|
ТЕСТ Определение характера взаимодействия хозяина с собакой ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Инструкция к тесту. Опросник содержит 15 групп утверждений. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Прочтите внимательно все три утверждения в каждой группе и выберите одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашим действиям в отношении собаки в разных ситуациях. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой. 1. А. Вы требуете, чтобы собака подчинялась Вам беспрекословно. Б. Вы даете собаке некоторую свободу, требуя от нее абсолютного послушания лишь тогда, когда считаете это необходимым. В. Вы не требуете от собаки послушания, главное, что она любит Вас и членов Вашей семьи. В случае необходимости всегда можно договориться с собакой с помощью хитрости или угощения. 2. А. Вы никогда не просите собаку, считаете, что хозяин должен приказывать и настаивать. Б. Вы считаете, что иногда правильно попросить собаку о чем‑то. В. Вы не умеете приказывать. 3. А. Вы стараетесь, чтобы в Ваше отсутствие в семье был кто‑то, кто сможет выполнять обязанности хозяина не менее эффективно, чем Вы. Б. Вы как‑то не задумывались об этом. В. У Вас нет необходимости в этом, собака воспитана так, что и без Вас ведет себя идеально. 4. А. Вас больше волнует послушание собаки, а не то, почему она выполняет то или иное требование. В конце концов, Вы ее кормите, предоставляете кров, она должна платить Вам преданностью и послушанием. Б. Раз уж так получилось, что Вы занимаетесь собакой (хотя ее приобретали жене, мужу, теще, детям), то пусть она хотя бы слушается. В. Для Вас важно, чтобы между Вами и животным сложились действительно дружеские отношения. 5. А. Вы поощряете проявление собакой инициативы. Б. Вы не приветствуете проявление собакой инициативы. В. Вы не уверены, что собаке следует разрешать проявлять инициативу. 6. А. Если собака проявляет негативизм (демонстративно не слушается, даже рычит), Вы не задумываетесь, почему она это делает. Для Вас очевидно, что такое поведение следует пресекать. Б. В случае проявления негативизма собакой Вы стараетесь понять, почему это происходит, и принять меры. В. В случае проявления негативизма собакой, Вы полагаете, что Вы – никудышный дрессировщик. Для Вас очевидно, что управления собакой – не Ваше дело. 7. А. Вам бы хотелось уменьшить свою ответственность в управлении собакой, разделив ее с другими членами семьи. Б. Вы понимаете, что полностью отвечаете за поведение собаки. В. Вы бы хотели, чтобы собакой занимался кто‑нибудь другой в семье или специальный дрессировщик. 8. А. Вы не допускаете, чтобы кто‑то давал Вам советы, как Вам следует обращаться со своей собакой. Б. Вы готовы следовать указаниям знакомых относительно воспитания собаки. В. Вы регулярно советуетесь со знакомыми и специалистами, но, прежде чем следовать чьим‑либо рекомендациям, взвешиваете, насколько эти рекомендации подходят конкретно Вам и Вашей собаке. 9. А. Иногда Вы проявляете грубость по отношению к собаке. Б. Иногда Вы равнодушно относитесь к тому, что собака явно нарушает предписанные правила. В. Вы ведете себя по отношению к собаке последовательно, заняв твердую позицию, что ей делать можно, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах. 10. А. В критических ситуациях собака перестает Вас слушаться. Б. В критических ситуациях Вы управляете собакой более жестко, чем обычно. В. В критических ситуациях Вы ведете себя с собакой, как обычно. 11. А. Если вы сталкиваетесь в воспитании собаки с проблемой, с которой плохо знакомы, стараетесь решить проблему самостоятельно. Б. В таких ситуациях обращаетесь за помощью. В. Столкнувшись с незнакомой проблемой, надеетесь, что это проблема роста, и что рано или поздно она разрешится. 12. А. Вы не можете сказать, что Вы слишком требовательный хозяин. Б. Вы считаете, что Вы требовательны, но справедливы. В. Вы уверены, что главное в воспитании собаки – строгость и не позволяете ей ослушаться. 13. А. В процессе воспитания собаки Вы используете малейший повод, чтобы похвалить ее. Б. Вы добиваетесь именно того результата, который хотели получить и строго контролируете собаку. В. У Вас нет времени на регулярные занятия по обучению и воспитанию собаки и Вы занимаетесь этим от случая к случаю. 14. А. Вы умеете добиваться от собаки послушания. Б. Вы часто вынуждены ругать собаку за непослушание. В. К сожалению, вы не можете влиять на поведение собаки. 15. А. В Вашем присутствии собака напряжена, находится в постоянной готовности выполнить Вашу команду. Б. В Вашем присутствии собака может расслабиться, но с удовольствием приступает к выполнению Ваших команд, если вы того захотите. В. К сожалению, в силу Вашей занятости собака большей частью предоставлена самой себе. Ключ к тесту
д – директивный компонент, р – разрешительный компонент, к – коллегиальный компонент.
