Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В терминологии квантовой геометродинамики.





И сам факт постановки, и качество ответов на вопросы о возникновении и устройстве Вселенной всегда определяли направление и темпы развития человеческой цивилизации. Космологические представления человечества непрерывно формировались и уточнялись в результате размышлений о причинах и условиях существования жизни на Земле. Они отражались в виде космогонических мифов, которые фиксировали как современный уровень осмысления факта творения Мира, так и конкретные знания о структуре Мира и его пространственно-временных параметрах. В космогонических мифах описывается акт рождения Вселенной, то есть рассказывается о весьма удаленных во времени событиях (в этом состоит их, так называемый, диахронический аспект). Космологические же представления содержат некий «количественный» анализ происхождения и функционирования отдельных частей Мира, объясняют наблюдаемые или даже прогнозируют возможные явления природы (это называют синхроническим аспектом описания космоса). Однако определение и объяснение структуры мироздания, функций, которые выполняют отдельные его компоненты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло?». Следовательно, требуется описать и всю цепь порождения космических объектов (так осуществляется операциональная связь диахронического и синхронического аспектов описания Мира).

Космологическое и космогоническое сближаются тем, что на единой основе, равноправно рассматривают природу (макрокосм) и человека (микрокосм). С точки зрения древних мыслителей человек и мироздание представляют собой единую систему не только в плане взаимовлияния, но и почти генетически: не только человек создан из элементов мироздания, но и Вселенная происходит из тела первочеловека. Например, это Пуруша в ведийской мифологии, из которого возникли такие элементы космоса, как вселенская душа. Первочеловек Пуруша представляет собой единство целостности и расчлененности, это одновременно объект и субъект. Он есть не имеющая начала и конца сознающая, но инертная первосущность, только соединение его с динамической основой — пракрити — создает мир множественности, мир вещей и процессов. Пракрити же в ведийской мифологии — это вечная, вездесущая первоначальная субстанция, первопричина мира объектов. По смыслу пракрити сравнивается с майей, вечно скрывающей истинную глубину вещей и событий, но все создающей и движущей живой сутью мира. Именно соединение пракрити и Пуруши нарушает равновесие и вызывает эволюцию мира, создаваемого при разделении первочеловека на элементы. Однако эта эволюция происходит уже в рамках некоторого порядка, законов мироздания. Главной целью космогонической мифологии как раз и является описание процесса перехода от неорганизованного первичного хаоса к упорядоченному космосу.

Особая связь микро-и макрокосма, человека и Мира, закладывается изначально в создаваемые в космогонических мифах модели мира. Именно поэтому моделирование процесса рождения Вселенной, ее дальнейшего динамического упорядочения и носит так часто антропоморфный характер. Однако и человек в таких моделях понимается как часть космоса, нераздельно входящая в целостную систему. Именно поэтому выяснению вопроса о месте человека в такой системе всегда уделялась существенная часть древних космогонических текстов. В качестве определения модели мира часто используется такое: модель мира есть сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операциональном аспектах. При этом «мир» понимается как результат взаимодействия человека и среды, информационного, силового и энергетического обмена между этими его подсистемами. Различные модели мира, тем не менее, содержат описание основных параметров Вселенной, ее пространственно-временных масштабов, причинно-следственных связей, некоторых количественных характеристик. Модели мироздания, объясняющие и рождение, и «рабочую схему», и его функционирование непрерывно создавались на протяжении всей истории цивилизации. В различные периоды истории и у различных народов они либо давали в каком-то смысле «научную» картину мира, либо создавали искаженное, иллюзорное понимание важнейших для человека вопросов.

Впервые слово “cosmos” появилось в философии Гераклита и служило для обозначения миропорядка, связанного с вечно живым огнем. Практически все древнейшие мыслители давали свое решение космологической проблемы: Вселенная вертикальной структуры Гомера и Гесиода; сферическая, строго симметричная Вселенная Анаксимандра, окруженная огненной оболочкой с цилиндрической неподвижной Землей; плоская столообразная Земля Анаксимена, «оседлавшая» воздух; покоящаяся в центре Вселенной шарообразная Земля Парменида. Это и модель космоса Анаксимандра, в которой космос, подобно живому существу, зарождается и развивается под действием противоположных сил, подчиненных мировому закону равновесия и справедливости; первичная огненная единица в центре мира пифагорейцев, играющая роль семени, из которого вырастает космос; космос, возникший из атомов, первоначально носившихся за его пределами в философии Демокрита, как случайное образование в бесконечном и безразмерном пространстве, включающем в себя бесконечное множество миров; вечный и неизменный космос Аристотеля с подлунным и надлунным мирами, в первом из них пространство неоднородно и движение идет от одной выделенной точки к другой, в надлунном же мире тела качественно неизменны, движение тел совершенно, и оно только круговое, безостановочное, вечное, первопричина его — божественный разум. Согласно Платону, сам космос представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму.

