Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 10. Россия в условиях революций 1917 г. и Гражданской войны. 2 часа.





1. Назревание революционного кризиса в стране в политической и экономической сферах. Февральская революция. Падение самодержавия и проблема исторического выбора.

2. Октябрьские события в Петрограде. Победа большевиков и первые преобразования Советской власти.

3. Политика «военного коммунизма».

Семинар 11-12. СССР и мир в 40-60-е гг. 4 часа

1. Фашизм как антиценность человеческой цивилизации. Нараста­ние угрозы Второй мировой войны.

2. Ценности патриотизма и их проявление в Советской России в ходе Великой Отечественной войны.

3. СССР в условиях начала «холодной» войны.

4. Период «оттепели» и реформаторские поиски Хрущева.

Методические рекомендации

Рассматривая содержание первого вопроса, подчеркните, что фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий запад­ной цивилизации. Следует обратить внимание на содержание идеологии фашизма, ее характерные черты. В этом же вопросе целесообразно осве­тить историю образования фашистских партий в Италии и Германии. Подчеркните, что их деятельность едва ли могла быть столь успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Подумайте над дискуссионным вопросом: предполагал ли фашизм полное уничтожение западной цивилизации?

Проанализируйте геополитическое состояние мира накануне Вто­рой мировой войны. Расскажите о дискуссии, которая ведется вокруг данной проблемы в отечественной исторической науке. Кратко следу­ет остановиться на освещении вопросов о политике СССР накануне войны, в начале Второй мировой войны и на ее первом этапе. Второй этап войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.) характеризуется началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Проследите на конкретном историческом материале, как шаг за шагом складыва­лась эта коалиция. Подумайте над вопросом: что положительного при­несла с собой эта форма объединения.

Рассмотрение второго вопроса предполагает раскрытие таких про­блем, как превращение страны в единый боевой лагерь, массовая эва­куация населения, патриотическое движение по увеличению выпуска оружия и боевой техники, сбор денежных средств, участие церкви в общенародном патриотическом движении и др. Освещение указанных вопросов должно подвести к выводу о том, что победа над фашистской Германией, спасение мировой цивилизации были во многом предопре­делены патриотическим движением народов СССР и России.

Усвоение третьего вопроса требует рассмотрения внутреннего и международного положения СССР в послевоенный период. Следует разобраться в истоках и причинах быстрого возрождения экономики страны, в содержании понятия «апогей сталинизма» применительно к политической обстановке того времени, определить причины и содер­жание «холодной войны», развязанной во второй половине 40-х гг.

При изучении четвертого вопроса темы обратите внимание на объективные и субъективные факторы, предопределившие начало хрущевских реформ.

Выясните, что означала «оттепель» в политической жизни страны, как она повлияла на положение в партии, государстве и обществе, по­чему начавшийся процесс демократизации имел непоследовательный, противоречивый характер. Определите роль личности Хрущева в дан­ном процессе. Покажите тенденции и противоречия социально-экономических преобразований, проводимых руководством Хрущева, их результаты, проследите изменения во внешней политике советского руководства 50-х – начала 60-х гг., охарактеризуйте ее основные на­правления.

Список рекомендуемой литературы

1. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1.

2. Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

3. Всемирная история: Учебник для вузов. М., 1997.

4. Даунинг Д. Московский выбор. Альтернативная история Второй мировой войны. М., 2006.

5. Зубовой В.М., Печатнов В.О. Отечественная историография «хо­лодной войны» // Отечественная история. 2003. № 4.

6. Из политической жизни России (послеоктябрьский период) / Под ред. Е.С. Дорофеевой, В.Д. Кадушкина. Саратов, 1995.

7. Медведев Р., Медведев Ж. Неизвестный Сталин. М., 2007.

8. Мирский М.Б. Процессы «врачей-убийц» // Вопросы истории. 2005. №4.

9. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его истори­ческие последствия // Вопросы истории. 2006. № 12.

10. От Мюнхена до Токийского залива. Взгляд с Запада на трагические страницы истории Второй мировой войны. М., 1988.

11. Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правительственной сфере (конец 1950-х – начало 1960-х годов) // Вопросы истории. 2006. № 4.

12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.