Директивный компонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного. Разрешительный компонент означает снисходительность к собаке, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, последовательного контроля, либеральность, склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Коллегиальный компонент означает, что требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом и осознанием причин нежелательного поведения собаки, а также принятием вины за свои ошибки и осознанным стремлением их исправить. В результате обработки теста по тому, каких компонентов будет больше в результате (д, р или к), можно определить стиль взаимоотношений хозяина с собакой (директивный, разрешительный или коллегиальный) и в зависимости от этого давать рекомендации по поведенческой терапии. Например, результат тестирования хозяина английского мастифа, страдающего фобией: к – 5, р – 4, д – 6. То есть этот человек больше склонен к директивному стилю управления собакой (этот компонент составляет у него 40 %, в то время как коллегиальный – 33 %, а разрешительный – 27 %). Следовательно, с одной стороны, он, скорее всего, будет строго выполнять сам и добиваться от собаки выполнения предписанных в ходе поведенческой терапии действий. С другой стороны, он использует достаточно жесткий стиль взаимодействия с собакой, поэтому рекомендовать в такой ситуации усиление контроля над собакой не только нет необходимости, но и может негативно сказаться на состоянии собаки. Сложнее всего давать рекомендации, если в результате тестирования превалирует разрешительный компонент, так как таким хозяевам проще «махнуть рукой» на проблему, чем планомерно и целенаправленно решать ее. Задания 1. Изучить теоретический материал. 2. Разбиться на пары – зоопсихолог и владелец. 3. Владельцу заполнить анкету по определению проблем собаки и необходимости коррекции и тест «Определение характера взаимодействия хозяина с собакой». 4. На основании проведенного анализа на предыдущих занятиях подготовить рекомендации для коррекции контакта «хозяин - собака», при этом переговорить с владельцем, какие выводы он для себя сделал при анализе отношений с собакой и виду контакта. Предложить практические задания для коррекции контакта, если это возможно.. Описать желательное поведение собаки. 2. Оформить рекомендации по следующим пунктам: А. Определение типа взаимоотношений «владелец+собака» в соответствии с классификацией психотипов ожиданий владельца и собаки и данных, полученных при анкетировании. Аргументировать свои выводы практическими примерами. Б. Описать проблемы, возникающие при взаимоотношениях собаки и владельца с соответствующими психотипами ожиданий и уровнем контакта. В. Определить тип и уровень контакта конкретных владельца и собаки, охарактеризовать его с конкретными примерами. Г. Сравнить свои выводы и выводы владельца собаки при самооценке. Д. Предложить пути решения проблем во взаимоотношениях «хозяин + собака» с точки зрения зоопсихологии и мотивации поведения собаки. Е. Существует ли необходимость лечения собаки у ветеринара?.