Основным пунктом модельного построения обычно являлось утверждение о вторичности космоса по отношению к первоначальному хаосу. Космос возникает во времени и порождается хаосом, часто путем пополнения свойств хаоса: тьма становится светом, пустота заполняется, аморфность переходит в порядок, непрерывность в дискретность, безвидность в «видность» и т.п. Взаимоотношения космоса и хаоса развиваются во времени и в пространстве, то есть космос заключен внутрь окружающего его хаоса. Расширяющийся и самодвижущийся космос вытесняет неподвижный и ограниченный в возможностях развития хаос на периферию Мира, не уничтожая его при этом окончательно. Космосу присущи такие признаки: целостность, наличие обширного внешнего пространства в отличие от ограниченного хаоса, делимость на части пространства и времени, лежащая в основе выделения элементов и вещей из целого, их обособления и установления между ними отношений, упорядоченность и организованность, наличие общего принципа, закона, управляющего космосом, происхождение в результате ряда космогонических актов, антропоцентрическое понимание космоса как вместилища жизни и человека, гармония и красота его устройства.

Относительно устойчивые модели мироздания были созданы, главным образом, в эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Китая и Индии. Дальнейшее развитие греческой и римской культур привело к определенному отходу от первых наивных попыток осмысления устройства мира и места в нем человека, значительную роль для будущей западной цивилизации сыграло при этом формирование и совершенствование логико-аналитического аппарата научного мышления, как основного инструмента познания. Китайские же и индийские методы познания природы традиционно опирались на развитие системного мышления, видение и понимание мира как целостной системы в рамках некоего мистического прозрения или откровения, хотя, конечно, и в этом случае и на этом пути требовался определенный логический аппарат. Нужно сказать, что обсуждение всех концепций мироустройства, созданных человечеством в течение нескольких тысяч лет, не является предметом данной книги, и такую задачу мы перед собой не ставим. В данном случае нас более всего интересует уникальный памятник древнеиндийской культуры – Ригведа. Описываемое в ней спонтанное творение Вселенной является результатом эволюции (отметим, впрочем, что аналогичный мотив присутствует в океанийских мифах на Гавайях, мифах одной из северных народностей — нганасанов и т.п.)

Ригведа — уникальный памятник древнеиндийской культуры — послужила основой для многих направлений и ответвлений восточной философии. Ригведа представляет собой набор текстов — гимнов, в которых фиксируются, в частности, космологические представления ведийской мифологии. Известно, что ведийские арии во втором тысячелетии до н.э. вторглись в северо-западную Индию и постепенно расселились на юг и восток полуострова. Однако считается, что истоки ведийской культуры лежат в мифологических и религиозных представлениях населяющих Индостан индоевропейских племен еще более раннего периода. Космологическая модель ведийской мифологии исходит из противопоставления неорганизованного, ограниченного и вселяющего страх хаоса организованному, безграничному пространству космоса. В структуре сопряженных между собой времени и пространства выделяется центр мира, играющий основную роль в дальнейшей его эволюции, и отступающая, приверженная еще хаосу, периферия. Главными метафизическими категориями ведийской философии являются следующие: сущее, не-сущее, связанное, несвязанное. В ведийской концепции наличествует и глубокий внутренний изоморфизм макро- и микрокосма (например, происхождение частей мира из членов тела первочеловека Пуруши, описанное в упанишадах — древнеиндийских комментариях к священным книгам и текстам). Ядро ведийской модели мира содержится в космогонических мифах, их которых наиболее интересным для нас является 10-й Гимн Ригведы. Вообще говоря, от доарийской цивилизации до нас дошло около ста таких Гимнов — отдельных глав Ригведы, но выделяется своим содержанием именно этот космологический гимн. Причина этого становится хорошо понятной при сравнении различных концепций мироздания, изложенных в космогонических мифах древности. Дело в том, что многие такие модели мира содержали только статическое описание акта творения мира и его дальнейшего существования, в них все «разъяснялось», никакие вопросы не оставались без ответа. Да и задавать вопросы в рамках таких моделей было бессмысленно: категоричность и узость ответов была очевидным следствием крайне примитивной и принципиально неверной умозрительной конструкции. Космологический Гимн Ригведы представляет собой высокоинформативное и вполне научное описание процесса возникновения мира, причем в рамках такой модели мировой эволюции оказывается, что далеко не на все вопросы человек (да и не только человек!) может ответить, что процесс познания далеко не завершен. Как ни удивительно, древние ведийские представления о Мире достаточно полно отражают современную точку зрения на происхождение Вселенной и хорошо сочетаются с идеями фундаментальной физики на рубеже XXI века. Построение следующей модели Мира в ближайшем будущем, на новом витке истории, парадоксальным образом сталкивается с необходимостью искать ответы на те же вопросы, которые были сформулированы несколько тысяч лет тому назад! Причем, что особенно важно, были сформулированы именно с точки зрения на Мир, как целостную систему.

