датчику давления, кото­рые воспринимают динамическое давление рДинП - рсТ и пре­образуют его в перемещение отсчетного устройства или в элект­рический сигнал.

Манометр, измеряющий рдин, можно отградуировать в едини­цах индикаторной скорости Vi.

Манометрический метод позволяет также вычислить число М, являющееся функцией отно­шения давлений: М = f(pп /Pст). Если, кроме рп и рСТ, измеряется темпера­тура Т окружающей среды, то можно вычислить ИВС, являющуюся функцией отно­шения давлений и темпера­туры:

.

Вывод формул, устанав­ливающих зависимость ве­личин Vi, M и V от изме­ряемых параметров п, рст и Т), приводится в § 12.3. Измерение давлений и вы­числение величин Vi, V и М производится с помощью манометри­ческих указателей и датчиков, которые рассматриваются более подробно в § 12. 4—12. 6.

Определение ИВС возможно также по компенсационной схе­ме, основанной на автоматическом уравновешивании полного давления рп встречного потока воздуха давлением рк, развивае­мым воздушным компрессором (рис. 12.3).

Полное давление рп от приемника воздушного давления пода­ется в полость А дифференциального манометрического реле 3, в другую полость Б поступает давление рк от центробежного ком­прессора /, приводимого во вращение электродвигателем 2, уп­равляемым от контактов манометрического реле. Входное отвер­стие компрессора сообщается со статическим давлением рот (см. пунктир на рис. 12.3).

Если Рак, то мембрана 4 прогибается и замыкает цепь электродвигателя, который набирает обороты до тех пор, пока рк не увеличится до величины рп, после чего контакт размыкает­ся, давление рк падает, контакт снова включается и т. д. Таким образом, поддерживается такая угловая скорость вращения ком­прессора, при которой ркп

Полное давление приблизительно (без учета сжимаемости воздуха) равно

,

а давление компрессора

,

где С — постоянный коэффициент.

Отсюда следует, что при равенстве рп = Рк и q1 = q угловая скорость пропорциональна V. Преобразование в электриче­ский сигнал может быть осуществлено с помощью тахогенератора или датчика импульсов.

Если плотность Q1 воздуха в компрессоре не равна плотности g воздуха окружающей атмосферы, возникает погрешность изме­рения скорости. Для обеспечения равенства q1 = q температура компрессора поддерживается равной температуре наружного воз­духа путем непрерывного омывания корпуса насоса наружным воздухом, подаваемым по дополнительной трубе.

Рассмотренный способ измерения ИВС в реализации более сложен, чем манометрический, и менее надежен вследствие на­личия вращающихся частей.

Термодинамический метод

 

Термодинамический метод основан на измерении температу­ры торможения встречного потока воздуха.

При полном торможении потока

.

При неполном торможении

,

где r -—коэффициент торможения, зависящий от конфигурации препятствия, расположенного в потоке воздуха, и от точки поверхности, в которой измеряется температура. Если поместить в воздушном потоке два датчика температуры (термопары, термосопротивления и т. п.) с одинаковыми характе­ристиками и с различными, не зависящими от числа М коэффи­циентами торможения r1 и r 2, то сигналы датчиков будут соот­ветственно

где T1 и Т2 – температуры, измеренные датчиками,

S – чувствительность датчиков.

Отношение сигналов u1 и и2 не зависит от Т:

откуда

Если по формуле (12.5) построить счетно-решающую схему, на вход которой поступают сигналы и1 и и2, то сигнал на выходе будет пропорционален М.

Можно вывести также формулу для определения истинной воздушной скорости по значениям сигналов u1 и и2.

Выражения для u1 и и2 можно переписать в виде

Разность сигналов

Имея в виду, что , и подставляя это значение в уравнение (12.6), получим

.

Заменяя М2а2=V2, определяем

.

По формуле (12.7) может быть построен термодинамический измеритель ИВС.

3. Тепловой метод [11]

 

Тепловой метод основан на зависимости теплоты, теряемой нагретым телом, от скорости потока воздуха, обдувающего это тело. Применительно к измерению расхода жидкости этот метод был рассмотрен в гл. IX.

При измерении скорости потока воздуха может быть исполь­зована одна из схем, изображенных на рис. 9.8.

В обеих схемах чувствительным элементом служит проволоч­ная нить, нагреваемая протекающим по ней электрическим током.

Зависимость температуры нити Тп от скорости потока опре­деляется из условия баланса выделяемого в единицу времени тепла Q1 и отдаваемого тепла Q2.

Выделяемое тепло Q1=0,24i2R.

Отдаваемое тепло ,

где Т — температура окружающей среды;

k, q и cv — соответственно теплопроводность, плотность и теплоемкость воздуха при постоянном объеме;

d — диаметр нити. Приравнивая Q1 и Q2, определяем температуру нити:

.

Из формулы (12.8) следует, что температура нити является нелинейной функцией скорости и зависит также от параметров окружающей атмосферы.