Критерии оценки (Приложение А)
2 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ТЕСТУ 1. Поведение - это 2. Что означает термин «рефлекс»? 3. Ученый-основоположник учения о высшей нервной деятельности. 4. Что означает термин «высшая нервная деятельность»? 5. Что означает понятие «тип высшей нервной деятельности»? 6. Что означает понятие «безусловный рефлекс»? 7. Естественно-приобретенный условный рефлекс - это 8. Что лежит в основе поведения всех многоклеточных животных? 9. Чем воспринимаются все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного? 10. Нервная система - это… 11. Результатом чего является определенное действие, выполняемое животным? 12. Передаются ли по наследству приобретенные условные рефлексы? 13. Классификация рефлексов. Привести примеры каждого из видов рефлексов. 14. Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения. Привести примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения. 15. Что означает термин «врожденная схема реагирования» К. Лоренца? 16. Что означает термин «доминанта»? 17. По П.К. Анохину, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий (перечислить стадии). 18. Стадия афферентного синтеза – это… 19. Во время стадии афферентного синтеза учитывается (обозначить главное). 20. Что означает понятие «завершающий акт»? 21. Что означает понятие «доминирующее животное»? 22. Что означает термин «групповое поведение псовых»? 23. Отметьте формы проявления неврозов у животных. 24. Между кем были выработаны для общения коммуникативные сигналы млекопитающих? 25. Что означает во время ритуала помахивание хвостом? 26. Что является ключевым сигналом у собак, отключающим агрессивное поведение между особями одного вила? 27. Как ведется по отношению к другим особям низкоранговое животное у псовых? 28. Поза спаривания (при отсутствии акта спаривания) - это… 29. Что играет определяющую роль в сезонных изменениях поведения животных? 30. В результате чего у млекопитающих возникает пищедобывательная форма поведения? 31. Что подразумевается под комплексом комфортного поведения у собак? 32. Чем является для домашней собаки семья, где она живет? 33. Что означает термин «научение»? 34. Что означает термин «обучение»? 35. Что означает термин «пситхика»?
Итоговый тест по учебной дисциплине «Зоопсихология» 1. Поведение это:
2. Что означает термин «рефлекс»?
3.Отметьте ученого-основоположника учения о высшей нервной деятельности.
4. Что означает термин «высшая нервная деятельность»?
5. Что означает понятие «тип высшей нервной деятельности»?
6. Что означает понятие «безусловный рефлекс»?
7. Естественно-приобретенный условный рефлекс это:
8. Что лежит в основе поведения всех многоклеточных животных:
9. Чем воспринимаются все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного:
10. Нервная система это:
11. Результатом чего является определенное действие, выполняемое животным?
12. Передаются ли по наследству приобретенные условные рефлексы?
13.Классификация рефлексов. Приведите примеры на каждый вид рефлексов.
14.Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения. Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.
15. Что означает термин «врожденная схема реагирования» К. Лоренца?
16. Что означает термин «доминанта»?
17. По П.К. Анохину, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:
18. Стадия афферентного синтеза – это:
19. Во время стадии афферентного синтеза учитывается:
20. Что означает понятие «завершающий акт»?
21. Что означает понятие «доминирующее животное»?
22. Что означает термин «групповое поведение псовых»?
23. Отметьте формы проявления неврозов у животных:
24. Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между:
25. Во время ритуала приветствия помахивание хвостом:
26. Ключевым сигналом у собак, как бы отключающим агрессивное поведение является:
27. Низкоранговые животные у псовых:
28. Поза спаривания (при отсутствии акта спаривания) это:
29. Определяющую роль в сезонных изменениях поведения животных играет:
30. Пищедобывательная форма поведения возникает в результате:
31. Под комплексом комфортного поведения у собак подразумеваются:
32. Для домашней собаки семья, где она живет, является:
33. Научение это:
34. Обучение это:
35. Психика это:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Критерии оценивания
1 Тестовые задания
2 Устные ответы
3 Практическое занятие на компьютере
4 Практическое занятие (создание кейса)
Оценивание кейса
5. Практическое занятие (разработка и проведение Круглого стола)
Оценивание Круглого стола
[1] Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., испр. И доп.- М.: РИОР: ИНФРА –М, 2015. – 76 с. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|