Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА





 

Рассмотрим следующие методы измерения расхода топлива: объемный, гидродинамический (переменного перепада давлений), метод постоянного перепада давлений, центробежный, турбин­ный, тепловой, ультразвуковой, электромагнитный (индукци­онный).

1. Объемный метод [16]

 

Метод основан на пропускании через трубопровод контроли­руемого потока жидкости порциями определенного объема. В ка­честве датчика объемного расходомера используются обратимые

жидкостные насосы — дисковые, чашечные, лопастные, зубчатые, винтовые и др. (рис. 9.3). Измерение расхода сводится к изме­рению числа порций, проходящих в единицу времени.

Достоинство объемного метода заключается в том, что вяз­кость жидкости не влияет на работу датчика; недостатком мето­да является возможность закупоривания магистрали при закли­нивании датчика.

2. Гидродинамический метод [10], [11]

 

Метод основан на зависимости перепада давлений, возника­ющего на дросселирующем элементе, установленном в трубопро­воде, от расхода топлива. В качестве дросселирующего элемента используются трубка Вентури или диафрагма (рис. 9.4, а, б). Зависящий от расхода топлива перепад давлений может быть получен также с помощью трубки полного давления p1 и прием­ника статического давле­ния р2 (см. рис. 9.4,в).

Объемный расход топ­лива связан с перепадом

перепадо давлений зависимостью

,

где — коэффициент рас­хода, зависящий от типа и разме­ров дросселя, вяз­кости жидкости и условий истече­ния (от числа Рейнольдса);

F — сечение трубопро­вода;

Q - плотность жидкости,

р1- р2 – перепад давлений

Измерение перепада давлений p1р2 осуществляется с по­мощью дифференциального манометра.

Недостатком расходомеров дроссельного типа является квад­ратичная зависимость перепада давлений от расхода топлива. Гидродинамический метод измерения расхода топлива может быть реализован также с помощью расходомера пружинного ти­па (см. рис. 9.4, г), который отличается от предыдущих тем, что гидродинамическая сила, действующая на поворотную заслонку, уравновешивается силой упругости пружины при ее деформации. Профилируя трубу на участке, где перемещается подвижная часть, можно получить линейную зависимость перемещения за­слонки от расхода. Для получения электрического сигнала за­слонка должна быть связана с преобразователем перемещений (потенциометрическим, индуктивным или др.). В целях пожаробезопасности преобразователь выносят за пределы топливной ма­гистрали; при этом перемещение заслонки передается через гер­метичную стенку, что осуществляется с помощью магнитной муфты.

 

3. Метод постоянного перепада давлений [10], [11]

 

Метод основан на уравновешивании веса подвижной части расходомера гидродинамическим давлением, оказываемым на эту систему потоком жидкости.

В зависимости от конструкции подвижной части, построенные по этому методу расходомеры делятся на ротаметрические, порш­невые, дисковые (рис. 9.5).

При перемещении подвиж­ной части кверху увеличивает­ся проходное сечение трубы; с увеличением расхода жидко­сти подвижная часть переме­щается вверх на такую вели­чину, при которой действующая на нее подъемная сила будет равна ее весу. Мерой расхода

служит величина перемещения подвижной части. Недостатком метода, препятствующим его применению на летательных аппа­ратах, является влияние ускорений на подвижную часть расхо­домера.

4. Центробежный метод [16]

 

Метод основан на зависимости от расхода жидкости центро­бежной силы, возникающей при течении жидкости по криволи­нейной траектории. Построенный по этому методу расходомер состоит из согнутой по кольцу трубы, к которой подключен диф­ференциальный манометр (рис. 9.6).

Связь между объемным расходом q и перепадом давлений p1р2 выражается формулой

,

где А — постоянный коэффициент;

R — радиус кольца по средней линии;

r — внутренний радиус сечения трубы;

q — плотность жидкости.