Вообще, история создания такого произведения как Гимн Ригведы представляет собой некую загадку, поскольку этот памятник культуры явно выделяется из остальных глубиной постановки проблем и системностью охвата различных аспектов эволюции Мира в целом. Особенностью всей Ригведы, изумляющей всех, кто с ней знаком, является то, что система ее гимнов представляет собой очень обширный комплекс, единую структуру понятий, скоррелированных между собой нетривиальными многофункциональными и многопараметрическими взаимосвязями. По своей сложности и системности эти взаимосвязи не только не уступают, но, по мнению многих исследователей, и превосходят систему функциональных взаимосвязей современной науки. На чрезвычайно высоком уровне ставятся и обсуждаются важнейшие проблемы функционирования целостного мироздания, в частности, проблема познаваемости мира, обсуждение же границ и возможностей этого познания происходит не только на человеческом, но и на некотором сверхчеловеческом уровне с привлечением сверхразума. Трудно понять, что породило столь высокий уровень абстракции, какие прозрения или откровения легли в основу этого произведения. Отметим, что сегодня с позиций науки можно сказать, что сама постановка этих проблем требует глубочайших знаний, которые появились в нашем арсенале лишь в результате и в ходе нескольких научно-технических революций. Сейчас мы тоже приблизились к постановке этих проблем, но, подойдя к ним вплотную, обнаружили явную ограниченность наших возможностей. Между прочим, у нас нет никакой информации о том, что четыре тысячи лет тому назад создатели космологического Гимна обладали огромным опытом познания мира, нет никаких следов и проявлений существовавших в то время супертехнологий (даже ограниченных в пространстве и времени), необходимо развивающихся в процессе накопления абстрактных знаний. Иначе говоря, указания на длительный период накопления знаний о мире отсутствуют, но конкретное произведение, поражающее глубиной осмысления многофункциональных связей, существует.

Можно, впрочем, выдвинуть некоторую гипотезу о происхождении этого краткого, но необыкновенно емкого глубоко научного текста. Не исключено, что его создатели обладали мозгом, «включенным» на большую мощность, задействующим гораздо больше своих интеллектуальных потенциальных возможностей. Результатом этого стала бы намного меньшая селекция информации, чем это имеет место в нашем мозгу при проведении и интерпретации локальных воспроизводимых экспериментов. Именно обладание сверхразвитым мыслительным аппаратом позволило бы Человеку познающему сделать наблюдение вещей и процессов в мире и в себе самом реальной альтернативой стандартному пути познания. Возможности человека как исследователя природы на уровне локальных воспроизводимых экспериментов на самом деле достаточно быстро исчерпываются. Становится необходимым уметь видеть и ощущать мир как целостный объект во всей сложности и многообразии взаимосвязей его элементов. Для этого требуется намного более эффективное использование мозга, чем то, которого было достаточно еще вчера. Более развитый мозг обеспечивает возможность не только мысленно охватить весь мир и увидеть во всей полноте внутреннюю структуру его организма, но и более эффективно управлять своим собственным организмом. Именно эта возможность предоставляется, например, в культуре йогов, которая также может быть наследием доарийской цивилизации. И в этом смысле анализ опыта древней цивилизации весьма интересен, особенно если бы это дало нам возможность увидеть мир во всей его сложности для формирования нового подхода к процессу познания.