Достоинством метода является малая инерционность преоб­разования скорости потока в электрическую величину, что дела­ет этот метод пригодным для измерения быстроизменяющихся процессов, например для исследования турбулентности воздуш­ного потока. Недостаток метода — зависимость результата изме­рения от ряда переменных параметров атмосферы.

Турбинный метод

 

Турбинный метод основан на использовании кинетической энергии потока воздуха для вращения турбины, установленной в подшипниках с малым трением. Турбина может быть танген­циальной или аксиальной.

Простейшим вариантом тангенциальной турбины является крестовина с четырьмя или более полушариями на концах (рис. 12.4, а).

Если пренебречь моментом трения в подшипниках, то устано­вившаяся скорость вращения крестовины, определяемая из усло­вия равенства моментов сил, действующих на верхнее и нижнее полушария, будет

,

где K1 и К2 — аэродинамические коэффициенты сопротивления верхнего и нижнего полушарий.

Скорость вращения можно преобразовать в электрическое на­пряжение (с помощью тахогенератора) или в электрические им­пульсы.

Аксиальная турбина, выполненная в виде крыльчатки с на­клонными лопастями, изображена на рис. 12.4, б.

Если ось турбины нагружена дополнительным моментом, то ее угловая скорость перестает быть пропорциональной ИВС и возникает погрешность измерения скорости потока.

Недостатком метода является относительно низкая надеж­ность турбины в связи с возможностью ее обледенения, загряз­нения подшипников и механических повреждений.

Ультразвуковой метод

 

Ультразвуковой метод основан на том, что при распростране­нии звуковых колебаний в потоке воздуха вектор скорости звука относительно летательного аппарата равен векторной сумме ско­рости звука относительно воз­духа и воздушной истинной скорости летательного аппа­рата.

Этот метод описан в гл. IX (стр. 249).

Число М может измеряться также при излучении звуко­вых колебаний в направлении, перпендикулярном потоку.

Источником ультразвука является пьезоэлемент 1 (рис. 12.5), приемниками служат два пьезоэлемента 2 и 3, расположенные один за другим по потоку и смещенные относительно элемента 1 на величину b. Приемники установлены так, что при скорости потока, равной нулю, их сигналы одинаковы по величине. При движении летательного аппарата с некоторой скоростью V ультразвуковой пучок отклоняется по направлению потока; величина s смещения пучка вдоль линии, соединяющей приемники 2 и 3, определяется из соотношения ,

откуда

.

Следовательно, величина s пропорциональна числу м.

Измерение числа М может производиться двумя способами:

а) измерением отношения амплитуд выходных сигналов пьезоэлементов 2 и 5;

б) непрерывным перемещением пьезоэлементов 2 и 3 относи­тельно элемента 1 вдоль потока (или перемещением элемента 1 относительно элементов 2 и 3) с помощью следящей системы так, чтобы разность выходных сигналов элементов 2 и 3 равнялась нулю; при этом величина s перемещения подвижных пьезоэле­ментов будет определяться по формуле (12.9).

Последний способ позволяет непосредственно определять чис­ло М, но в реализации он менее надежен из-за расположения подвижных частей вне летательного аппарата в открытом пото­ке воздуха.

Литература.

 

1. Алпаров А.У., Дмитриев С.В., Павлов Е.Г. Элементы автоматических приборных устройств. Лабораторный практикум. Казань.: КАИ, 1988, 32с.

2. Боднер В.А. Авиационные приборы. М.: Машиностроение, 1969.

3. Брасловский Д. А. Приборы и датчики летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1970 г.

4. Виглеб Г. Датчики. М.: Мир, 1989.

5. Кобус А., Тушинский Я., Датчики Холла и магниторезисторы М.: Энергия 1971.

6. Коптева Ю.Н. Датчики теплофизических и механических параметров. М.: Энергия, 1998.

7. Красовский А.Л., Поспелов Г.С. Основы автоматики и технической кибернетики: М.- Л.: Госэнергоиздат, 1982, 726с.

8. Куликовский К. Л., Купер В. Я. Методы и средства измерений.М.1986.

9. Колосов С. П., Калмыков И. В., Нефёдова В. И. Элементы автоматики. М.: Машиностроение, 1984 г.

10. Минкин С.В., Шашков А.Г. Позисторы. Библиотека по автоматике, вып. 498. М.: Энергия, 1973.

11. Ротберт И.Л., Удалов Н.П. Электронные устройства силовых установок. М.: Машиностроение, 1971.

12. Сотсков Б.С. Основы расчёта и проектирования электромеханических элементов автоматических и телемеханических устройств. М. - Л.: Энергия, 1965, 465с.

13. Турчин А. М. Электрические измерения неэлектрических величин. М.: Энергия,1966

14. Удалов Н.П. Полупроводниковые датчики. М.: Энергия, 1965.

15. Хомерики О. К. Применение гальваномагнитных датчиков в устройствах автоматики и измерений. М.: Энергия, 1971.


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.