5. Турбинный метод [8], [20]

 

Метод основан на зависимости скорости вращения располо­женной в трубопроводе ненагруженной аксиальной или танген­циальной крыльчатки (турбины) от расхода жидкости (рис. 9.7).

Достоинством метода является пропорциональная зависи­мость скорости вращения крыльчатки от расхода жидкости. Ме­рой мгновенного расхода служит скорость вращения, а мерой суммарного расхода за некоторый интервал времени — общее число оборотов, которое совершит крыльчатка за это время.

Турбинные расходомеры рассматриваются в § 9.6.

6. Тепловой метод [8]

 

Метод основан на зависимости теплоты, теряемой нагретым телом, от скорости потока жидкости, обтекающей это тело. Чув­ствительным элементом расходомера служит нагреваемый электрическим током проводник, температура которого зависит от скорости потока. Измерение температуры можно осуществить по одной из двух схем, представленных на рис. 9.8.

В первом варианте (см. рис. 9.8, а) чувствительный элемент выполняется в виде нити, изготов­ленной из материала с малым тем­пературным коэффициентом элект­рического сопротивления. По нити пропускания постоянный ток i0, на­гревающий ее до некоторой темпе­ратуры, зависящий от скорости по­тока V. Для измерения температуры к нити приварены электроды термо­пары.

Во втором варианте (см. рис. 9.8, б) токопроводящая нить изго­товлена из материала с большим температурным коэффициентом , что позволяет судить о температуре нити по величине ее сопротивления r или по падению напряжения, со­здаваемого током i0 на сопротивле­нии R.

 

7. Ультразвуковой метод [16]

 

Метод основан на том, что скорость ультразвуковых колеба­ний, распространяющихся в потоке жидкости, относительно тру­бопровода равна векторной сумме скорости ультразвука относи­тельно среды и скорости среды относительно трубопровода.

Измерение скорости потока может быть осуществлено путем измерения разности времен распространения ультразвуковых ко­лебаний по потоку и против него с помощью двух пьезоэлементов, расположенных один за другим в потоке жидкости и являющих­ся одновременно излучателями и приемниками ультразвука.

Если расстояние между элементами равно l, то время про­хождения звука от одного элемента к другому против потока и по потоку соответственно равно

и ,

где а — скорость распространения звука в жидкости;

V — скорость потока. Разность времени

Если в >>V, то разность времени пропорциональна V:

.

Измерение разности может осуществляться различными способами: непосредственным измерением времени распростране­ния ультразвука; измерением сдвига фаз между колебаниями, направленными по потоку и против него; измерением разности частот повторения коротких импульсов, направляемых по потоку и против него, причем каждый последующий импульс возбуж­дается предыдущим, пришедшим на приемник ультразвука, и т. д,

 

8. Электромагнитный (индукционный) метод [15]

 

Метод основан на наведении в электропроводящей жидкости электродвижущей силы при течении жидкости по трубе, пересе­каемой внешним магнитным полем (рис. 9.9).

Величина разности потенциалов между электродами, установ­ленными в стенках трубопровода по линии, перпендикулярной на­правлению потока жидкости и магнитному потоку, пропорцио­нальна расходу q:

u=ABbq,

где А — постоянный коэффициент;

В —магнитная индукция;

b — расстояние между элек­тродами.

Для исключения поляризации используется переменное магнит­ное поле, создаваемое электро­магнитом, расположенным вне трубы, отрезок которой, находя­щийся под полюсами магнита, должен быть немагнитным и токонепроводящим. Электроды выполняются из нержавеющей стали, платины, тантала, титана и специальных сплавов.

При наличии переменного магнитного поля, изменяющегося с частотой f, снимаемое напряжение будет синусоидальным; его мгновенное значение

u=ABmbq sin2 ft.

Компенсация паразитной э. д. с, возникающей при возбужде­нии системы переменным током, осуществляется по схеме, приве­денной на рис. 9.9. Достоинством индукционных расходомеров является малая инерционность и отсутствие гидравлических по­терь. Эти расходомеры применимы для измерения расходов электропроводящих жидкостей, обладающих проводимостью не менее 10-5-^-10-6 ом-1см-1.

