Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деньги для модернизации: сколько нужно и где их взять?





Лозунг модернизации останется очередным симулякром до тех пор, пока не будет установлено, сколько для нее нужно денег и откуда их можно взять. Эти вопросы руководители российского госу­дарства не ставят, и потому их многочисленные призывы к модерни­зации пока являются ничем иным, как в лучшем случае прекрасно­душным мечтанием, а в худшем - демагогией и обманом.

Когда-то Наполеон говорил, что для победы в войне нужны три вещи: деньги, деньги, и еще раз деньги. То же самое можно сказать и о модернизации. Для нее нужно очень много денег (последнее, ко­нечно, не означает, что дело ограничивается только деньгами - но об этом позже).

Причин «странного» замалчивания российскими властями цены модернизации несколько. Они не знают, сколько денег необходимо, и ни одно из экономических ведомств им об этом не сообщает, по­скольку те и сами живут в мире «лукавых» цифр. Совсем недавно журнал «Эксперт» обобщил данные официальных программ модер­низации российской экономики и обнаружил, что они предусматри­вали на период до 2020 года вложение в модернизацию основных фондов лишь 112 трлн. рублей, чего, по мнению журнала, «хватит лишь на консервацию нынешнего уровня отставания»1. Не помогает и официальная экономическая наука: в многочисленных прогнозах и сценариях, составлявшихся академическим и ведомственными ин­ститутами, назывались примерно те же мизерные величины. Важ­нейшая причина беспомощности официальных структур в отноше­нии цены модернизации состоит в том, что они не знают и не пыта­ются узнать реальной стоимости имеющихся основных фондов, а без такой информации никакие расчеты не могут дать истинных резуль­татов.

Российское руководство, не имея доброкачественной официаль­ной экономической информации о требуемых затратах на модерни­зацию, пренебрегает и неофициальной, к которой она изредка обра-

1 А. Зайко. «Стратегия "малой России"» // Эксперт, 2010, №39, с. 12.

 

Г.И. Ханш, ДА. Фомин Деньги для модернизации.

щается - и этому тоже есть объяснение. Сообщаемые нами цифры настолько велики и требуют таких серьезных жертв от населения, особенно наиболее состоятельной его части, что сообщить их людям просто страшно. И как идти на выборы с такими цифрами? Непре­менно возникнет вопрос и об ответственности и нынешней власти за требуемые жертвы. Нельзя же все валить на «лихие» 1990-е годы -тем более что и тогда многие представители нынешней элиты были не последними людьми во власти.

Конечно, для более или менее полного ответа на вопрос о сред­ствах, необходимых для модернизации, нужны усилия целых науч­ных коллективов и ряда экономических ведомств, поскольку требу­ются сложные расчеты и детальные оценки по отдельным отраслям (а их у нас более 400 только в промышленности). Но для определе­ния порядка цифр годятся и укрупненные расчеты.

Первая попытка определить цену модернизации была предпри­нята нами еще в 2002 году, когда необходимость нового «ускорения» стала совершенно очевидной2. Впоследствии для проведения этих расчетов (в нем помимо авторов активно участвовала и Н. В. Копы-лова) использовались проводившиеся с 2003 года оценки восстано­вительной стоимости основных фондов в некоторых отраслях эконо­мики. Для непосвященных в тонкости статистики и бухгалтерского учета напомним, что под восстановительной стоимостью понимается стоимость воспроизводства имеющихся основных фондов в текущих рыночных ценах. Совершенно очевидно, что при инфляции балансо­вая и восстановительная стоимость неизбежно расходятся - причем и тем сильнее, чем сильнее инфляция. К тому же, значительное рас­хождение между ними возникло еще в советский период, что тоже требовалось учесть.

Не станем приводить методологию наших расчетов: желающие могут с ней ознакомиться в наших многочисленных статьях. Отме­тим лишь, что к началу XXI века расхождение между восстановитель­ной и балансовой стоимостью по ряду отраслей экономики составило 4-5 раз и более (близкие оценки делались тогда и другими авторами - например, С. Ю. Глазьевым и К. К. Вальтухом, но они не подкреп­лялись конкретными расчетами). Корректировка официальной стоимости основных фондов на этот коэффициент позволила устано-

Г.И. Ханин. «Перераспределение доходов населения как фактор ускорения экономического развития и обеспечения социальной стабильности» // ЭКО, 2002, №6.

Часть 4 Реформы: что дальше?

