Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О том, как создается художественный мир стихотворения





 

 

Теперь я расскажу, как устроено лирическое стихотворение. Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими чувствами. А ведь именно чувства и впечатления призвана выражать лирика.

Тебе следует знать, что в лирическом стихотворении художественные образы группируются не вокруг основного конфликта, развитие которого определяет ход повествования, а организуются с помощью ритма и особых приемов деления и построения поэтической мысли. Для лирического стихотворения основными элементами являются метр, рифма, строфа и поэтическое слово.

Понятием «метр» определяется ритм стихотворения. В одной из первых наших бесед я говорил тебе, что стихотворный ритм отличается от прозаического своей музыкальностью. Именно метр создает в каждом произведении свою особенную музыку стиха. Ритмическая система русского стихосложения (ее называют силлабо-тонической) основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Запомни, стихом называется одна строка стихотворения, а само слово «стихотворение», следовательно, означает: произведение, состоящее из стихов.

Как тебе известно, каждое слово в русском языке имеет только одно ударение, которое, правда, может падать на любой слог слова, а сами слова состоять из разного количества слогов. Что это дает поэту? Поэт может так подобрать и расположить слова, что ударные и безударные слоги будут чередоваться в правильной последовательности. Например, ударный слог будет следовать за безударным или наоборот. А может получиться и так, что между ударными слогами постоянно будут находиться два безударных слога. В русском стихосложении есть пять основных вариантов сочетания ударного слога с безударным. Такие сочетания называются стопой.

Давай договоримся с тобой обозначать ударный слог знаком

, безударный слог знаком

, а стопы отделять друг от друга значком /.

Итак, первый вариант мы с тобой уже называли: ударный слог следует за безударным. Зовется такой метр ямбом. Вот как выглядит ямбическая стопа:

.

А вот как звучат стихи, написанные ямбом:

 

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!..

 

 

Второй широко распространенный в русской поэзии метр называется хореем. В хорее вслед за ударным слогом следует безударный. Вот как выглядит хореическая стопа:

.

 

А вот как звучат стихи, написанные хореем:

 

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют…

 

 

При определении метра стихотворения учитывается не только порядок ударений, но и количество стоп в стихе. Я приводил тебе в пример стихи, написанные четырехстопным ямбом и четырехстопным хореем.

Ямб и хорей, двусложные метры, имеют наибольшее распространение в русском стихосложении. Но с ними связан один очень любопытный секрет. И я сейчас раскрою его тебе.

Давай попробуем, пользуясь нашими обозначениями, нарисовать схему первых стихов поэмы «Руслан и Людмила», из которой я дал тебе пример ямба.

 

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

 

Ты, конечно, сразу заметил странность в первом и четвертом стихе, где появляются стопы без ударения. Это вполне объяснимо, ведь в слове «Лукоморье» четыре слога и только одно ударение, а ямб – двусложный метр, именно поэтому в стихе появляется облегченная стопа, то есть стопа без ударения. Такая облегченная стопа называется пирри́хием

.

 

 

Но ведь в стихе могут оказаться рядом два и даже четыре односложных слова, тогда рядом окажутся два ударения и стопа окажется утяжеленной

. Утяжеленная стопа с двумя ударными слогами называется спонде́ем. Так, в «Муле без узды» есть строчки:

 

Меж тем виллан ему приносит

Семь нужных для него щитов…

 

 

Как видишь, в последнем из приведенных стихов рядом оказались спондей и пиррихий. Вот тебе и разгадка популярности двусложных размеров у русских поэтов: пиррихии и спондеи позволяют поэтам разнообразить музыкальный рисунок стиха, делать стих то более плавным, то, наоборот, более резким, четким, а иногда и просто тяжелым. Поэтому стихи, написанные одним стихотворным метром, нередко имеют разное ритмическое звучание, различный музыкальный рисунок.

Кроме двусложных, в русском стихосложении имеются и трехсложные метры. Первый из них называется да́ктилем. Дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых ударным является первый слог:

. Вот как звучат дактилические стихи:

 

Были и лето и осень дождливы,

Были затоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел, а пропал.

Сделался голод, народ умирал…

 

 

Существует трехсложный метр, называемый амфибра́хий. В стопе амфибрахия ударение падает на второй слог, и выглядит она так:

. Перед тобой пример стихов, написанных амфибрахием:

 

Раскинулось море широко,

И волны бушуют вдали.

Товарищ! Мы едем далеко,

Подальше от нашей земли…

 

 

Третий трехсложный метр называется ана́пест. В анапестической стопе ударение падает на третий слог. Вот так выглядит стопа анапеста:

, а вот и пример стихов, написанных анапестом:

 

Как побил государь Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое приходить мастерам.