13. Советская внешняя политика 1917-1945 гг. Поиски новых подхо­дов. М., 2007.

Самостоятельная работа

Подготовка к контрольной работе по пройденному материалу

Лекция 11. Формирование и сущность советского строя (1921 – 1941 гг.). 2 часа.

1. Переход к новой экономической политике.

2. Образование СССР.

3. Социально-экономические преобразования в 30-е годы.

4. Культурная революция.

5. Международная обстановка в 30-е годы.

Семинар 13. СССР и Россия в 70-90-е гг. 2 часа

1. Внутренняя и внешняя политика страны в 70-е – первой половине 80-х гг. Застойные явления и их причины.

2. Первые попытки реформирования советского общества во вто­рой половине 80-х гг.

3. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в начале 90-х гг. Сущность, причины, последствия радикальных преобразова­ний ельцинской эпохи.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса, постарайтесь объяснить, в чем состояла главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг. на разрядку международной напряженности? Когда и в связи с чем завершилась полоса раз­рядки? Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими и капиталистическими странами в 70-е – первой половине 80-х гг.

По ходу изложения материала необходимо проанализировать при­чины негативных явлений, возникших в жизни советского общества в 70-е - первой половине 80-х гг.

Характеризуя второй вопрос, обратите внимание на меры, приня­тые государственными и партийными органами по возрождению эко­номического потенциала страны и выхода из социально-политического кризиса. Выясните, каковы были составляющие политики «перестрой­ки», начатой М.С. Горбачевым. Укажите на различные этапы «пере­стройки», их отличительные особенности. Какую роль, на Ваш взгляд, в развертывании политических реформ сыграла «гласность»?

Освещая содержание третьего вопроса, постарайтесь объяснить, в чем выразился конфликт между обществом и властью с 1989 по 1991 г.?

Почему экономические и политические преобразования, начатые М.С. Горбачевым, не принесли желаемых результатов?

Определите историческое место августовских событий 1991 г. и распада СССР. Дайте оценку предпринятым руководством России ме­рам по переходу страны к рыночной экономике и правовому государ­ству. Дайте характеристику дефолта.

Список рекомендуемой литературы

1. Аксенов Ю.С. Механизм торможения и революционная перестрой­ка // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. M., 1989.

2. Бабурин С.И. Русская идеология в условиях современной россий­ской политики // Национальные интересы. 2007. № 3.

3. Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ. М., 2005.

4. Бернштам М. Частный капитал перестройки // Диалог. 1991. № 3.

5. Бирюков Н.И. Генезис государственности в постсоветской России // История государства и права. 2006. № 5,

6. Бочкарев В. Страсти вокруг приватизации // Диалог. 1991. № 3.

7. Бушков А. Хроника мутного времени. М., 2006.

8. Вяземский Е.Е. СССР – Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина (1985-2002 гг.). М., 2003.

9. Горбачев М.С. Августовский путч. М., 1991.

10. Ельцин – Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1994.

11. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Отв. ред. А.Б. Безбородов. М., 2000.

12. История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитриенко. М., 2000.

13. История современной России. 1985-1994 годы: Экспериментальное учебное пособие. М., 1995.

14. Красное или белое? Драма августа 1991 года: факты, гипотезы, столкновения мнений. М., 1992.

15. Кровавый октябрь в Москве: хроника, свидетельства, анализ собы­тий. М., 1993.

16. Ляховский А.А., Забродин В.М. Тайны афганской войны. М., 1991.

17. На пороге кризиса: нарастание кризисных явлений в партии и обществе. М., 1990.

18. Новопашин Ю.С. Антикоммунистическая революция конца XX ве­ка // Вопросы истории. 2006. № 9.

19. Осипов Ю.М. Постижение России. М., 2006.

20. Петров В.Л. Геополитика России: возрождение или гибель? М., 2003.

21. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003). М., 2004.

22. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2 т. М., 1996.

23. Проект Россия. М., 2008. Т. 1, 2.

24. Рябов А. Современное политическое развитие России. Проблемы и перспективы // Свободная мысль. 2004. № 3.

25. Современная политическая история России (1985-2001). М., 2001. Т. 1.

26. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

Самостоятельная работа

Подготовка к коллоквиуму







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.