Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О том, что такое художественный мир





 

 

Что происходит с человеком, когда он открывает книгу, чтобы прочитать сказку? Он сразу же попадает в совершенно другую страну, в другие времена, населенные иными людьми и животными. Я думаю, ты немало удивился бы, увидев Змея Горыныча даже не на улице твоего города, а в клетке зоопарка. Представляю, что было бы с тобой, если во время прогулки по лесу перед тобой появилась выскочившая из болота лягушка и обратилась к тебе с вопросом: «Который час?» А вот в сказке появление драконов и говорящих земноводных тебя совсем не смущает. «Конечно, – скажешь ты, – это ведь сказка». Да, ты прав, в сказке может произойти все что угодно. Но задумывался ли ты над вопросом, почему сказочникам доступна такая вольность, а писатель, рассказывающий, например, о жизни школьников, стремится построить повествование, чтобы многое было узнаваемо? Есть ли правила, от которых зависит возможность использования писателем жизнеподобия и фантастики (надеюсь, ты помнишь, что означают эти слова, ведь я знакомил тебя с ними еще в пятом классе)?

Прежде чем ответить на этот вопрос, предложу тебе простенькую задачу. Скажи, пожалуйста, придет ли тебе в голову громко запеть на уроке математики? Затеять игру в жмурки на станции метро? Устроить футбольный матч в классе? Конечно же нет. А почему? Причины, если подумать, совсем разные. Петь нельзя потому, что ты мешаешь работать другим. Играть в жмурки в метро или на железнодорожной станции опасно. А в футбол в классе играть просто неудобно. Точно так же и в литературном произведении, там есть свои правила: свое пространство, свои временны́е границы и многое другое, присущее только этому произведению.

Открыв книгу, ты попадаешь в художественный мир произведения. Этот мир подчиняется воле его создателя – автора, который творит его, давая волю своей фантазии, но соблюдая законы словесного искусства. Автору подвластно многое. Он создает особое художественное пространство, которым ограничивает произведение. Вспомни, в «Механике Салерно» Б. Житкова художественное пространство – это один пароход. Это пространство может быть очень похожим на какую-то конкретную географическую местность, или обладать самыми общими признаками какого-нибудь места (такой лес, как в «Лесном царе» В. Жуковского, может быть и в Германии, и в России, и в Америке), или представлять собой полностью вымышленный город в вымышленной стране («Город мастеров» Т. Габбе).

Художественный мир произведения и похож, и не похож на реальный. В нем существует свое, особое время. Например, Кощей в сказках может быть Бессмертным. Время в художественном мире то летит с удивительной быстротой, то как бы останавливается и замирает. Героиня сказки о Финисте – Ясном Соколе успевает истоптать семь пар железных башмаков за время своих странствий, пока ты читаешь одну страницу этого произведения. А все содержание знакомой тебе новеллы «Лягушонок» Э. По укладывается в несколько часов. Это происходит потому, что в придуманном мире идут совсем особые часы, стрелки которых могут, например, начать вращаться в обратную сторону, когда герой или автор вспоминают о том, что было прежде. Время художественного произведения подчинено не законам природы, а замыслу автора.

Дело в том, что при чтении произведения человек становится как бы участником описываемых событий, поэтому он и воспринимает их так, словно они касаются его лично.

Писатель помогает читателю проникнуть в художественный мир произведения, создавая художественные образы, которые воздействуют не на разум, а на чувства читателя, активизируют его воображение. Для того чтобы при чтении возникли зримые картины художественного мира, используются изобразительные средства литературы, а чтобы читатель ощутил себя участником происходящих событий, используются выразительные средства, пробуждающие личное отношение читающего к происходящему.

В распоряжении писателя множество изобразительно-выразительных средств, с некоторыми из них я познакомлю тебя в этой книге. Средства эти автор черпает из родного языка, причем русский язык обладает редкостными поэтическими возможностями.

