|
Тенденции субъекта подобно магниту, объект притягивает их и тем самым обусловливает субъект, эмоциональный полюс, установка на внешний мир, события
▪ Интроверсия (движение внутрь) – субъект есть и прибывает центром всех интересов, мыслительный полюс, установка на внутренний мир, чувства
У любого человека есть обе направленности; иначе был бы психоз. Нормальный характер – равновесие разных черт. Если сознательно человек – экстраверт, то бессознательно он интроверт. На этой основе Юнг ввел понятие доминирующей психической функции
Основные психические функции:
▪ мышление ▪ эмоции
▪ ощущение
▪ интуиция Функциональные типы:
▪ мыслительный – вскрытие существенных свойств
▪ эмоциональный – ориентировка на отношение к событиям
▪ сенсорный – способность воспринимать мир объективно
▪ интуитивный – способность к прогнозированию будущих результатов
Каждый из этих типов может также быть интро- и экстравертированным Þ 8 типов и 8 средств понимания своей индивидуальности
Развитие личности
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности какдинамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения,достигаетновых и реализует себя все боле полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости»,являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полная реализация«Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направленииуникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация.
Индивидуация – человеческое развитие на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта, приближение к пониманию себя, выявление собственных сущностных свойств. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Индивидуация начинается с детского возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения, и может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого драматизма к 35годам жизни („возраст поворота жизни“), когда человек должен оставить все то, что принадлежало ему в первой стадии его жизни. Происходит переработка неосознаваемого до сих пор
противоположностей, диалектика. Это и есть самость – архетип, который находится на границе личного и коллективного бессознательного, символ равновесия.
Две стадии развития психики на основании разного понимания причин событий:
▪ архаичный разум – мистические причины,нет ничегослучайного,все нетипичные события воспринимаются какугроза или предзнаменование, поэтому необходимы ритуалы и обряды
▪ сознательный разум – понимание естественных причин ичеткое различение мира внешних событий и мира собственных переживаний
КАРЕН ХОРНИ
Принципиальные различия между теориями Фрейда и Хорни
▪ отрицание решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между мужчинами и женщинами
▪ отрицание существования психосексуальных стадий
▪ отрицание наличия у женщин зависти к пенису. Вместозависти к пенису ввела недостаток доверия и сверхзначимость отношений любви, предположила наличие зависти у мужчин к женщинам из-за их неспособности рожать и кормить детей ▪ столкновение индивида и общества не является неизбежным и зависит от того, фрустрирует ли общество наши потребности
▪ смещение акцента из прошлого в настоящее
В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. С
точки зрения Хорни, решающим фактором развития личностиявляются социальные отношения между ребенком и родителями,прежде всего касающиеся двух важнейшихтенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является
последняя тенденция: удовлетворение потребности вбезопасности ведет к формированию здоровой личности;инаоборот – поведение родителей,препятствующих этому
(насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества ибеспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
У ребенка, не чувствующего безопасности, развиваются различные стратегии поведения, для совладения с чувством изоляции и беспомощности:
▪ враждебность
▪ сверхпослушание
▪ развитие нереалистического идеализированного образа себя
▪ стремление вызывать жалость
Если ребенок не может обрести любовь, то он может искать власти над другими. Т.е. в личностной динамике стратегия может обретать характер драйва или потребности. Она выделяет10 невротических потребностей (защитных стратегий) как следствие иррационального решения проблемы и источник развития внутренних конфликтов.
▪ любовь и одобрение ▪ руководящий партнер
▪ четкие ограничения
▪ власть
▪ эксплуатация других
▪ общественное признание
▪ восхищение собой
▪ честолюбие
▪ самодостаточность и независимость
▪ безупречность и неопровержимость
Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегиюмежличностных отношений с целью достижения чувствабезопасности, т. е. снижения тревоги.
Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:
▪ ориентация на людей
▪ ориентация от людей
▪ ориентация против людей.
Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности:
▪ уступчивый
▪ обособленный
▪ агрессивный
Здоровый человек решает эти конфликты путем интеграции этих трех ориентаций.
Разные аспекты «Я» по Хорни:
▪ реальное
▪ идеальное (недостижимое)
▪ презренное
▪ актуальное АЛЬФРЕД АДЛЕР
Принципиальные различия между теориями Фрейда и Адлера
1. Признавая ведущее значение сферы БСЗ, Адлер в то же время указывает на относительность границы между сознанием иБСЗ. Между этими сферами существуют постоянныевзаимопереходы, зависящие от стоящих перед человеком задач и этапа их разрешения. 2. Адлер не считает исходные влечения генотипическим инстинктом, а предполагает лишь их потенциальнуюзаданность. 3. Адлер категорически отказался от сексуального влечения какисходной мотивационной тенденции, конституирующей основы личности.
Подход Адлера к проблемам психологии
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|