И велел благодетель, гласит летописца сказанье,

В память оной победы да выстроят каменный храм…

 

 

Когда в стихах одного произведения произвольно (то есть без заметной периодичности) меняется количество стоп, такой художественный прием называют вольным стихом. Поэты используют его главным образом для того, чтобы придать произведению оттенок разговорности.

Например, «Вадим» А. Хомякова написан вольным стихом.

А теперь давай поговорим с тобой еще об одной особенности стихотворной речи. Я не сомневаюсь, что эта особенность давным-давно тобою замечена. Ведь в большинстве стихотворений окончания близко расположенных друг к другу строк имеют звуковое сходство. Такое созвучие частей стихов называется ри́фмой. Чаще всего рифмуются именно последние слова стихов.

Самое главное в рифмовке – это совпадения звучаний ударных слогов: ударного гласного и опорного согласного звуков. Если такое совпадение есть – перед нами рифма. Рифмы бывают очень разными: богатыми и бедными, полными и неполными, составными и… О разновидностях рифм ты узнаешь в свое время. Но некоторые свойства рифм тебе следует знать уже теперь.

Еще раз внимательно посмотри на ритмические схемы стихов, приведенные мною, когда я рассказывал тебе о стихотворных метрах: в них последняя стопа нередко оказывается неполной, а иногда после последней стопы появляется один дополнительный безударный слог. Все это как раз и связано с особенностями рифм, которые бывают трех типов.

Мужские – ударение падает на последний слог рифмующихся слов:

 

Хлеб на полях не созрел, а пропал.

Сделался голод, народ умирал…

 

Женские – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов:

 

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!..

 

Дактилические – ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов:

 

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…

 

Правда, стихи далеко не всегда содержат рифмы, и ты уже знакомился с такими произведениями. Стихи без рифм называются белыми стихами, именно так написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, так сложены и русские былины.

Когда же концевые рифмы присутствуют в стихотворении, поэт очень часто располагает их в определенной последовательности. Можно зарифмовать два смежных стиха, и такая рифма будет называться парной:

 

За морями, за долами,

За широкими полями,

Против неба на земле

Жил старик в одном селе…

 

Поэт может применить более сложную систему рифмовки, рифмуя первый стих с четвертым, а второй – с третьим. Такая рифмовка называется опоясывающей:

 

Мне не спится, нет огня.

Всюду мрак, да сон докучный,

Бой часов лишь однозвучный

Раздается вкруг меня…

 

Самой распространенной в русском стихосложении является перекрестная рифмовка, когда стихи рифмуются через один: первый с третьим, второй с четвертым и так далее.

 

Под броней с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья…

 

Очень часто принятая автором система рифмовки сохраняется им на протяжении всего стихотворения, а поскольку рифма очень тесно связывает между собой отдельные стихи, все произведение как бы распадается на равновеликие отрезки. Такие части стихотворения, связанные общими рифмами, обозначают понятием строфа́. По способу рифмовки выделяются такие виды строф, как двусти́шье (с парной рифмовкой), катре́н (четверостишье), в котором может использоваться как перекрестная, так и опоясывающая система рифмовки, терце́т (трехстишье), система рифм в котором может быть различной, сексти́на (шестистишье, состоящее из катрена и двустишья), которая использовалась А. С. Пушкиным в «Песни о вещем Олеге». Есть и другие виды строф, но с ними ты познакомишься позднее.

Я подобрал для тебя несколько стихотворений, созданных лучшими русскими поэтами. Обрати внимание на разные стихотворные метры и виды рифмовки. Я попросил бы тебя попытаться самостоятельно начертить схемы поэтических ритмов этих стихотворений и дать характеристику рифмам в них.

Не случайно я напомнил тебе, что это прекрасные произведения искусства, в которых ритм, музыка стиха и рифмы важны не сами по себе. Каждое из этих стихотворений содержит в себе глубокую поэтическую мысль, и тебе предстоит определить темы и идейное звучание этих произведений. При этом ты не должен забывать, что лирика призвана передавать не мысли, а чувства, эмоциональные впечатления.

 

Вспомни, пожалуйста, известные тебе изобразительно-выразительные средства и проследи, как они используются поэтами. Не забывай также обращать внимание на роль диалога в лирическом произведении.

 

 

Александр Сергеевич Пушкин

 

 

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

Вопросы и задания

1. Назови основной художественный прием, на котором строится стихотворение «Зимнее утро».

