|
Лекция 5. Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в. 2 часа1. Личность Петра I. 2. Реформы Петра Великого. Семинар 6. Россия в XVII в. «Бунташный век». 2 часа 1. Первая гражданская война в России. Феномен самозванства. 2. Новые явления в экономике страны в XVII в. 3. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г. 4. Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол, его сущность и последствия. Методические рекомендации Отвечая на первый вопрос, помните, что все явления русской истории конца XVI – начала XVII в. связаны с итогами правления Ивана Грозного. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных налогов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин смутного времени. Династический кризис, фактически созданный Иваном IV, стал причиной непрочности царской власти: новая власть еще не имела достаточного авторитета для того, чтобы удержаться в неблагоприятных условиях. В начале XVII в. в России разгорелась грандиозная гражданская война. Современники называли эти события Смутным временем или Смутой. В советской исторической литературе (в том числе и в учебниках) события начала XVII в. рассматриваются как крестьянская война и иноземная интервенция. Однако два названных явления не исчерпывают понятия Смуты, так как они были лишь частью гражданской войны. Поэтому в последнее время историки вернулись к более точному и емкому понятию Смуты, или гражданской войны. Смутное время уходило корнями в русскую жизнь конца XVI в. Очень важно, чтобы Смута воспринималась не как сумма разрозненных событий. Все здесь тесно связано. Эту взаимосвязь необходимо постоянно иметь в виду. Покажите рост освободительных настроений, патриотическую позицию главы Русской православной церкви патриарха Гермогена, деятельность первого и второго народных ополчений. Подведите итоги смутного времени. Говоря о Земском соборе 1613 г., подчеркните, что избрание М.Ф. Романова на царство не сопровождалось подписанием документа типа «крестоцеловальной записи». Царская власть опять стала неограниченной. Изложение второго вопроса темы следует начать с оценки XVII в. в мировой истории. Великие географические открытия, начавшаяся колониальная экспансия, развитие капиталистических отношений, новое протестантское мировосприятие, буржуазные революции и первые попытки построения правового гражданского общества – все это разрушило тесные рамки средневекового общества и мировоззрения. Во всемирном масштабе начался переход к Новому времени. В экономической и социальной жизни России XVII в. наблюдаются противоречия. С одной стороны, зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны, Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы нарастало. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации страны в Петровскую эпоху. Характеризуя государственный строй России, отметьте, что он претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. Все происходившие в XVII в. изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. Если Ивану Грозному для установления безграничной собственной власти потребовались чрезвычайные террористические меры, способные запугать страну, то Алексею Михайловичу они были не нужны – его власть опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления. Отвечая на четвертый вопрос, сосредоточьте внимание на следующих сюжетах: - необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зрения установления единообразия богослужения; - стремление светской и церковной властей подвести книги и обряды к греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского государства в православном мире; - сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникновении старообрядчества; - консервативный характер идеологии раскола. Важно отметить, что противостояние Никона и Алексея Михайловича является последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после разрешения которого речь пойдет лишь о степени подчиненности церкви светским властям. Список рекомендуемой литературы 1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш., Панеях М.Н. Власть и реформы. От самодержавия до советской власти. М., 2006. 2. Андреев А. История власти России IX-XX вв. М., 1999. 3. Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. 1991. № 12. 4. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989. 5. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991. 6. Волков В.А., Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. // Отечественная история. М., 2001. 7. Иловлинский Д. Царская Русь. М., 2004. 8. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Л.В. Милова. М., 2006. 9. Карпец В. Русь, которая правила миром. М., 2005. 10. Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3. 11. Кобрин В.Б. Смутное время – утрата возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XI – начала XX века. М., 1991. 12. Костомаров Н.И. Самозванцы и пророки. М., 1997. 13. Кристенсен С.О. История России XVII века: обзор исследований и источников. М., 1989. 14. Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1. 15. Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. Политическая история России от становления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999. 16. Отечественная история / Под ред. А.Ф. Бичехвоста, Е.С. Дорофеевой, В.Я. Романченко. Саратов, 2005. Ч. 1. 17. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). СПб., 1992. 18. Пифонов С. Борис Годунов. М., 1999. 19. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1992. 20. Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000. 21. Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980. 22. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века: Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990. 23. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4,5. 24. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII века. М., 1990. 25. Старообрядчество // Родина. 1990. № 9. 26. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006. Ульяновский B.C. Смутное время. М., 2006. 27. Успенский СМ. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. 28. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004. Лекция 6. Российская империя после Петра I. 2 часа 1. Дворцовые перевороты: их социально-политическая сущность и последствия. 2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 3. Русская культура ХVIII века: от Петровских инициатив к «веку просвещения». Семинар 7. Россия в XVIII в. 2 часа 1. Реформы Петра Великого. 2. Дворцовые перевороты: их социально-политическая сущность и последствия. 3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 4. Русская культура XVIII в.: от Петровских инициатив к «веку просвещения». Методические рекомендации При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на рубеже двух столетий. Покажите, как они повлияли на необходимость начатых Петром I преобразований. Раскройте суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте содержание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на основные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировало основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преобразовательной деятельности Петра I. Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует ответить на вопрос: почему в условиях абсолютизма высшая государственная власть утратила стабильность, а переход власти от одной группировки к другой стал столь частым явлением? Проанализируйте петровский указ о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх мог по своему усмотрению передавать престол, благодаря чему и открывались возможности для произвола. Подчеркните возрастание роли гвардии – военной элиты дворянства, которое привело к тому, что ее мнение стало решающим при смене лиц на престоле. Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определение понятию «просвещенный абсолютизм» (политика второй половины XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств Европы для укрепления власти дворянства в условиях развития буржуазных отношений) и указать мероприятия во внутренней политике России второй половины XVIII в., характеризующие императрицу как сторонницу идей европейского просвещения (секуляризация церковных земель, созыв Уложенной комиссии и др.). Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразования в этой области (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значению эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла новая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с европейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в общественной и политической мысли использовались и приспосабливались к российским условиям теории «общественного договора» и «естественного права», в области просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учителя, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобразительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными последствиями. Список рекомендуемой литературы 1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государства при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. 2. Андреев Д.А., Бордюгов Т.А. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. М., 2004. 3. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4. 4. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. М., 1991. 5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986. 6. Анисимов Л.М. Иезуитский крест Великого Петра. М., 2006. 7. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Золотой век Екатерины Великой. М., 2007. 8. Буганов Е.В. Петр Великий и его время. М., 1989. 9. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века. М., 1988. 10. Водарский Е.А. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6. 11. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины...»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992. 12. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3. 13. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999. 14. Кукурин И.В. Из истории складывания режима «бироновщина» // Отечественная история. 2003. № 2. 15. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5. 16. Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990. 17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. 18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006. 19. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. 20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006. 21. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004. Самостоятельная работа Составление схемы: экономическое развитие России в XIX в. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|