Лексические возможности языка позволяют автору и нарисовать яркую картину, и передать характер персонажа, и выразить свое отношение к этому персонажу. Подумай сам, обычную лошадь можно назвать «скакуном», «конем» или «клячей». Услышав каждое из этих значений, ты представишь себе различных животных, хотя все они будут лошадьми. Если персонажа называют «героем» – это одно, а если «недотепой» – это совсем другое. Понятно теперь, что я имел в виду, когда говорил, что слово в литературе не только называет какой-то предмет, но и характеризует его, выражает отношение автора к нему?

Иногда автор не довольствуется названием предмета или персонажа, но дает ему определение. Определение может быть логическим, то есть просто указывать на какой-то признак предмета или явления. Например, когда лошадь называют «хромой», то просто указывают на ее физический недостаток, а вот если коня называют «богатырским», то речь идет не только о его силе и выносливости. Ты представляешь красивое животное, хотя тебе и не дали его описания. Такое художественное определение называется эпитетом – это очень распространенное изобразительно-выразительное средство. Часто в словесном искусстве используется и многозначность слов. Все слова, употребляемые в переносном значении, называются тропами. Ты сам частенько используешь в своей речи тропы, хотя не задумываешься над этим. Знаешь ли ты, что художественное сравнение – один из самых распространенных тропов? Помнишь, в балладе М. Ю. Лермонтова есть слова: «Французы двинулись, как тучи». Обратил ли ты внимание, как точно и образно передает поэт восприятие накатывающегося вражеского войска?

Другой не менее распространенный троп называется метафорой. Метафора – это скрытое сравнение. Посмотри на первую строчку уже знакомого тебе стихотворения А. А. Фета:

 

Облаком волнистым

Пыль встает вдали…

 

Здесь пыль сравнивается с плывущим по небу облаком, но слово, указывающее на сравнение, опущено. В балладе «Бородино» написано: «Мы пойдем ломить стеною». Теперь ты понимаешь, что это тоже метафора.

Иногда автор наделяет предметы и явления природы человеческими свойствами. Такой троп называется олицетворением. Вот, например, как королевич Елисей обращается к ветру:

 

Ветер, Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

Аль откажешь мне в ответе?..

 

Олицетворение очень часто используется в сказках. В сказках можно встретить и гиперболу. Гипербола – это художественное преувеличение. Так, богатырский конь нередко летит «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». А Гвидон из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина рос «не по дням, а по часам».

Существуют и другие тропы, с которыми ты со временем тоже познакомишься, а пока я лишь хочу попросить тебя: читая книги, внимательно вслушивайся в речь повествователя, старайся почувствовать смысл каждого слова.

 

К следующему уроку попробуй самостоятельно подобрать примеры использования эпитетов и тропов в прочитанных тобой литературных произведениях.

 

 

Александр Сергеевич Пушкин

 

Ну вот, теперь ты представляешь себе, насколько сложен художественный мир литературного произведения. Создать такой мир может далеко не каждый. В Древнем Риме существовала поговорка: «Поэтами рождаются, а не становятся». Талант поэта – очень редкий дар. И мне хочется предложить тебе замечательное стихотворение А. С. Пушкина, которое называется «Поэт».

 

Подумай, почему Пушкин разделил свое стихотворение на две части. Попробуй объяснить, каким представляет себе облик поэта великий русский стихотворец. Как А. С. Пушкин описывает поэтический дар, каковы его черты в этом стихотворении? Какие художественные приемы использует поэт в своем произведении?

 

 

Поэт

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон[1],

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира[2];

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

 

Но лишь божественный глагол[3]

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

 

 

 

Второй урок волшебства

 

О том, что такое мифология

 

 

Давным-давно, на заре человечества, когда люди только начинали осваиваться на земле, они постоянно сталкивались со множеством необъяснимых вещей. Почему гремит гром? Откуда льет дождь? Кто украсил землю прекрасными цветами и по чьей воле происходят наводнения и землетрясения?

Чем внимательнее вглядывался человек в окружающий мир, тем больше возникало у него вопросов, но не всегда ему удавалось найти точные и достоверные ответы на них. С таким положением человек никак не желал примириться. Согласись, трудно жить на свете, если вокруг так много опасностей и необъяснимых явлений!

