Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 5. Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в. 2 часа





1. Личность Петра I.

2. Реформы Петра Великого.

Семинар 6. Россия в XVII в. «Бунташный век». 2 часа

1. Первая гражданская война в России. Феномен самозванства.

2. Новые явления в экономике страны в XVII в.

3. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г.

4. Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол, его сущ­ность и последствия.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, помните, что все явления русской исто­рии конца XVI – начала XVII в. связаны с итогами правления Ивана Грозного. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных на­логов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин смутного времени. Династический кризис, фактически созданный Иваном IV, стал причиной непрочности царской власти: новая власть еще не имела достаточного авторитета для того, чтобы удержаться в неблагоприятных условиях.

В начале XVII в. в России разгорелась грандиозная гражданская война. Современники называли эти события Смутным временем или Смутой. В советской исторической литературе (в том числе и в учеб­никах) события начала XVII в. рассматриваются как крестьянская вой­на и иноземная интервенция. Однако два названных явления не исчер­пывают понятия Смуты, так как они были лишь частью гражданской войны. Поэтому в последнее время историки вернулись к более точно­му и емкому понятию Смуты, или гражданской войны. Смутное время уходило корнями в русскую жизнь конца XVI в. Очень важно, чтобы Смута воспринималась не как сумма разрозненных событий. Все здесь тесно связано. Эту взаимосвязь необходимо постоянно иметь в виду.

Покажите рост освободительных настроений, патриотическую позицию главы Русской православной церкви патриарха Гермогена, деятельность первого и второго народных ополчений. Подведите итоги смутного времени. Говоря о Земском соборе 1613 г., подчеркните, что избрание М.Ф. Романова на царство не сопровождалось подписанием документа типа «крестоцеловальной записи». Царская власть опять стала неограниченной.

Изложение второго вопроса темы следует начать с оценки XVII в. в мировой истории. Великие географические открытия, начавшаяся колониальная экспансия, развитие капиталистических отношений, новое протестантское мировосприятие, буржуазные революции и первые попытки построения правового гражданского общества – все это раз­рушило тесные рамки средневекового общества и мировоззрения. Во всемирном масштабе начался переход к Новому времени. В экономи­ческой и социальной жизни России XVII в. наблюдаются противоре­чия. С одной стороны, зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны, Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы нарастало. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации страны в Петровскую эпоху.

Характеризуя государственный строй России, отметьте, что он претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. Все происходившие в XVII в. изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление еди­ноличной царской власти. Если Ивану Грозному для установления безграничной собственной власти потребовались чрезвычайные терро­ристические меры, способные запугать страну, то Алексею Михайло­вичу они были не нужны – его власть опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления.

Отвечая на четвертый вопрос, сосредоточьте внимание на следую­щих сюжетах:

- необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зре­ния установления единообразия богослужения;

- стремление светской и церковной властей подвести книги и обряды к греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского государства в православном мире;

- сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникно­вении старообрядчества;

- консервативный характер идеологии раскола.

Важно отметить, что противостояние Никона и Алексея Михай­ловича является последним открытым конфликтом церкви с государ­ственной властью, после разрешения которого речь пойдет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш., Панеях М.Н. Власть и реформы. От самодержавия до советской власти. М., 2006.

2. Андреев А. История власти России IX-XX вв. М., 1999.

3. Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопро­сы истории. 1991. № 12.

4. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

5. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

6. Волков В.А., Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. // Отечественная история. М., 2001.

7. Иловлинский Д. Царская Русь. М., 2004.

8. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Л.В. Милова. М., 2006.

9. Карпец В. Русь, которая правила миром. М., 2005.

10. Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3.

11. Кобрин В.Б. Смутное время – утрата возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XI – начала XX века. М., 1991.

12. Костомаров Н.И. Самозванцы и пророки. М., 1997.

13. Кристенсен С.О. История России XVII века: обзор исследований и источников. М., 1989.

14. Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

15. Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. Политическая история России от ста­новления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.

16. Отечественная история / Под ред. А.Ф. Бичехвоста, Е.С. Дорофее­вой, В.Я. Романченко. Саратов, 2005. Ч. 1.

17. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Го­дунове (1584-1605). СПб., 1992.

18. Пифонов С. Борис Годунов. М., 1999.

19. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1992.

20. Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000.

21. Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980.

22. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века: Григо­рий Отрепьев. Новосибирск, 1990.

23. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4,5.

24. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII века. М., 1990.

25. Старообрядчество // Родина. 1990. № 9.

26. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006. Ульяновский B.C. Смутное время. М., 2006.

27. Успенский СМ. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998.

28. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004.

Лекция 6. Российская империя после Петра I. 2 часа

1. Дворцовые перевороты: их социально-политическая сущность и последствия.

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

3. Русская культура ХVIII века: от Петровских инициатив к «веку просвещения».

Семинар 7. Россия в XVIII в. 2 часа

1. Реформы Петра Великого.

2. Дворцовые перевороты: их социально-политическая сущность и последствия.

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

4. Русская культура XVIII в.: от Петровских инициатив к «веку про­свещения».

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса определите характерные черты и особенности экономического и политического развития России на ру­беже двух столетий. Покажите, как они повлияли на необходимость начатых Петром I преобразований. Раскройте суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте со­держание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на ос­новные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировало основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преоб­разовательной деятельности Петра I.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует ответить на во­прос: почему в условиях абсолютизма высшая государственная власть утратила стабильность, а переход власти от одной группиров­ки к другой стал столь частым явлением? Проанализируйте петров­ский указ о престолонаследии, согласно которому царствующий мо­нарх мог по своему усмотрению передавать престол, благодаря чему и открывались возможности для произвола. Подчеркните возраста­ние роли гвардии – военной элиты дворянства, которое привело к тому, что ее мнение стало решающим при смене лиц на престоле.

Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определе­ние понятию «просвещенный абсолютизм» (политика второй полови­ны XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств Ев­ропы для укрепления власти дворянства в условиях развития буржуаз­ных отношений) и указать мероприятия во внутренней политике Рос­сии второй половины XVIII в., характеризующие императрицу как сторонницу идей европейского просвещения (секуляризация церков­ных земель, созыв Уложенной комиссии и др.). Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общест­во, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам (1785).

Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразова­ния в этой области (особенно образования) были тесно связаны с ре­формами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значе­нию эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла но­вая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с евро­пейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в общественной и политической мысли использовались и приспосабливались к российским условиям теории «общественного договора» и «естественного права», в области просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учите­ля, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобра­зительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными по­следствиями.

Список рекомендуемой литературы

1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государства при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

2. Андреев Д.А., Бордюгов Т.А. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. М., 2004.

3. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4.

4. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отече­ства: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. М., 1991.

5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.

6. Анисимов Л.М. Иезуитский крест Великого Петра. М., 2006.

7. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Золотой век Екате­рины Великой. М., 2007.

8. Буганов Е.В. Петр Великий и его время. М., 1989.

9. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века. М., 1988.

10. Водарский Е.А. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

11. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины...»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

12. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3.

13. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

14. Кукурин И.В. Из истории складывания режима «бироновщина» // Отечественная история. 2003. № 2.

15. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5.

16. Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990.

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.

19. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2006.

21. Федорченко В.И. Двор российских императоров. М., 2004.

Самостоятельная работа

Составление схемы: экономическое развитие России в XIX в.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.