вить тогда, пусть и примерно, их реальную стоимость, что открывало путь к определению необходимых объемов инвестиций в модерниза­цию основных фондов для обеспечения быстрого экономического роста.

В течение 2003-2007 годов нами определялся уровень недооце-ненности основных фондов в новых секторах экономики России; в частности, важное значение имела оценка состояния основных фон­дов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая выявила потреб­ность в огромном (14 трлн. рублей) объеме капиталовложений, не­обходимом для недопущения краха этой жизненно важной отрасли.

Прежде чем излагать наши расчеты нужных для модернизации средств, напомним, что они состоят из вложений в обновление физи­ческого капитала (в котором основную роль играют основные фонды - здания, сооружения, оборудование и некоторые другие менее крупные компоненты), оборотного капитала (запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции) и человеческого капитала (куда относятся текущие расходы на образование, здраво­охранение и науку).

В 2010 году нами тремя независимыми методами была опреде­лена восстановительная стоимость основных фондов промышленно­сти России в 2005-2008 годы. В этот период она превысила их балан­совую стоимость в 6,9 раза3- значительно больше, чем в конце 1990-х годов в индустриальном секторе. Тогда по другим отраслям экономики (кроме транспорта и строительства, расчеты по которым не производились) соотношения между восстановительной и балан­совой стоимостью оказались в 2 и более раза выше, чем в промыш­ленности4. Не имея возможности заново произвести расчеты восста-

3Г.И. Ханин, Н.В. Копылова. «Альтернативная оценка восстановительной стоимости основных фондов промышленности в 2005-2008 годы» // ЭКО, 2011, №1.

4 Г.И. Ханин, Д.А. Фомин «Цена торговли» // ЭКО, 2005, №6; Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. «Альтернативная оценка рентабельности сельского хозяйства в Рос­сии в 2001 г.» // Вопросы статистики, 2004, №2; Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. «Соотношение балансовой и восстановительной стоимости основных фондов розничной торговли» // Вопросы статистики, 2005, №12; Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. «Оптовая торговля современной России» // Проблемы прогнозиро­вания, 2007, №5; Д.А. Фомин, Г.И. Ханин. «Коммунальная антиутопия» // ЭКО, 2007, №7; Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. «Общественное питание в России: характеристика, рентабельность, динамика» // Проблемы прогнозирования, 2008, №3.

Г.И. Ханин, Д.А. Фомин Деньги для модернизации.

новительнои стоимости по всем отраслям, примем, что по всей эко­номике отношение восстановительной стоимости к балансовой со­ставляет минимум 8:1. В начале 2008 года объем основных фондов в России составил по балансовой полной стоимости 64,4 трлн. рублей, в начале 2009 года - 74,4 трлн. рублей5. Средняя величина - 69,4 трлн. рублей, что соответствует полной восстановительной стоимо­сти в 555,2 трлн. рублей. Вследствие различной степени износа ста­рых основных фондов в дорогих рублях и новых в дешевых рублях реальный износ основных фондов намного выше официального. В 2001 году нами был рассчитан реальный износ основных фондов для электроэнергетики, который превысил официальный на 22,1 про­центных пункта - что, если экстраполировать эту разницу на всю экономику, указывало на реальный износ всех основных фондов в размере 67,9%6. Вряд ли с тех пор он снизился. Исходя из этой вели­чины остаточная восстановительная стоимость основных фондов составит 178,2 трлн. рублей.

Полученные значения полной и остаточной восстановительной стоимости основных фондов в 2008 году позволяют рассчитать при­мерную потребность в инвестициях при различных гипотезах еже­годного роста ВВП за счет наращивания основных фондов при неиз­менной структуре экономики. При гипотезе о росте ВВП на 8% еже­годно потребуется 11,04 трлн. рублей для возмещения физического износа в размере 2% от полной восстановительной стоимости основ­ных фондов и еще 14,25 трлн. рублей для роста их остаточной вос­становительной стоимости на 8% ежегодно - итого 25,29 трлн. руб­лей при реальном показателе инвестиций в экономику в размере 8,76 трлн. рублей. «Дефицит» в размере 16,53 трлн. рублей составля­ет более 80% от объема личного потребления населения в 2008 году7. Ввиду невозможности мобилизовать такие средства, снизим ежегод­ные темпы роста ВВП и основных фондов до 3%. Тогда потребность в капитальных вложениях составит те же 11,04 трлн. рублей для воз­мещения физического износа и 5,34 трлн. рублей для обеспечения прироста основных фондов - то есть 16,38 трлн. рублей, или на 7,62 трлн. рублей больше, чем было реально инвестировано в 2008 году.