И вот тогда на помощь человеку пришла фантазия. Люди стали придумывать объяснения непонятным явлениям природы. Они населили мир богами, наделив их человеческими качествами, создав их по своему образу и подобию.

На земле люди охотились, выращивали съедобные растения, торговали и воевали. Каждый занимался своим делом. А в каком-нибудь недоступном человеку месте (на небе, на волшебном острове Аваллоне[4], на горе Олимп[5]) жили боги и тоже занимались своими делами: одни орошали землю дождем, другие поднимали бурю на море, третьи следили за течением реки или жизнью леса. Боги, как и люди, сердились и радовались, ссорились между собой, воевали, влюблялись и женились. Одни из них хотели помочь людям, другие старательно вредили им. Придумав богов, человек не только объяснил себе многие непонятные явления, но он четко определил и свое собственное поведение: чтобы хорошо жить на земле, нужно постараться снискать благосклонность богов, заслужить их расположение. Нужно бережно относиться к природе, потому что она принадлежит богам.

Так появился миф – объяснение непонятных явлений действительности с помощью фантазии и с использованием поэтических средств. А мифология, в свою очередь, – это совокупность мифов определенного народа, складывающихся в цельную поэтическую картину мира, окружающего человека.

С помощью мифов человек познавал действительность и определял в ней свое место. Но, пожалуйста, не подумай, что мифология – это лженаука или сборник исторических заблуждений. Миф на самом деле помогал людям понять мир. Да, очень часто в мифах проявлялась наивность древнего человека, они нередко искажали естественнонаучную картину действительности, но зато они давали человеку возможность почувствовать свою связь с природой, убеждали его в ответственности за все, что происходит вокруг него.

Кроме того, мифотворчество было одной из самых ранних форм эстетического восприятия человеком действительности, раскрывало ему красоту жизни. Так, в нашей магической книге ты прочтешь замечательный древнегреческий миф о происхождении гиацинта, прекрасного цветка. Но, кроме поэтического объяснения появления на земле этого растения, миф о Гиацинте заключает в себе мысль о близости и похожести богов и людей (Аполлон и Гиацинт). Он прославляет прекрасное чувство дружбы и утверждает мысль о том, что на земле ничто не исчезает бесследно. Видишь, каким емким может быть один небольшой миф!

Все древние народы, все древние цивилизации обладали своей мифологией. Но, когда мы сравниваем мифы древних индийцев, славян, египтян или греков, мы с удивлением обнаруживаем множество сходных мотивов и тем, некоторые боги, носящие разные имена, оказываются удивительно похожими друг на друга. Это свидетельствует о том, что все народы прошли общую школу мифологического объяснения мира. Обрати внимание еще на одно существенное обстоятельство: даже после того как люди приобретали научные знания о мире и отказывались от наивного обожествления сил природы, древние мифы продолжали жить, оказывая огромное влияние на литературу.

Посуди сам. Давно уже исчезла с лица земли древнегреческая цивилизация, никто в Европе не верит в существование олимпийских богов, да и сама гора Олимп исхожена вдоль и поперек, но мы до сих пор называем сильных людей титанами и с уважением произносим имя Прометея – титана, подарившего (как говорят древнегреческие мифы) людям огонь и научившего их ремеслам.

Что же касается тебя и твоих друзей, то вы принадлежите не к древнеегипетской и не древнегреческой цивилизации, а к цивилизации европейской, истоки которой уходят в раннее средневековье. Тогда на территории Европы существовали три основные группы племен: кельтская, германская и славянская. У каждой из них была своя мифология, свой пантеон богов[6].

Но у древних европейских народов не было письменности, и они позаимствовали ее у древних римлян и греков, а вместе с письменностью и опыт античной (древнегреческой и древнеримской) культуры.

Наиболее древней из всех европейских культур была кельтская культура. Когда-то кельты населяли почти всю территорию Западной Европы. Сражавшиеся с ними древние римляне говорили, что у кельтов есть только две страсти: хорошо сражаться и хорошо говорить. Кельтские боги назывались си́дами и жили на волшебном острове Аваллон.

