|
Как написать отзыв о прочитанном произведении
Когда читателю понравилась прочитанная книга, ему очень хочется рассказать о ней друзьям, родителям, знакомым. Как сделать этот рассказ интересным? Для этого нужно знать несколько правил. Отзыв о книге начинается с рассказа о ее авторе. Ответь на вопросы: Что я знаю об авторе этой книги? Какие его книги я уже читал? О каких героях и событиях любит писать автор? Если случится так, что ты впервые встретился с произведением какого-то автора, то надо постараться узнать о нем. Как правило, рассказ об авторе есть в самой книге (предисловие, справка об авторе в конце книги). При отсутствии такой информации ее можно получить в энциклопедическом словаре, в справочниках о русских и зарубежных писателях. Чтобы собеседнику были понятны отдельные детали и конкретные события твоего рассказа о книге, дай сначала общее представление о ней. Ответь на вопросы: Когда и где происходят основные события? С какими героями ты познакомился? В каких событиях они принимают участие? А теперь наступает самое интересное в твоем рассказе: собеседник услышит, что понравилось тебе в этой книге больше всего. Ответь на вопрос: Какие страницы вызвали самые сильные впечатления? Не ограничивай свой рассказ тем, что о нем может сказать каждый. Поделись только своим впечатлением о книге. Одним больше запоминаются интересные, необычные события, другим – яркие, удивительные герои. Расскажи о них. Например, вспомни новеллу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Тебя как читателя захватывают события, происшедшие с героями: война на Кавказе, плен, знакомство с чужой, ранее неизвестной жизнью горцев, смелый побег Жилина. Ты увлечен этими событиями, тебе быстрее хочется узнать, чем они закончатся. Ты переживаешь за героев и радуешься их освобождению. Перескажи самые интересные эпизоды. Какой эпизод произвел на тебя самое яркое впечатление? Пересказывая самый запомнившийся, определи, о чем ты будешь говорить более подробно, а о чем – кратко. Самым главным событиям надо уделить больше внимания, пересказывать их подробнее, ближе к тексту. Введи в свой рассказ авторские слова и характеристики, важные для понимания смысла, сути происходящих событий. Заканчивая свой пересказ события, поделись с собеседником своей читательской оценкой. Ответь на вопросы: Почему этот эпизод тебе понравился? Чем близки тебе эти события? Какие чувства они вызвали в твоей душе? Совсем недавно ты прочитал рассказ Р. Дж. Киплинга «Маленький Вилли Винки». Конечно, тебе понравился герой произведения – этот истинный «офицер и джентльмен» – своим живым характером, смелым поступком, желанием защитить и спасти «большую девочку» мисс Аллардайс. Расскажи о Вилли Винки подробно: где и с кем он живет, как проходит его день, как герой относится к окружающим, как они относятся к Вилли Винки. Главным в твоей характеристике героя станет рассказ о его смелом поступке. В завершение своего рассказа о герое ответь на вопросы: Почему именно об этом герое тебе захотелось рассказать? Какие черты характера тебя привлекают? А что тебе в нем не нравится? Ты с интересом следил за развитием характера главного героя и радовался его взрослению. В этом интересе к событиям, героям, в этом желании дать им оценку и проявляется наше отношение к произведению: нам нравится то, что мы читаем. Твои эмоции, твои чувства, вызванные чтением книги, и есть самое интересное, ценное, чем тебе следует поделиться с другими. Чем искреннее и эмоциональнее ты расскажешь о прочитанном, тем сильнее увлечешь собеседника, а значит, еще одним читателем понравившегося тебе произведения станет больше.