Перейдем теперь к самому гимну и его интерпретации. Весь необходимый для этого материал был изложен выше, а последующие примечания делаются, чтобы возвратить читателя к предыдущим разделам книги и обдумать новую информацию с позиций науки, поскольку сегодня возможно предложить трактовку некоторых гимнов Ригведы в современной научной терминологии. Ниже и приводится пример такой трактовки. Для удобства восприятия мы приводим полный текст космологического гимна Ригведы и его построчный перевод на язык квантовой геометродинамики. Кроме того, мы комментируем ряд понятий КГД, используя при этом стандартные парадигмы этой науки и индийской философии.

Гимн о сотворении Мира.

Ригведа, Х, 129.

 

1.1 Не было тогда не-сущего и не было сущего.
1.2 Не было тогда ни пространства воздуха, ни неба над ним.
1.3 Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой?
1.4 Что за вода тогда была — глубокая бездна?
   
2.1 Не было тогда ни смерти, ни бессмертия.
2.2 Не было признака дня или ночи.
2.3 Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,
2.4 И не было ничего другого, кроме него.
   
3.1 Мрак был вначале сокрыт мраком.
3.2 Все это было неразличимой пучиною.
3.3 Возникающее, прикровенное пустотой —
3.4 Оно одно порождено было силою жара.
   
4.1 Вначале нашло на него желание.
4.2 Это было первым семенем мысли.
4.3 Проистеченье сущего из не-сущего открыли
4.4 Мудрецы размышлением, вопрошая в сердце.
   
5.1 Поперек была натянута их бечева.
5.2 Был ли низ тогда? Был ли верх?
5.3 Были плодотворители. Были силы растяжения.
5.4 Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
   
6.1 Кто воистину ведает? Кто возгласит это?
6.2 Откуда родилось, откуда это творение?
6.3 Потом появились боги, ибо боги создали Мир.
6.4 Так кто же знает, откуда он появился?
   
7.1 Откуда это творение появилось?
7.2 То ли само себя создало, то ли нет.
7.3 Надзирающий над Миром в высшем небе —
7.4 Только он знает это или не знает.
   

Интерпретация Гимна: квантовая геометродинамика и философия.

 

Интерпретация Гимна возможна только как целостного произведения, отдельные понятия в нем или отдельные части самостоятельного смысла не имеют. Отдельные понятия интерпретируются только в рамках целостной логики произведения, расчленить которое, давая частные представления об отдельных элементах невозможно. Именно и только целостный взгляд на текст позволяет выявить его логическую структуру. Само построение Гимна дает важнейший пример того, как систему нельзя разделить на части в процессе ее познания. Можно думать, что древние мудрецы саму общую структуру текста сделали примером целостной системы, «закодировали» информацию о путях познания таких систем.

Мы будем говорить о четырех частях Гимна, но то, что это действительно части, выявляется только при изучении всей структуры в целом, то есть часть приобретает смысл только в рамках целого! Первую часть Гимна составляют первые два четверостишия. Ее главное предназначение — зафиксировать существование надфизической, надвременной реальности, указав при этом, что для характеристик этой реальности нельзя использовать даже такие фундаментальные понятия как пространство-время, вакуум и материя.

Вторая часть — это третье четверостишие и первые две строки четвертого. В этих шести строках содержится колоссальное количество информации. Так, в первой строке второй части сформулирована идея Начала Мира, который исходно (!) бесструктурен, не имеет привычной для наших представлений структуры (вторая строка); в первой строке четвертого четверостишия впервые формулируется идея Мирового Разума, а во второй строке указывается, что в его функции входит планирование эволюции. Таким образом, в нескольких строках содержится и идея Начала, и его характеристика, и появление Мирового Разума, и планирование им эволюции мироздания.

