|
Становление, развитие, структура и идеология казачестваСтр 1 из 4Следующая ⇒ ПЛАН План……….…………………………………………………………стр.2 Введение…………………………………………………………….стр.3 Глава I. Сибирское казачье войско (XVI – первая четверть XX вв.) 1.1. Становление, развитие, структура и идеология Казачества……….……………………………………….стр.5 1.2. Взаимоотношения с властями 1.2.1. XVI – XIX веков..…………………………………..стр.9 1.2.2. Первая четверть XX века………………………...стр.11 1.3. Политический раскол: причины и последствия…….стр.13 Глава II. Возрождение Сибирского казачьего войска на территории Сибири 2.1. Современное состояние казачества: цели, задачи, становление, структура и устав.........….………………………………………...стр.19 2.2. Социально- экономические факторы и проблемы становления современного казачества……….…………………………………стр.23 2.3. Казачество: его роль и место в политической и культурной жизни региона……………………………………………………………стр.25 Заключение...……………………………………………………….стр.33 Список используемой литературы и источников………………стр.35 Приложение……………………………………………………….стр.38 ВВЕДЕНИЕ История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей. В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие. Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться, но мы знаем, что последнюю и наиболее объективную оценку всему даст время. Современное могущество и благосостояние Отечества немыслимо без Сибири, поэтому история сибирского казачества заслуживает самого пристального внимания. В XX веке многие ученые, политики, эксперты говорят об истории и возрождении Сибирского казачьего войска. Проблемам казачества уделяется все больше и больше внимания. Они становятся более актуальными для нынешнего поколения, ученые-историки и писатели на протяжении последнего десятилетия исследуют историю, культуру, одним словом, то, что неразрывно связано с сибирским казачеством, и, анализируя это, пытаются прийти к одному выводу: что же такое казачество? Отмечая 420-летие Сибирского казачьего войска, все начинают понимать, что казачество в Сибири - не случайное и мимолетное явление истории России. Вполне закономерно в конце 1980-х гг. начался процесс его возрождения. Естественно, он вызвал в обществе не только неоднозначные, но порою и прямо противоположные оценки. Изученность данной темы позволяет выделить два направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое. Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Ряд источников позволяет проследить происхождение казачества как сословия. Заслуга исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг). Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества. Целью моей работы является – исследование проблем истории и возрождения сибирского казачества. Для более четкого и полного раскрытия темы, я выработал следующие задачи: 1. анализ структурных изменений в организации войска; 2. изучение проблем взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития; 3. определение места казачества в политической и культурной жизни региона.
ГЛАВА I СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (XVI -первая четверть XX вв) Взаимоотношения с властями XVI – XIX века
Процессы кардинальных перемен, происходящие на территориях постсоветского пространства в последнее десятилетие уходящего второго тысячелетия, породили значительный интерес многих народов к более глубокому познанию и осмыслению исторических корней и своей значимости в судьбах Российского государства. Особый размах, интерес и неоднозначность взглядов наблюдается в нынешней практической жизни и исследовательской деятельности по отношению к одному из российских феноменов - казачеству. Появление казачества на историческом российском горизонте с самого начала было связано с границей, защитой, обороной своего Отечества от недругов. С усилением могущества Московское государства южные и восточные границы все дальше отодвигались от центра и, следовательно, служилые люди - казаки вновь выдвигались на передовые российские рубежи. Далеко не случайно великий Л.