Андрей Платонович Платонов
Андрей Платонович Платонов творил в первой половине XX столетия. Им написаны романы и новеллы, которые, наверняка, читают твои родители; когда-нибудь прочтешь их и ты, а пока я предлагаю тебе его «Разноцветную бабочку». Вообще-то ты, скорее всего, уже знаком с этим писателем, сам не зная об этом. Если ты любишь сказки и прочитал их достаточно много, то, должно быть, знаешь русскую сказку «Волшебное кольцо». Обычно для детей эту сказку публикуют в обработке А. П. Платонова. «Разноцветная бабочка» – это сказка, придуманная самим писателем. Правда, А. П. Платонов назвал свое произведение «легендой», но мы-то с тобой уже знаем, что легенда основывается на реальных событиях, которых в «Разноцветной бабочке» нет. Перед тобой именно сказка о силе материнской любви и об ответственности человека за все живое, что окружает его. Ты не раз уже погружался в художественный мир сказки и достаточно хорошо знаешь ее особенности. Поэтому я без колебаний предлагаю тебе свои вопросы.
Какие приемы сказочной фантастики присутствуют в «Разноцветной бабочке»? Как эти приемы помогают построить художественный мир этой сказки? Почему сказка называется «Разноцветная бабочка» и какую роль отводит этому образу в повествовании автор?
Разноцветная бабочка Легенда
На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает, и живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли. Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь. Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать. В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, – дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете. – А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, – сказал Ульян. – Ан нету, у меня срок не вышел, – отозвалась Анисья, – у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна. – Ну живи, – согласился Ульян. – А мне пора. – Раз пора, так чего даром-то живешь! – произнесла Анисья. – Я тут по делу, а ты чего? – А может, и ты напрасно сына ожидаешь, – сказал Ульян. – Ведь когда он у тебя был-то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына? Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее. – Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь. Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.
Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек. К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына: – Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня. И сын отзывался ей издали: – Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю. Он ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу. – Мама, чего она не летит? – спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. – Пусть она лучше летает. Она умрет теперь? – Не умрет и жить не будет, – говорила мать. – Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная… Ты не лови их! – А мне надо, – сказал сын Тимоша. – Я хотел поглядеть, отчего она такая. – Какая она тебе! – говорила мать. – Бабочка и бабочка, их много. – А эта такая, лучше всех. – А есть небось и еще лучше, еще нарядней, чем эта. А я их, как увижу, догоню и поймаю, – пообещал сын Тимоша. Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идет на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы – на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, когда приехала жить с мужем на Кавказ, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору, – ушел и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, след его бегущих ног, и по тропинке той мало кто ходил после него. Только Тимоша бегал по той тропинке за бабочками. Внизу около моря, на теплой земле, бабочек было много. Но они все были похожие, белые и желтые, одного бедного цвета, и Тимоша привык к ним и не ловил их. А в горах летали разноцветные большие бабочки; там было прохладней, бабочки летали редко, зато они были разные, неизвестные, и напоминали мальчику цветы, которые ветер сорвал с земли и уносит с собой в свой далекий дом. И Тимоша гнался по тропинке за бабочкой, гонимой ветром к небу, пока не ухватывал ее рукою. Затем он рассматривал бабочку – какая она есть – и видел, что она увядает в его руках и в разноцветных крыльях ее темнеет свет. Он клал ее на землю, чтобы она ожила и улетела. Но бабочка ползла по земле, шевелила крыльями, а лететь более не могла. Тимоша ложился животом на землю и близко рассматривал бабочку. Он не понимал, почему бабочка теперь не летает, ведь он только поймал ее и потрогал, потому что ему надо было увидеть, почему бабочка такая. – Лети, я больше тебя трогать не буду, – говорил Тимоша бабочке. Бабочка не улетала и молчала. – Давай поговорим! – сказал Тимоша, разглядев у бабочки лицо. Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с бабочкой. Тогда Тимоша поймал бабочку; он подержал ее и отпустил, но бабочка тоже не могла летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал ее. Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за воробьем и бросил в него камень. Камень попал в голову воробья, воробей упал на тропинку и перестал дышать, а во рту его осталась раздавленная клювом, непроглоченная бабочка, тоже мертвая теперь. Тимоша поднял воробья и положил его к себе за пазуху рубашки. – Я нечаянно, – сказал он. – Зачем вы все от меня умираете? Он пошел домой; наставало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, ее головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шел по земле, и на лице ее блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это села капля росы на былинку, чтобы она испила ее, потому что сама былинка ходить пить не умеет. «Это добрая капля!» – подумал Тимоша. Здесь разноцветная бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда еще не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел нигде на земле и не видел на небе, когда горит утренняя и вечерняя заря. С крыльев бабочки светились разноцветные огни, а от дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее отдельно и звучит, как зовущий его тихий голос. Тимошу влекла к себе эта трепещущая бабочка, и он захотел схватить ее, чтобы она была с ним и чтобы лучше рассмотреть ее крылья, на которых нарисовано было, чего нет на свете. Эта бабочка совсем не похожа была на ту бедную бабочку, которую вместе с камешком сдунул ветер, и на ту, которую склевал воробей. Тимоша протянул руку за сияющей, дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень и села на него. Тогда Тимоша сказал ей издали: – Давай поговорим! Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу; она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша, что ей не надо было ни с кем говорить и не надо быть доброй. Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся. Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, а ночь уже потемнела над ним. Он не сводил глаз с бабочки, летящей перед ним, и лишь по памяти не сбивался с тропинки и не упал в пропасть. Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он его вынул и бросил, не жалея его. Бабочка летела вольно, как хотела; она летела вперед, назад, в одну сторону и сразу в другую, как будто ее сдувал невидимый ветер, а Тимоша, задыхаясь, бежал за нею следом; ему надо было помнить тропинку, ему нельзя было оступиться, и он боялся, что бабочка улетит от него в пропасть или высоко в небо, а он останется один без нее. И вдруг он услышал голос матери, который произнес в его сердце: – Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня! – Сейчас, мама, – вслух ответил Тимоша. – Я одну только бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю. – Ты заблудишься, – услышал он материнский голос. – Скоро ночь – и бабочка улетит от тебя во тьму. – А я тогда звезду поймаю с неба! – скоро сказал Тимоша. – Они близко летают ночью! Бабочка пролетела мимо самого лица Тимоши; он почувствовал теплое дуновение ее крыльев, а потом бабочки не стало нигде. Он искал ее глазами в воздухе и около земли, он побежал назад и вернулся обратно, но бабочки не отыскал. Наступила ночь. Тимоша бежал по тропинке в гору, куда улетела бабочка. Ему казалось, что бабочка светится крыльями невдалеке от него, и он протягивал руки за нею. Он миновал уже малые и большие горы и подымался на самую страшную, голую вершину всех гор, где тропинка выходит к небу. Тимоша добежал до конца тропинки и оттуда сразу увидел все небо, а близко от него сияла большая, добрая жмурящаяся звезда. Тимоша увидел здесь, что бабочки нету нигде. «А я звездочку схвачу! – подумал Тимоша. – Звезда еще лучше, а бабочки мне теперь не надо». Он забыл о земле, потянулся руками к небу со звездами и ступил ногами в пропасть. Сначала он падал без движения, потом он коснулся шелестящих листьев кустарника, росшего по скату горы, ветви удержали Тимошу, и он не разбился о камни внизу. Наутро Тимоша огляделся, где он есть. Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья. Ручей тот начинался родником у подножия горы, потом протекал недолго внизу по земле и впадал в небольшое озеро, а из озера вода подымалась туманным душным паром, потому что и утром было жарко в этом месте. Кругом стояли голые стены гор, уходящих до высокого неба, по которым никому нельзя взойти, а можно только взлететь по воздуху, как бабочка. Горы огораживали дно пропасти, где очутился маленький Тимоша. Он весь день ходил по дну этой пропасти, и везде вокруг была одна каменная стена гор, по которым нельзя подняться и уйти отсюда. Здесь было жарко и томительно; Тимоша вспомнил теперь, что дома у матери было прохладней. По берегу ручья в траве и кустарнике жужжали и жили стрекозы, и всюду летали такие же светящиеся, разноцветные бабочки, какую видел вчера Тимоша и которую он хотел поймать и разглядеть. Здесь эти бабочки трепетали над жаркой землей, и слышен был шум их крыльев, но Тимоша не хотел их ловить, и скучно было смотреть на них. – Мама! – позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью. Он сел под каменной стеною горы и стал царапать ее ногтями. Он хотел протереть камень и сквозь гору уйти к матери.