В следующую часть текста входят лишь две строки четвертого и пятое четверостишие. Но в этих строках ставится целиком вся проблема познания Мира! В строке 4-3 указывается, что является объектом познания (происхождение сущего из не-сущего), в 4-4 — кто есть познающий субъект и какими интеллектуальными и моральными качествами он должен обладать. Речь идет об осуществлении познания «размышлением, вопрошая в сердце». Последние слова фактически означают, что познание доступно лишь некоему субъекту, сочетающему в себе и мудрость, и высокую нравственность. Почему по одному слову (например, «сердце») можно понять смысл всей фразы? Да только потому, что оно понимается в контексте целого. Далее, в строках 5-1 и 5-2 дается характеристика процесса познания, а именно, декларируется отсутствие иерархии среди познающих субъектов. По сути дела, эти четыре строки, особенно последние две, содержат концепцию Нирваны, положенной затем в основу всей восточной философии в качестве цели процесса самосовершенствования и первого этапа познания мира. В строках 5-3 и 5-4 указывается, что отделение субъекта познания также произошло в ходе эволюции и, более того, этот процесс был мотивирован. Фактически здесь изложены основы антропного принципа. Заметим, что выше мы обсуждали практически те же понятия, посвящая им целые разделы книги, правда, более количественно. В тексте же Гимна сложнейшие концепции укладываются в одну фразу или даже одно слово. Подчеркнем еще раз, что сама возможность нахождения смысла обеспечивается системностью и целостностью всего текста Гимна.

Еще одна часть, последняя — это шестое и седьмое четверостишия. Строки 6-1 6-2 возвращают нас на рубеж между первой и второй частями, между надфизической и физической реальностями. В этом же месте ставится вопрос о возможностях познания самого процесса выделения физической реальности из надфизической. Строка 6-3 указывает, что эта задача существенно иная, чем познание нашей Вселенной, которая создана богами — функциями Мирового Разума. В 6-4 просто усиливается этот вопрос на эмоциональном уровне. Однако является ли выделение физической реальности спонтанным, или этим процессом целенаправленно управляют с надфизического уровня? Этот вопрос ставится в первой и второй строках седьмого четверостишия. Вместе с тем, в строках 7-3 и 7-4 указывается, что даже для Мирового Разума познание процесса рождения Вселенной является сложной задачей. Так что данная концепция содержит в самой себе источник движения и открыта для продолжения познания. Приведем далее построчный «перевод» Гимна на язык современной фундаментальной науки.

1.1 Не было ни вакуума, ни материи.
1.2 Не было ни пространства-времени, ни Вселенной.
1.3 Что же было? Как определить многообразие предвселенных,1 в котором пребывала наша Вселенная? Обладало ли это многообразие свойствами самоорганизации (суперразумом)?
1.4 Что же это было за многообразие?
   
2.1 Не было времени.
2.2 Не было эволюции.
2.3 По своим законам, не проявляясь в известных формах материи и пространства-времени, существовало многообразие предвселенных,
2.4 И ничего не было, кроме этого многообразия.
   
3.1 После рождения нашей Вселенной из «Ничего»2 начальная стадия эволюции Вселенной была вакуумной.
3.2 Начальное состояние не имело какой-либо структуры3.
3.3 Однако в этом начальном вакуумном состоянии начался процесс
3.4 Рождения ультрарелятивистских частиц, приводящий к возникновению горячей плазмы и расширяющегося космологического пространства.
   
4.1 У Мирового Разума4 появилось желание сформулировать основные цели эволюции и начать их реализацию5.
4.2 Это было первым семенем мысли Мирового Разума.
4.3 Процесс возникновения Вселенной, заполненной частицами, из начального вакуумного состояния могут исследовать
4.4 Мудрецы путем размышлений, самопознания и самосовершенствования6.
   
5.1 При установлении контакта мудреца с Космосом индивидуальный разум сливается с Мировым Разумом.
5.2 Можно ли в этих условиях говорить об индивидуальном разуме и о Мировом Разуме по отдельности?7
5.3 Сами индивидуальные разумы на определенном этапе были созданы Мировым Разумом. Были причины, по которым индивидуальным разумам следует существовать отдельно от Мирового Разума.
5.4 В отделении индивидуальных разумов заинтересован сам Мировой Разум.
   
6.1 Кто же знает всю информацию о рождении и эволюции Вселенной? Кто расскажет об этом?
6.2 Какими свойствами обладало многообразие предвселенных?
6.3 Многие функции Мирового Разума появились уже в ходе эволюции Вселенной, в том числе сформировались и те свойства самоорганизации Вселенной, которые обеспечили возникновение галактик, звезд и планет.
6.4 Так кто же знает, как возникла Вселенная?8
   
7.1 Из какого многообразия предвселенных появилась наша Вселенная?
7.2 Родилась ли она спонтанно, или же процесс ее рождения управлялся суперразумом многообразия?7
7.3 Мировой Разум нашей Вселенной
7.4 То ли знает ответ на этот вопрос, то ли не знает.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.