Во главе кельтских богов стоял бог света Лле́у (Луг). Один из мифов рассказывает, что воспитан он был не сидами, а человеком, волшебником Гвидио́ном. Как и у других древних народов, в пантеоне кельтов было множество богов, у каждого из которых было свое дело. Тара́нис был богом грома, Тевта́т – богом воды, Тетра́х – богом потустороннего мира, Да́гда – богом изобилия, Манавида́н – богом моря, а богиней войны была Бадб. Был у древних кельтов и свой бог красноречия – О́гма.

Множество прекрасных поэтических мифов и сказаний создали древние кельты. И хотя почти все представители этой группы племен были истреблены (в наше время потомки кельтов сохранились только в Ирландии и на небольшой части Испании – в Стране Басков), мифология кельтов оказала и продолжает оказывать значительное влияние на европейскую литературу.

В нашей книге ты познакомишься с поучительным мифом о том, как сиды наказали мужчин одного из племен за недостойное отношение к женщине.

Древние германские племена пришли в Европу со стороны Скандинавии. Их мифология как бы несет на себе отпечаток холодных ветров и суровых скал, скандинавских фьордов. Германские боги во главе с их повелителем, одноглазым Одином, любят битвы и умеют хорошо сражаться. Даже бог-кузнец Тор чаще использует свой молот Мьёлльнир как грозное оружие, нежели как орудие труда. В этой мифологии встречаются образы страшных чудовищ, враждебных и людям, и светлым богам-асам[7]: жестокий волк Фе́нрир, Мидга́рдский Змей, сине-белая Хель-Смерть. Среди древнегерманских мифов есть даже рассказ о неизбежной гибели мира, когда будут уничтожены не только люди, но и боги-асы.

Именно асы из всех европейских богов, пожалуй, самые очеловеченные, хотя и несут в себе лишь лучшие, с точки зрения древних германцев, человеческие качества. Однако и им нередко приходится испытывать горечь поражений.

С древнейших времен на востоке Европы селились вольные племена славян. Их мифология была столь же богатой и обильной, сколь богаты и обильны были леса, поля и реки их родной земли. Среди древнеславянских богов были боги, олицетворявшие природные силы: Перу́н – бог грома и молнии, верховный бог славянского пантеона, Сваро́г – бог огня, Да́жьбог – бог солнца, Стрибо́г – бог ветра. Но были и боги, непосредственно связанные с человеческой деятельностью: Ве́лес – покровитель скота и скотоводства, Мо́кошь – покровительница женщин и женского труда.

Особое значение в мифологии древних славян имели «низшие» боги, непосредственно связанные с обыденной жизнью людей. Так, в каждом доме жил покровитель дома – Домовой, в бане – Банник, в овине – Овинник, порядком в лесу заведовал Леший. Все эти божества внимательно «следили», чтобы человек вел себя подобающим образом, и сурово «наказывали» тех, кто проявлял дурные качества. Я предлагаю тебе прочитать прекрасный поэтический миф о том, как юный Перун был захвачен Скипером-зверем, освобожден своими братьями-сварожичами (детьми бога Сварога), как вступил он в смертельный поединок с этим олицетворением Зла и победил врага.

В то время, когда создавались славянские мифы, еще не было у наших предков письменности. Никто не записывал рассказов о богах и героях. Но мифы сохранились в сказках, былинах, легендах, передаваемых из уст в уста. Сейчас не просто найти в фольклорных произведениях отголоски древних языческих сказаний. Эту нелегкую работу проделал Бус Кресень (Александр Асов), в чьем пересказе ты и узнаешь историю борьбы Перуна со Скипером-зверем.

Когда ты познакомишься с приведенными в нашей волшебной книге мифами, я попрошу тебя ответить на такой вопрос: что в этих мифах связано с объяснением непонятных человеку явлений действительности, а что отражает чисто человеческие качества, опыт людей? И еще мне очень хотелось бы, чтобы ты сумел назвать поэтические средства, которые используются в мифах.

 

Мифы

 

 

 

Олимп







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.