|
В) Провести психологический анализ лекции (по схеме) проф. Ахутиной Т.В."Теоретические основы детской нейропсихологии" лекция №1 (ютюб) (приложение А) (5 б) Г) Составить опорный конспект лекции по дисциплине «Общая психология»: Личность и ее формирование (приложение В) (5 б)
Д) Найти 5 научных статей в рецензируемых научных изданиях, входящих в межд. реферативные базы данных и системы цитирования, посвященных проблемам преподавания психологии в высшей школе и доп.образовании за последние 10 лет. Составить список статей, согласно выходных данных с учетом требований ГОСТ к оформлению статьи). (4 б) Е) из списка найденных статей составить конспект 1 статьи – на выбор (эл. вар-т конспекта+ статья в формате PDF) (6 б) Ж) Составить портфолио (приложение Б) (10 б) З) Опираясь на таксономию учебных задач, по Толигеровой, разработайте одну проблемную ситуацию первого, второго, третьего типа по какому-либо из разделов учебных дисциплин по психологии (общая, возрастная, социальная, клиническая, педагогическая, юридическая и др.). (15 б) Задания А,Б,В, Г, Д, -обязательные для выполнения. Уровень D, С Е, Ж, З – по желанию Уровень В ПРИЛОЖЕНИЕ А Психологический анализ лекций Схема: Классификация лекций - по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.); - по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая). Структура лекции Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы или других источников по теме лекции. Способы изложения учебного материала: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строится вокруг поставленной проблемы; к которой постоянно возвращаются, углублятся и развиваются представления о ней, предлагаются способы ее решения). Заключительные выводы по лекции. Четкость структуры лекции (вступление, основная часть, выводы). Содержание лекции А) Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; яркие, убедительные примеры, факты, обоснования, документы, научные доказательства. Б) Освещение истории вопроса: характеристика различных концепций и научных подходов; биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? В) Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности. Г) Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д. Методика проведения лекции Методическая обработка излагаемого материала: А) выделение ведущих идей и положений; формулировка выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий Б) применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы В) создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов. Г) использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции. Д) применение наглядных и компьютерных средств обучения Е) использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов. 5. Руководство работой студентов А) Способы активизации познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Б) Способы вовлечения преподавателем слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала: проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д. В) Создание преподавателем возможности для осмысленного конспектирования, акцентирование изложения лекции: выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д. Г) Уровень усвоения студентами лекционного материала: записи в конспектах; реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.); реагирование и ответы преподавателя на заданные вопросы. Лекторское мастерство преподавателя А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт. В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.). Результативность лекции А) информационно-познавательная ценность лекции. Б) Воспитательная значимость лекции. В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?) Общие выводы и рекомендации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006. 2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. 3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999. 5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983. 6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981. 7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. 8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998. 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. 10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997. 11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998. ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной и/или внеучебной деятельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.
Современная система высшего образования ориентирована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности будущего специалиста. Портфолио позволяет студенту: · осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом; · анализировать свои проблемы в изучении психологии · выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»; · отслеживать динамику развития профессиональных компетенций; · оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образовательной и социокультурной деятельности; · определить необходимость развития тех способностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе. Основные функции портфолио: · информационно-социальная (документируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей; · педагогическая (способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и процесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обучающихся в изучении психологии, личностного развития.
«Портфолио» студента Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|