Толстой писал, что граница породила казачество, а казачество создало Россию. С одной стороны, вольное казачество доставляло немало хлопот Московскому правительству, московским государям, подчас осложняя отношения с соседними государствами. С другой являясь передовым отрядом и двигателем русской колонизации. С течением времени вольное казачество все более настойчиво вовлекалось в орбиту влияния российских интересов. Первоначально Дон сделался местом обитания воинствующих казачьих формирований, а позднее отсюда начался процесс продвижения их в Сибирь и далее - на оба берега Тихого океана. Первоначально взаимодействие и взаимная помощь русского государства и казаков носила эпизодический, добровольный характер. Так было на Куликовом поле (1380 г.), под стенами Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.), когда казачьи дружины приходили для поддержки интересов России и вместе со всем российским воинством разбивали татарские орды и покоряли беспокойных соседей. Казачьи отряды также активно участвовали в Ливонской войне (1558-1583 гг.).Как мы видим, особенно активно этот процесс стал осуществляться при Иване Грозном (1547-1884 гг.). С этого времени начались постоянные контакты Московских государей с казаками Дона и Сибири. Именно с периода правления Ивана V начинают свой отсчет времени служения Московскому государству казаки Дона и Сибири[6]. Влияние и действие положений, грамот, указов, законов Российского государства на Дону шло медленно и трудно. Следует отметить, что распространению Российского законодательства на Дону «способствовали» постоянные конфликты казаков с султанской Турцией. Не желая осложнений с Османской империей, Грозный царь и его преемники часто лавировали, отказываясь от казаков как подданных России (в то же время выплачивая жалованье) или посылая угрожающие письма казачьей вольнице. При Петре Великом в целом кардинально меняется весь уклад жизни казаков на Дону. В годы его правления (1689-1725 гг.) российские законодательные акты, распоряжения, указы распространяются повсеместно и подлежат обязательному выполнению. Это относилось как к гражданскому, так и к военному законодательству. Так, в 1704 т. указом Петра сообщалось о позволении Войску Донскому рубить лес для собственною потребления, о переписи людей, пришлых на Дон после 1695 г., о высылке после того оказавшихся беглецов и др. Нужно отметить, что отношение и политика властей менялись на протяжении всего времени существования Сибирского казачества. Далее вашему вниманию представлены некоторые из особенности и последствия политики властей. В начале XX века в связи с изменением политики государства, меняется и задача войска: теперь оно стало орудием правительственной колонизации Казахстана, так как функция защиты отходит на второй план, а на первый выходит- функция освоения степи. В это время властями было принято ряд положений, которые полностью закрепостили казаков как личностей. Обратный процесс происходит в период реформ (правление Александра II), так как, переживая денежный кризис, власти отказываются финансировать войско и тем самым делает из казачества самообеспечивающееся сословие. Реформы Александра II были шагом на пути размывания сословных рамок (тем более, что в 1869 г. был разрешен, хотя и обставленный рядом условий, выход из казачьего сословия). Они дали толчок естественноисторическому расказачиванию, т. е. процессу постепенного разложения казачества как военно-служилого сословия докапиталистической России (подобно раскрестьяниванию крестьянства как тяглового сословия). Последнее Положение 1891 года, которое было принято в период правления Александра III, завершило 30-летний период реформирования, в результате которого в войске наступило «новая эра жизни» и который сформировал образ жизни казачества, без существенных изменений сохранявшийся до гибели войска в годы Гражданской войны. Выходцы из российской «глубинки», казаки никогда не порывали связей со своей исторической Родиной, шли на защиту ее интересов, зачастую жертвуя сотнями, тысячами жизней и постепенно «впрягались» в колесницу военной российской машины.