С тех пор, как мальчик Тимоша очутился на дне каменной пропасти, прошло много лет. Тимоша вырос большим, он научился, как надо долбить и крошить каменную гору. Для этого он нашел куски самого крепкого камня, упавшего когда-то с вершины горы, и наточил их о другие такие же крепкие камни, чтобы они были острыми. Этими камнями он бил гору и крошил ее, но гора была велика и камень ее тоже крепок. И Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую пещеру, и ему было далеко идти сквозь камень домой. Оглядываясь, Тимоша видел дно пропасти, куда он упал в детстве, и видел тех же разноцветных бабочек, которые летали целым облаком в жарком воздухе. Ни разу с самого детства Тимоша не поймал более ни одной той бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь. Все реже и реже он слышал голос матери, звучавший в его сердце: – Тимоша, ты забыл меня! Зачем ты ушел и не вернулся?.. Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери, слышный только ему одному, и еще усерднее долбил и крошил каменную гору. Просыпаясь в каменной пещере, Тимоша иногда забывал, где он живет, он не помнил, что уже прошли долгие годы его жизни; он думал, что он еще маленький, как прежде, что он живет с матерью на берегу моря, и он улыбался, снова счастливый, и хотел идти ловить бабочек. Но потом он видел, что возле него камень и он один. Он протягивал руки в сторону своего дома и звал мать. А мать не слышала, что сын зовет ее, что он точит гору и каждый год немного приближается к ней. Она смотрела в звездное небо, – и ей казалось, что маленький сын ее бежит среди звезд. Одна звезда летит вперед него, он протянул к ней руку и хочет поймать ее, а звезда улетает от него все дальше, в самую глубину черного неба. Мать считала время. Она знала, что, если бы Тимоша бежал только по земле, он бы уже давно обежал всю землю кругом и вернулся бы домой. Но сына не было, а времени прошло много. Значит, Тимоша ушел дальше земли, он ушел туда, где летят звезды, и он вернется, когда обойдет весь круг неба. Она выходила ночью, садилась на камень около хижины и глядела в небо. Мать тихо говорила: – Вернись, Тимоша, домой, уже пора… Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы и небо? Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!.. А сын ее в то время по песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по матери. Но гора была велика, жизнь проходила, и Тимоша, ушедший из дому в детстве, стал стариком.
Он работал по-прежнему, чтобы пробиться сквозь гору; однако от старости и долгого времени разлуки Тимоша все реже и реже слышал зовущий его голос матери и сам стал уже забывать, кто он такой и куда идет через камень. Но он привык работать и каждый день понемногу шел домой, может быть, всего на шаг муравья. И вот однажды он услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро, опускаемое за водою в горное озеро. Тимоша по звуку узнал, что это было их ведро, ведро его матери, и закричал, чтоб его услышали. И правда, это была мать Тимоши, пришедшая за водой; она брала теперь всего четверть ведра, потому что больше не могла унести. Мать услышала, что кто-то кричит из горы, но не узнала голоса своего сына. – Ты кто там? – спросила она. Тимоша узнал голос матери и ответил: – Мама, я забыл, кто я. Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом. Сын обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Но он не увидел ее, потому что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала: – Родила я тебя, а ты ушел. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать не успела… Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьется ее сердце, любящее его. – Мама, я теперь всегда с тобой буду! – Да ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты уж старый. Умру я скоро и не налюбуюсь тобой. – А я опять маленький стану! – сказал Тимоша. Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью. И она почувствовала, что Тимоша ее стал легким. Она увидела, что держит его на руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой. Жизнь матери с ее любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком. Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла. А маленький Тимоша остался жить один на земле. Разноцветная бабочка пролетела над его головой, и он посмотрел на нее.
Вопросы и задания 1. Каков жанр этого произведения? 2. Что заставляет Тимошу всю жизнь долбить каменную гору? 3. Как меняется отношение к жизни Тимоши на протяжении повествования? 4. Почему в конце произведения Тимоша опять становится маленьким? 5. Сформулируй идею этого произведения. 6. Подготовь самостоятельное сообщение на тему: «Смысл названия легенды А. П. Платонова».
Читательская лаборатория Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|