5 Российский статистический ежегодник за 2009 год, Москва, 2009, с. 326.

6 Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. «Потребление и накопление основного капитала в экономике России: альтернативная оценка» // Проблемы прогнозирования, 2007, №1.

7 Национальные счета России за 2005-2009 годы, Москва, 2010, с. 22.

Часть 4 Реформы: что дальше?

Следует обратить внимание на то, что объем капвложений в 2008 году был меньше физического износа основных фондов, что означало их ежегодное снижение на 2,28 трлн. рублей или на 1,3%. Следова­тельно, при выходе на максимум использования производственных мощностей (что как раз и произошло в 2008 году) Россию ожидает такое же примерное ежегодное сокращение ВВП вместо намечаемого правительством его роста на 3-4% ежегодно до 2013 года и чуть ли не на 7-8% после 2013 года...

Начиная с 2005 года, потребность в средствах для модернизации определялась нами только по физическому капиталу. Для полного учета необходимых вложений нужно дополнить исчислявшиеся нами инвестиции в основные фонды вложениями в оборотные. В 2008 го­ды инвестиции в основные фонды составили по Российской Федера­ции 8,76 трлн. рублей8. По данным статистики национальных счетов США (российским данными пользоваться невозможно ввиду их мно­гочисленных искажений) на 1 рубль основных фондов в период эко­номического подъема приходилось примерно 6 копеек оборотных фондов9. Следовательно, при росте капитальных вложений на 7,62 трлн. рублей требуется ежегодный прирост оборотных фондов на 460 млрд. рублей, а всего дополнительные вложения в физический капи­тал составят 8,08 трлн. рублей.

В случае данного увеличения доля фонда накопления в ВВП со­ставила бы 41,6%. Этот показатель - один из самых высоких в мире и вряд ли можно его превысить (хотя такие примеры имеются, напри­мер, в КНР). При этом мы исходим из обоснованности оценки рос­сийского ВВП, в которой, однако, нет полной уверенности из-за не­ясности с обоснованностью учета официальной статистикой размера теневой экономики.

Интересный (и интригующий) вопрос состоит в том, почему практически во всех странах доля фонда накопления свыше 40% ВВП обеспечивала ежегодный рост ВВП на 7-8% и более, а в России -лишь на скромные 3%. Основная причина состоит в том, что Россия унаследовала огромный и устаревший физический капитал СССР, в связи с чем большая часть фонда накопления (26,5% ВВП или почти 2/3) тратится на возмещение его физического износа, в то время как другие страны проводили модернизацию, имея минимальный объем основных фондов. К тому же в России модернизации препятствует

8 Российский статистический ежегодник за 2009 год, с. 651.

9 Statistical Abstract of the United States 1989. Washington (DC), 1989, p. 435.

Г.И. Ханин, ДА. Фомин Деньги для модернизации...

значительно более косный социальный и человеческий капитал. Он мешает осуществлять менее фондоемкие структурные сдвиги, иг­рающие столь важную роль в ряде других стран. Немалую негатив­ную роль играют и менее благоприятные климатические и транс­портные условия, порождающие дополнительные капитальные за­траты. Но есть в этом вопросе и статистическая проблема. По расче­там паритета покупательной способности валют, проводившихся в разные годы Евростатом в рамках программы международных сопос­тавлений ВВП в секторе фонда накопления, этот паритет для России на 7-8 процентных пункта ниже, чем по расчетам российской стати­стики национальных счетов. Результаты этих расчетов Евростата совпадают с проводившимися нами альтернативными расчетами динамики розничных цен и оптовых цен на инвестиционные товары с 1990 года. Если следовать этой методике, то реальная доля фонда накопления после перераспределения доходов и сокращения отдель­ных статей бюджета составит не 41,6% ВВП, а 33-34%. Для того, что­бы поднять ее до 41,6%, придется дополнительно изыскать дополни­тельно еще около 3 трлн. рублей. Но тогда и ежегодные темпы роста ВВП могут возрасти до уже достаточно высоких 4% в год за предела­ми 2015 года. Это потребует сокращения фонда личного потребления домашних хозяйств еще на 15 процентных пунктов.