Первая четверть XX века Отдельной страницей в истории Сибирского казачьего войска стоят отношения с Советской властью. Вот и я решил освятить этот вопрос в своей работе. После Октябрьской революции большая часть Сибирского казачества заняла нейтральную позицию. Офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачьего войска, в том числе и глава войсковой управы, вместе с эсерами, меньшевиками и сибирскими областниками активно участвовала в подготовке контрреволюционного вооруженного выступления. 28 октября 1917 года Омский Совет по предложению большевиков принял решение взять власть в свои руки. Контрреволюции, создавшая «Союз спасения отечества, свободы и порядка», подняла 1 ноября вооруженный мятеж юнкеров Омской школы прапорщиков, но казака не поддержали его. Красная Гвардия быстро подавила это антисоветское выступление. 30 ноября власть в Омске и его пригородах полностью перешла к Совету, в котором большинство в результате перевыборов получили большевики. 2 декабря 3-й областной съезд Советов в Омске провозгласил Советскую власть на всей территории Западной Сибири. Однако офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачества вместе с сибирскими областниками начала подготовку нового контрреволюционного мятежа. Большую роль в установлении Советской власти в казачьих селениях сыграли фронтовики Сибирской казачьей дивизии. Трудовое казачество 1-го отдела отказалось от казачьего звания и присоединилось к крестьянству. В Омской управе было создано 13 районных комиссий по землеустройству из представителей крестьянского, казачьего и казахского населения, которые приступили к аграрным преобразованиям на основе советских декретов, причем земли трудовых казаков не затрагивались. 1 марта в Омске собрался 3-й войсковой круг Сибирского казачества, который прошел под советскими лозунгами. Мятеж Чехословацкого корпуса резко изменил обстановку в Западной Сибири. К нему открыто примкнула вся сибирская контрреволюция, в том числе офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачества, недовольная продовольственной политикой Советской власти. Большевики вели упорную пропагандистско-разъяснительную работу среди трудового Сибирского казачества убедившись на опыте в антинародном характере колчаковщины, середняцкая часть Сибирского казачества стала склоняться на сторону Советской власти; в бело казачьих войсках шло разложение, казаки дезертировали, уходили в красные партизаны, сдавались Красной Армии и затем сражались в ее рядах. По мере освобождения Западной Сибири от белогвардейщины в казачьих селениях восстанавливались органы Советской власти. В 1920 лучшие казачьи части и все коммунистические ячейки были мобилизованы на войну с Польшей и Врангелем. Враждебный Советам кулаческо-казачий тыл к концу 1920 вновь оказался боевым контрреволюционным отрядом — в Ишимско-Петропавловско-Кокчетавском восстании против Советской власти участвовало несколько казачьих полков. Благодаря усиленной политической работе по расслоению казачества и при содействии коммунистических ячеек и отрядов трудовых казаков удалось ликвидировать это восстание, потеряв убитыми лучших и преданных большевиков. Необходимо отметить исключительно яркую роль, которую сыграла в гражданской войне Забайкальская казачья дивизия, которая по возвращении в 1918 с Германского фронта помогла молодым красноармейским частям вырвать Читу у белых отрядов атамана Семенова[7]. Так под давлением революционной борьбы рабочего класса прежняя опора царского правительства- казачество, обладавшее сословными отличиями и преимуществами, встали в лице трудового казачества на путь Октября и вместе бедняцко-середняцким крестьянством в союзе с рабочими под руководством партии Ленина участвуют в колхозном и социалистическом строительстве Советского союза. Однако необходимо отметить еще об одном эпизоде, который красноречиво показывает истинное отношение власти к казачеству. Невиданный патриотический подъем царил в ту весну в казачьих поселениях, вновь преобразованных в станицы. Сибирские казаки готовы были забыть все обиды и притеснения казаков и служить Родине верой и правдой. Станицы областной газеты «Омская правда» пестрили письмами отдельных казаков и целых станичных сходов, горячо приветствующих снятия ограничений с казачества, выражавших готовность «грудью стать на защиту границ». Но радость была преждевременной. По воле сталинского руководства «новыми советскими казаками» надлежало быть только населению Дона, Кубани и Терека, а казаки других традиционных казачьих областей были вскоре напрочь лишены этого права. В конце 1936 г. о сибирских, уральских, оренбургских, забайкальских казаках совсем перестали говорить, будто их никогда и не было, а станицы вновь спешно были переименованы в села. Черный 1937 г. Довершил разгром казачества. На долгие десятилетия на казаков пала непроницаемая тень забвения. Оценка и анализ перечисленных выше периодов позволяет заметить, что отношения правительства и казачества чередуются, так как эти взаимоотношения во многом диктуются ситуацией в самой России.