2. К какому роду и жанру относится стихотворение?

3. С какой целью в стихотворение вводятся обращения?

4. Назови основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, и приведи их примеры.

5. Нарисуй структурную схему одной строфы стихотворения, отметив пиррихии.

6. Дай характеристику рифмам стихотворения.

7. Охарактеризуй лирического героя стихотворения.

8. Сформулируй тему стихотворения и укажи, какими средствами она раскрывается.

9. Какое лирическое чувство передает автор данным стихотворением?

10. Подготовь выразительное чтение стихотворения.

 

 

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

 

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

 

«Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

 

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плю́ет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою[126]небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» —

«Кто их знает? пень иль волк?»

 

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Сре́дь белеющих равнин.

 

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

 

Вопросы и задания

1. Объясни смысл названия стихотворения «Бесы».

2. Как и для чего используются в стихотворении поэтические повторы?

3. От чьего лица ведется повествование в стихотворении?

4. Как и для чего используется в стихотворении диалог?

5. Охарактеризуй род и жанр данного стихотворения.

6. Какую роль в этом стихотворении играет пейзаж?

7. Какими художественными средствами создает автор образы бесов в стихотворении?

8. Дай характеристику строфики стихотворения, определи рифмовки и характер рифм.

9. Охарактеризуй основное лирическое чувство, пронизывающее стихотворение.

10. Подготовь выразительное чтение стихотворения.

 

 

Дельвигу [127]

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

Наперснику богов не страшны бури злые:

Над ним их промысел высокий и святой;

Его баюкают камены[128]молодые

И с пе́рстом на устах хранят его покой.

О милый друг, и мне богини песнопенья

Еще в младенческую грудь

Влияли искру вдохновенья

И тайный указали путь:

Я лирных звуков наслажденья

Младенцем чувствовать умел,

И лира стала мой удел.

Но где же вы, минуты упоенья,

Неизъяснимый сердца жар,

Одушевленный труд и слезы вдохновенья!

Как дым исчез мой легкий дар.

Как рано зависти привлек я взор кровавый

И злобной клеветы невидимый кинжал!

Нет, нет, ни счастием, ни славой,

Ни гордой жаждою похвал

Не буду увлечен! В бездействии счастливом

Забуду милых муз, мучительниц моих;

Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуй образ поэта, возникающий в этом произведении.

2. Какой цели достигает А. С. Пушкин, изменяя ритм стихотворения?

3. Укажи эпитеты, употребляемые поэтом в стихотворении и их эмоциональное воздействие.

4. Подготовь выразительное чтение стихотворения.

5. Подготовь самостоятельно сопоставительную характеристику образа поэта в этом стихотворении и стихотворении А. С. Пушкина «Поэт».

6. Нарисуй ритмическую схему первых четырех строк.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуй эмоциональное настроение, создаваемое этим стихотворением.

2. Как связаны образы туч с образом поэта?

3. Какую художественную роль играют в стихотворении риторические вопросы?

4. Подготовь выразительное чтение стихотворения наизусть.

5. Нарисуй ритмическую схему стихотворения.

 

 

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

 

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

Вопросы и задания

1. Объясни смысл названия и охарактеризуй образ паруса в стихотворении.

2. Как в стихотворении используется прием олицетворения?

3. Какими художественными средствами создается в «Парусе» романтическое настроение?

4. Подготовь самостоятельно выразительное чтение стихотворения наизусть.

5. Подготовь сообщение на тему: «Образы туч и паруса в стихотворениях М. Ю. Лермонтова (что их объединяет, а что различает?)».

6. Нарисуй ритмическую схему стихотворения.

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

 

Крестьянские дети

(фрагменты)

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши[129]– живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узна́ю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье…

 

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей.

 

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей», —

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай Бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «попался спроста!»

Зато мы потом их губили довольно

И клали рядком на перилы моста…

 

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгну́ли гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной,

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, рябитишки! обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!..

 

Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам…

 

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

– Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»

– Уж больно ты грозен, как я погляжу!

– Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,

– Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

– А что, у отца-то большая семья? —

– «Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

– Так вот оно что? А как звать тебя? – «Власом».

– А кой тебе годик? – «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский я театр попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

 

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

 

Вопросы и задания

1. Какое лирическое настроение является определяющим в этом стихотворении?

2. Охарактеризуй лирического героя этого стихотворения.

3. Какие тропы использует поэт в стихотворении?

4. Подготовь самостоятельно выразительное чтение стихотворения.

5. Нарисуй ритмическую схему последних восьми стихов.

 

 

Читательская лаборатория







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.