Для определения полной величины вложений в модернизацию экономики надо учесть также дополнительные вложения в человече­ский капитал. Методика их определения, как и исчисления величины человеческого капитала, в России отсутствует. Вполне очевидно лишь то, что в 1990-е годы произошло сокращение инвестиций в этот сектор, сходное по масштабам со снижением вложений в физический капитал. Лишь частично это сокращение было компенсировано рос­том в 2000-е годы. Об убогости сферы человеческого капитала в Рос­сии свидетельствуют низкая оплата труда преподавателей, врачей и научных работников, бедность библиотек, учебного, научного и ме­дицинского оборудования и многие другие хорошо известные факты. Поэтому мы исходим из необходимости увеличения вложений в эту сферу в те же 1,87 раза, что и по физическому капиталу. В качестве текущих вложений мы приняли валовую добавленную стоимость, созданную в данном секторе: в 2008 году она составила в сфере обра­зования в 960 млрд. рублей, в здравоохранении - 1,19 трлн. рублей10,

' Национальные счета России за 2005-2009 годы, с. 83.

Часть 4 Реформы: что дальше?

затраты на НИОКР - 430 млрд. рублей11, а всего по трем отраслям -2,58 трлн. рублей. Их требуется увеличить до 4,82 трлн. рублей, т. е. на 2,24 трлн, рублей. Совокупные же вложения в физический и чело­веческий капитал в год требуется увеличить на 10,32 трлн. рублей. Из этой суммы по самому оптимистическому сценарию за счет до­полнительного притока иностранного капитала вряд ли может быть получено больше 10 млрд. долл., или 300 млрд. рублей. Таким обра­зом, нужно найти 10,02 трлн. рублей, или 50,1% от объема личного потребления домашних хозяйств в 2008 году.

Цифра сокращения уровня жизни населения, конечно, колос­сальная. Есть от чего российским руководителям и всему населению России прийти в ужас. Но ясно, что за отсталость и ее преодоление приходится (и всегда приходилось) платить очень дорого. Не явля­лись ли ужасы петровской и сталинской модернизации такой доро­гой платой за предыдущую многовековую отсталость и счет за них следует по справедливости предъявить предыдущим правителям Рос­сии? И нынешний счет можно предъявить не только руководителям последних 20 лет, но и предыдущих 20 лет брежневского благополу­чия и популистских структурных горбачевских реформ, подрывав­ших человеческий и физический капитал страны.

Хочется обратить внимание на то, что ценой колоссальных уси­лий и материальных жертв удастся достигнуть весьма скромного ре­зультата в 3% ежегодного прироста ВВП. И то не сразу: потребуется несколько лет для выработки программы модернизации, необходи­мой законодательной базы, проектных и строительно-монтажных работ на новых или реконструируемых предприятиях, обучения для них кадров и освоения ими новой техники. Будет успехом, если в 2020 году Россия сумеет по объему ВВП достичь уровня 1987 года, от которого сейчас она отстает, по нашим подсчетам, примерно на 20%. Осуществить программу прорыва будет крайне сложно, по­скольку за последние годы мы почти извели хороших экономистов, юристов, проектировщиков, строителей и квалифицированных рабочих и инженеров, погубили собственное инвестиционное ма­шиностроение. Так что для модернизации нам не хватает не столь­ко денег, сколько ума. К тому же очень серьезные проблемы воз-S никнут в связи с сокращением трудовых ресурсов и необходимо- I стью их грандиозного перераспределения между отраслями народ-

11 Российский статистический ежегодник за 2009 год, с. 354.

Г.И. Ханш, ДА. Фомин Деньги для модернизации.

ного хозяйства. Существенные трудности связаны и с обеспечени­ем такого роста энергетическими ресурсами. Скорее всего, потре­буется заметно сократить их экспорт, что окажется затруднительно и с точки зрения выполнения принятых долгосрочных обяза­тельств, и с точки зрения финансирования импорта и выплаты долгов. Еще более сложные проблемы возникнут с двумя ключевы­ми инфраструктурными отраслями, которые работают на пределе своих производственных возможностей: электроэнергетикой и же­лезнодорожным транспортом. Здесь не поможет внешнеэкономи­ческий маневр, а расширение их производственных возможностей требует длительного времени для проектирования и строительства новых объектов или их реконструкции.

Нами специально для данной статьи был произведен и более де­тальный расчет соотношения между восстановительной и балансо­вой стоимостью основных фондов. Средняя величина соотношения основана на отраслевой структуре балансовой стоимости основных фондов в 2008 году и охватывает 83,6% общего их объема в этом го­ду. Среди важнейшей неохваченной, по понятным причинам, части их стоимости укажем на стоимость военной техники и военных со­оружений. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.