ГЛАВА II ВОЗРОЖДЕНИЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема казачества, на какое-то время, становится «модной». Интерес общества ко всему, что связано с историческим прошлым казаков, а также к проблеме возрождения казачества настолько оказался велик, что забытое еще недавно слово «казак» звучит сегодня чуть не повсеместно. Появляются и распадаются союзы и объединения казаков, собираются круги и сборы, даже формируются казачьи части. Отдельные силы пытаются втянуть людей, называющих себя сегодня казаками, в большие политические игры. На мой взгляд, я выполнил цель моей работы, так как мною полностью охвачен материал по казачеству, исследованы и проанализированы история, становление, развитие, структура, проблемы раскола и возрождения казачества. Что же касается задач, то необходимо отметить, что в своей работе постарался как можно четче и объемнее раскрыть их. Для этого мной: · дан анализ структурных организаций войска; · изучены проблемы взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития; · определены место и роль казаков в политической и культурной жизни региона; · сравнены уставы казачества и РОДа. В заключении мне хотелось бы прийти к выводу: что же стало «толчком» для возрождения казачества. По данному вопросу, я считаю, сильная генетическая память, сложная социально-политическая, экономическая обстановка конца существования Советского Союза дали начало процессам возрождения казачества в рамках общественной организации. Живя на разломах цивилизаций, казаки чувствовали «подземные» толчки, которые вели к распаду великого государства. Они кожей ощущали, что вновь станут заложниками проводимой в то время политики, пытались достучаться до Кремля, но в Кремле никто их слушать не хотел. Само казачество того периода было слишком слабо, чтобы влиять на общественное мнение. Оно нуждалось не только в реабилитации, но и в реанимации. Казачьи семьи ложились спать в одном государстве, а просыпались в нескольких. Понимая, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», казаки с чистого листа начали процесс самоорганизации. Сзади, за плечами была героическая и трагическая история, впереди - надежда. При отсутствии подготовленных кадров, экономической, финансовой, материальной базы казаки не отчаивались, помня старинную казачью поговорку «Бог не без милости, а казак не без счастья». Необходимо отметить, что роль Сибирского казачьего войска (СКВ) в развитии Сибири и Казахстана велика, хотя и неоднозначна. Невозможно отрицать ее положительные стороны. Казаки присоединили к России огромные территории, основали многие современные города и села. Их станицы становились центрами земледелия, торговли, ремесел, образования. Под их влиянием происходил переход казахов к полукочевому и оседлому хозяйству. Сибирские казаки сопровождали русские посольства и научные экспедиции, следовавшие в Среднюю Азию, Монголию и Китай, В течение столетий охраняли границу. Сибирское войско дало России и Сибири немало известных деятелей. Вот несколько имен: генерал – Корнилов Л.Г.; ученый, областник – Потанин Г.П.; советский партийный и государственный деятель – Куйбышев В.В.; писатель – Новоселов Л.Е.; тюрколог – Лаптев И.П.; известные сибирские ученые – Катанаев Г.Е. и Седельников А.Н. В конце своей работы мне необходимо: сделать некоторые выводы, дать оценку, составить прогноз и разработать рекомендации по состоянию современного казачества. На сегодняшний день мы имеем развивающееся и объединяющееся казачество, которое пытается играть еще большую роль в политической, социально- экономической и культурной сферах жизни региона. Но, увы, это сейчас сделать трудно, так как оно еще до конца не объединилось. Внутри между казаками существует разлад, устранить который можно только приходом к власти сильного и честного руководства. Среди лидеров казачества происходит одна игра слов и мало дел, потому что (как говорилось выше) у них нет нужных «политических инструментов», которые так необходимы современным движениям. Что же нужно, чтобы сделать из казачества надежную и сильную опору для правительства? На мой взгляд, прежде