Наибольшее распространение на летательных аппаратах по­лучили турбинные расходомеры, которые рассматриваются более подробно в § 9.6.

ПОПЛАВКОВЫЕ ТОПЛИВОМЕРЫ

 

Поплавковые топливомеры состоят из датчика, расположен­ного в топливном баке, и указателя, смонтированного на прибор­ной доске самолета. Датчик измеряет уровень топлива в баке и выдает результат измерения в виде электрического сигнала по­стоянного или переменного тока. Указатель представляет собой электроизмерительный прибор, шкала которого отградуирована в единицах количества топлива.

При наличии нескольких топливных баков можно путем пере­ключения электрических цепей подсоединять один и тот же ука­затель поочередно к каждому датчику или одновременно ко всем датчикам, соединенным последовательно. Это позволяет с помо­щью одного указателя и переключателя измерять как запас топ­лива в каждом баке в отдельности, так и суммарный запас топ­лива на самолете.

Датчик состоит из поплавка, механической передачи и элек­трического преобразователя перемещений.

Механическая передача выполняет следующие функции: а) преобразует вертикальное перемещение поплавка в угловое перемещение промежуточной оси, расположенной внутри бака;

б) передает угловое перемещение от промежуточной оси к расположенной вне бака выходной оси через герметичную стен­ку (для обеспечения пожаробезопасности).

На рис. 9.10 представлены два варианта механической пере­дачи, отличающиеся кинематической схемой и способом переда­чи углового перемещения через герметичную стенку.

В первом варианте угловое перемещение передается с помо­щью сильфона, работающего на изгиб; во втором варианте — с помощью магнитной муфты, состоящей из двух постоянных маг­нитов, разделенных немагнит­ной стенкой.

Электрический преобразова­тель перемещений в обоих ва­риантах выполнен в виде про­волочного потенциометра.

Указатель топливомера представляет собой логометр; рамки логометра включены

в мостовую схему, плечи Rx и Rv которой образованы потен­циометром датчика. Электриче­ская схема аналогична схеме дистанционного манометра (см. рис. 6.17,6).

Принципиальная электрическая схема соединения нескольких датчиков с одним указателем для определения суммарного коли­чества топлива показана на рис. 9.11. По этой схеме переменное сопротивление Ry является суммой сопротивлений реостатов Rу1, Rу2,...., Rуn, включенных последовательно. Каждое из этих сопротивлений является функцией количества топлива в соответ­ствующем баке:

.

Следовательно, общее сопротивление

.

Чтобы сопротивление Ry являлось функцией суммарного количе­ства топлива , необходимо, чтобы сопротивления каждого датчика изменялись пропорционально количеству топ­лива в баках с одинаковым коэффициентом пропорциональности:

.

Тогда

.

Поскольку для i -го бака зависимость определяется формой бака, характеристикой передачи и характеристикой рео­стата, то для получения пропорциональной зависимости необходимо соответствующим образом согласовать указан­ные характеристики.

Обычно согласование характеристик осуществляют путем по­строения функционального реостата, характеристика которого выбирается решением системы следующих уравнений:

характеристика i-ro бака;

—характеристика передачи в i -ом датчике;

заданная характеристика датчика в целом,

где hi — высота уровня в i -м баке;

— угловое перемещение щетки реостата. Совместное решение уравнений дает зависимость между и Ryi:

.

Для реализации полученной зависимости применяют реоста­ты с профилированным каркасом; плавную функцию обычно аппрокси­мируют ломаной характеристикой, со­ставленной из отрезков прямых, что позволяет применять ступенчатый кар­кас (рис. 9.12).

В указателе топливомера могут применяться логометры различных ти­пов, в том числе логометры с непо­движными рамками и подвижным магнитом, логометры с неподвижным внутрирайонным цилиндрическим магнитом и подвижными рамками и логометр с внешним подково­образным неподвижным магнитом и подвижными рамками.