всего необходимо принять Закон о казачестве, который бы не мешал развитию казаков, а помогал им возрождаться на добрых началах. Затем нужно, чтобы маленькая и самая просвещенная группа казаков прошла в Думу для ведения среди казачества агитационно-пропагандистской и разъяснительной работы. На местах же атаманы должны провести сходы на которых ими будут высказаны следующие пункты: определиться с программой и начать объединение среди казаков. На общероссийском кругу – составить общую программу и начать консолидацию. Но следует учитывать и тот факт, что не нужно давать казачеству сильно много воли иначе оно может превратиться в неуправляемую машину. Скорее всего если правительство сможет умело совмещать политику «кнута и пряника», то казачество станет опорой для государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ауский С. Казаки: Особое сословие: Документы, карты, фотографии. - М, СПб, 2002. 2. Катаевские чтения – 98. – Омск, 1998. 3. Сибирская советская энциклопедия. – М, 1931. Т-3. 4. Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003. 5. Толмачев С.М. Казачество – в прошлом и настоящем // Время [Омск]. – 1997. - №1. 6. Березовский Е.П. Сибирское казачье войско // Сибирский казак. – Харбин, 1934. – Вып. 1. 7. Суров А. Казаки // Энциклопедический словарь. – СПб., 1894. – Т.- XIII a. 8. Дедов В.Т. Взаимоотношения казачества и Российской государственной власти (середина XVI – начало XVII вв.) – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998. 9. Бобков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири 1859-1875 гг. – СПб., 1912. 10. Шулдяков В. Сибирское казачье войско // Вечерний Омск. – 1990. – 26 ноября. 11. Разгон И.М., Мосина И.Г. Буржуазия Сибири и Государственная Дума // Классы и партии В Сибири накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. – Томск, 1977.; Сибирская речь. – 1917. – 1 ноября. 12. Сибирские войсковые ведомости. – 1917. - № 27.; Революционное движение в Омске в годы первой русской революции (1905-1907 гг.): Сб. док. – Омск, 1957. 13. Кириенко Ю.К. Революция и донское казачество (февраль-октябрь 1917 г.). - Ростов-на-Дону, 1988. – 14. Казачий отдел ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Краткий исторический очерк и отчет Казачьего отдела ВЦИК по октябрь 1919 г.). – М., 1919. – С.11; Ермолин А.П. Революция и казачество. – М., 1982. 15. Слово трудового крестьянства. – Омск,1917. – 14 сентября; Сибирская речь. – 1917. – 12 сентября, 8 октября. 16. Общую оценку дальнейших политических событий в Сибирском войске см.: Шулдяков В.А. Некоторые итоги и проблемы изучения политических процессов в Сибирском казачьем войске (1917- первая половина 1918 гг.) // Социально-политическое развитие Сибири (XIX - XX вв.). – Томск. 1993. 17. Шулдяков В.А. «Староказаки» и «трудовые казаки» (Гибель Сибирского казачьего войска). – Иртышский ветроград. – М., 1998. 18. Плетнев В.Я. Сибирское казачье общество (государственный реестр): состояние, цели и задачи на современном этапе. – Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003. 19. Пономарев И.И. Социально- экономические факторы восстановления казачества. – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998. 20. Толмачев С.М. Проблемы становления современного казачества Сибири. - Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003. 21. Поливаев С. Сибирские казаки обрели свою «историю» // Криминал-экспресс [Омск]. – 2001. - №51 (19 декабря). 22. Так кто же они, казаки? // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9. 23. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996. 24. Призвание – служить Родине // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9. 25. Новиков С.В. РОД: под знаменем традиционализма / С.В. Новиков // Диспут. – 2001. - №7(14). 26. У нас совместная история // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9. 27. Фалькович И.С. Омское казачество и туризм. - Катаевские чтения -98. – Омск, 1998. 28. Новиков С.В. Декабрь 1996: политический романтизм и объективная реальность; амбиции и возможности // Коммерческие вести. – 1997. - №1 (9 января).