Последний вариант логометра позволяет получить относитель­но большой угол шкалы за счет применения полюсных наконеч­ников специальной формы с использованием только одной актив­ной стороны в каждой рамке логометра.

Поплавковым топливомерам свойственны методические и ин­струментальные погрешности.

К методическим погрешностям относят:

а) погрешности, обусловленные изменением положения топ­лива в баке при продольных и поперечных наклонах самолета и при движении самолета с продольными и поперечными ускоре­ниями;

б) погрешности, вызванные влиянием температуры на уро­вень топлива (в соответствии с коэффициентом объемного рас­ширения топлива);

в) погрешности, обусловленные приближениями, допущенны­ми при проектировании прибора (аппроксимацией характеристик реостатов и др.).

Инструментальные погрешности топливомера аналогичны по­грешностям других электромеханических приборов. Они опреде­ляются несовершенством механических и электрических элементов, наличием сил трения, люфтов, влиянием температуры на ме­ханические, электрические и магнитные свойства деталей и узлов и т. п.

ТУРБИННЫЕ РАСХОДОМЕРЫ

 

Турбинные расходомеры применяются для измерения мгно­венного или суммарного расхода топлива. Существуют также комбинированные расходомеры, измеряющие как мгновенный, так и суммарный расход.

Рассмотрим схему и особенности конструкции комбинирован­ного расходомера, используемого на самолетах с газотурбинны­ми двигателями. Расходомер состоит из датчика, указателя и тиратронного прерывателя. Кинематическая схема датчика изобра­жена на рис. 9.18. Датчик выполняет две функции: измерение суммарного и мгновенного расходов.

Для измерения суммарного расхода в датчике имеется тур­бина 4, приводящая во вращение через червячную передачу 3 магнитную муфту, состоящую из двух магнитов 1 и 2, разделен­ных немагнитной стенкой. Вторичный магнит 1 связан с контакт­ным прерывателем, который при каждом обороте магнита замы­кает и размыкает электрическую цепь, ведущую к указателю (прерыватель на рис. 9.18 не показан).

Для измерения мгновенного расхода в датчике имеется тур­бина 5, связанная с тахометрическим узлом, который выполнен по схеме магнитного тахометра и состоит из постоянного магни­та 6, токопроводящего цилиндра 8 и противодействующих пру­жин 9. На вторичном валу тахометрического узла помещен ротор сельсина 10. Вторичный вал тахометрического узла вместе с токопроводящим цилиндром, пружинами и ротором сельсина выне­сен за пределы пространства, заполненного топливом и отделен от него немагнитной стенкой 7. Взаимодействие постоянного маг­нита 6 с токопроводящим цилиндром 8 тахометрического узла происходит через немагнитную стенку 7.

Контактный прерыватель датчика соединен с тиратронным прерывателем, усиливающим импульсы электрического тока и включающим обмотку реле, расположенного в указателе. Якорь реле механически связан с храповым механизмом, который при каждом импульсе тока поворачивается на один зуб, работая как шаговый двигатель.

С храповым механизмом связана стрелка суммарного расхо­да топлива.

Обмотки статора сельсина 10 соединены с обмотками стато­ра сельсина-указателя, ротор которого связан со стрелкой, ука­зывающей мгновенный расход топлива.

Кинематическая схема указателя показана на рис. 9.19.

Мгновенный расход указывает короткая стрелка по внутрен­ней шкале; длинная стрелка указывает по внешней шкале оста­ток топлива, определяемый как разность между начальным ко­личеством топлива и израсходованным на данный момент вре­мени. Следовательно, длинная стрелка при расходовании топли­ва движется в сторону уменьшения ее показаний.

Начальное количество топлива устанавливается по внешней шкале вручную путем перевода длинной стрелки с помощью зуб­чатого колеса 13.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.