Источники 29. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996. 30. Иртышский ветроград. – М, 1998. 31. Казаки Западной Сибири. – Тюмень, 1998. 32. Казачество: история и современность. – Омск, 1996. Журналы 33. Диспут. – 2001. - №7 (июль). 34. Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9. Газеты 35. Время [Омск]. – 1997. - №1 (январь). 36. Вся губерния. – 2003. - №1 (1января). 37. Казачья воля. – 1990. - №2. 38. Коммерческие вести [Омск]. – 1997. - №1 (9января). 39. Коммерческие вести. – 1996. - №15 (10 апреля). 40. Российское общенародное движение. – 1995. - №2 (октябрь). ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН План……….…………………………………………………………стр.2 Введение…………………………………………………………….стр.3 Глава I. Сибирское казачье войско (XVI – первая четверть XX вв.) 1.1. Становление, развитие, структура и идеология Казачества……….……………………………………….стр.5 1.2. Взаимоотношения с властями 1.2.1. XVI – XIX веков..…………………………………..стр.9 1.2.2. Первая четверть XX века………………………...стр.11 1.3. Политический раскол: причины и последствия…….стр.13 Глава II. Возрождение Сибирского казачьего войска на территории Сибири 2.1. Современное состояние казачества: цели, задачи, становление, структура и устав.........….………………………………………...стр.19 2.2. Социально- экономические факторы и проблемы становления современного казачества……….…………………………………стр.23 2.3. Казачество: его роль и место в политической и культурной жизни региона……………………………………………………………стр.25 Заключение...……………………………………………………….стр.33 Список используемой литературы и источников………………стр.35 Приложение……………………………………………………….стр.38 ВВЕДЕНИЕ История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей. В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие. Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться, но мы знаем, что последнюю и наиболее объективную оценку всему даст время. Современное могущество и благосостояние Отечества немыслимо без Сибири, поэтому история сибирского казачества заслуживает самого пристального внимания. В XX веке многие ученые, политики, эксперты говорят об истории и возрождении Сибирского казачьего войска. Проблемам казачества уделяется все больше и больше внимания. Они становятся более актуальными для нынешнего поколения, ученые-историки и писатели на протяжении последнего десятилетия исследуют историю, культуру, одним словом, то, что неразрывно связано с сибирским казачеством, и, анализируя это, пытаются прийти к одному выводу: что же такое казачество? Отмечая 420-летие Сибирского казачьего войска, все начинают понимать, что казачество в Сибири - не случайное и мимолетное явление истории России. Вполне закономерно в конце 1980-х гг. начался процесс его возрождения. Естественно, он вызвал в обществе не только неоднозначные, но порою и прямо противоположные оценки. Изученность данной темы позволяет выделить два направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое. Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Ряд источников позволяет проследить происхождение казачества как сословия. Заслуга исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг). Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества. Целью моей работы является – исследование проблем истории и возрождения сибирского казачества. Для более четкого и полного раскрытия темы, я выработал следующие задачи: 1. анализ структурных изменений в организации войска; 2. изучение проблем взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития; 3. определение места казачества в политической и культурной жизни региона.
ГЛАВА I СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (XVI -первая четверть XX вв) Становление, развитие, структура и идеология казачества Сибирское казачье войско официально вело свое начало от 6 декабря 1582 г., когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный особой грамотой за взятие Сибирского ханства наградил дружину Ермака наименованием «Царской Служилой Рати». Оно стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России после Донского и Терского. Сибирское казачье войско - это особое, исторически сложившееся государственное учреждение Российской Империи, имевшее собственные территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры, которое существовало в XIX - начале XX вв. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали принципы: 1) пользования землей за военную службу и 2) материального - полного или частичного- самообеспечения при выходе казаков на эту службу[1]. Хотелось бы отметить основные этапы становления и развития Сибирского казачьего войска. I. «ГЕРОИЧЕСКИЙ» или «ДОИСТОРИЧЕСКИЙ» (конец XVI - начало XVIII вв.). Войско официально, после Высочайшего приказа 1903 г., вело свое начало от дружины Ермака (с того момента, когда она была принята на царскую службу). Это старшинство утверждалось в казачьей официальной и официозной литературе, в том числе в брошюрах для нижних чинов, станичников и учащихся. Некоторые фамилии коренных (из бывших городовых) сибирских казаков действительно считали себя прямыми потомками ермаковцев. Да, часть городовых казаков стала в XVIII в. ядром линейного казачества. Но Сибирское линейное войско комплектовалось отнюдь не одними городовыми казаками. Точно так же и последние были образованы не из одних ермаковцев, которые уцелели после «первого взятия» всего горсть, а в большей степени из «новоприборных». Поэтому эпоху освоения Сибири, когда казаки составляли основную массу военно-служилых людей и вообще населения края, следует считать доисторическим этапом в развитии Сибирского войска, в этом периоде - его истоки. Казачество рассматриваемой эпохи, являвшееся низшим слоем военно-служилого сословия, сыграло выдающуюся роль в освоении Сибири. Особенно впечатляет тот факт, что за какие-то 35-40 лет казаки-землепроходцы прошли от Урала до Тихого океана, закрепив этот огромный, богатейший край за Россией!.. Это время и эти дела воистину героические. II. ПОГРАНИЧНЫЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЙСКА (1715-1808 гг.) Подэтапы: А) 1715 г.- первая половина 1740-х гг.- это время основания иртышских крепостей, образования «крепостного» казачества, обеспечивавшего, вместе с казаками – «годовальщиками» из внутренних городов Западной Сибири, коммуникации между крепостями; Б) 1744 - 1770 гг. - это время создания Сибирских военных (пограничных) линий: Ново-Ишимской, Иртышской и Колывано-Кузнецкой, - формирования «линейного» казачества, использовавшегося в качестве «рабочих команд» в укреплении и обслуживании границы; В) 1780 - 1808 гг. - это время, когда линейное казачество, выполняя прежние функции и увеличиваясь численно (за счет приписки городовых казаков, «солдатских детей», ссыльных и пр.), начинает приобретать качественно новые черты, а именно – появляются элементы войсковой организации: единое наименование («Сибирских линий казаки»), общий атаман (в Омске), деление на сотни. В 1770—1780-е гг. все водворенные на линиях казаки получили собирательное наименование «Сибирских линий казаков», а также особое управление с общим атаманом (старшиной) в Омске, подчинявшимся командиру 24-й дивизии. Первым общим атаманом стал сотник Ф. Анциферов. В XVIII — первой четверти XIX вв. основная задача Сибирского казачьего войска заключалась в охране внутренних округов Западной Сибири, а с 1824 г. оно начинает посылать свои отряды на «внешнюю службу» в степь[2]. Таким образом, из средства защиты России войско превращается в орудие правительственной колонизации Казахстана и выдвигает передовые отряды и станицы в глубь степи. III. ВОЕННО-ПОСЕЛЕННЫЙ ЭТАП истории войска (1808 - 1861 гг.). Официально Сибирское линейное казачье войско возникает с момента Высочайшего утверждения соответствующего доклада военного министра в 1808 г. 19 августа 1808 г. был высочайше утвержден доклад военного министра «О новом образовании Сибирского линейного казачьего войска», ставший первым законодательным положением о нем. Положение 1808г. уравняло «оклады» казаков разных линий, увеличило число казачьих офицеров (разрешило войсковому атаману избрать их из урядников), ввело в войске артиллерию, определило организацию войска на случай войны. Во всем остальном положение лишь законодательно оформило ту практику и те черты жизни, что сложились в XVIII в. и были регламентированы распоряжениями дивизионного начальства. Основные причины создания: 1) необходимость унификации юридического закрепления тех норм казачьей жизни на Сибирских линиях, которые сформировались в течение XVIII в., 2) после увода, в связи с антинаполеоновскими войнами, регулярных полков с линий на запад и оставления границы напопечение одних казаков потребовалось немедленное военно-организационное укрепление линейного казачества[3]. Важным этапом в развитии сибирского казачества стали реформы эпохи Николая I, законодательно обобщенные положением о Сибирском линейном казачьем войске от 5 декабря 1846 г. Войско было передано в ведение Департамента военных поселений военного министерства. Главное управление им принадлежало командиру Отдельного Сибирского корпуса (см. Приложение 3). Во главе «местного» управления стоял войсковой наказной атаман, который руководил войском через войсковое дежурство (военная часть) и войсковое правление (гражданская часть) (см. Приложение 4). В станицах управляли «станичные начальники». Все должностные лица назначались. Сибирское войско имело свое казначейство, но особого суда, в отличие от Донского, не получило. Это период, когда закрепощение государством сибирского казака как личности достигло апогея. Однако это закрепление позволило создать такую военно-поселенную организацию (войско), которая не только обеспечила стабильность границы, но и стала высоко эффективным орудием освоения земель. IV. ЭТАП РЕФОРМ - ПЕРВЫЙ ШАГ К РАКРЕПОЩЕНИЮ(1861 -1881 гг.) Военная и гражданская стороны жизни казачьей общины были тесно переплетены. Положение 1870 г., попытавшееся провести разделение властей, создало на территории Сибирского к Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|