|
Система налогов и сборов в Российской Федерации.Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Система налогов и сборов в Российской Федерации отражена на схеме 2.
Схема 2
СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения. Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. «Обкатку» система проходила в сложных условиях спада производства, ослабления государственной власти, быстрого расслоения населения и прочих факторов, в результате которых она уже не могла выполнить в полной мере фискальных и регулирующих функций в обществе. Опыт функционирования налоговой системы вскрыл существенные ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных видов налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность и противоречивость налогового законодательства, что обусловило необходимость его серьезного преобразования. С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены. Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась также возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Налогового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В кодексе введено ограничение полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов. Классификация налогов. Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 12) все налоги подразделяет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ): • федеральные налоги и сборы; • налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называют региональными); • местные налоги и сборы. Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня. Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К федеральным налогам и сборам Налоговый кодекс относит: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг); 3) налог на доходы от капитала; 4) налог на пользование недрами; 5) взносы в государственные внебюджетные фонды; 6) налог на прибыль организаций; 7) таможенная пошлина и таможенные сборы; 8) подоходный налог с физических лиц; 9) государственная пошлина; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы. При этом при введении налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование и дарение; 5) местные лицензионные сборы. Следует подчеркнуть, что в кодексе принципиально решается вопрос о разграничении полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов в сфере урегулирования налоговых отношений. Введено ограничение полномочий названных органов — не могут устанавливаться региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом. В целом общее число федеральных, а также местных налогов и сборов существенно сокращено, а перечень налогов и сборов субъектов РФ расширен, поскольку в него включены, в частности, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, имевшие ранее федеральный характер. Система налогов дополнена также некоторыми новыми видами платежей, таких как налог на капитал, экологический налог, налог на пользование недрами и др. Также конкретизированы налоги на природные ресурсы. Страховые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу федеральных налогов. Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим основаниям. В зависимости от плательщиков налоги можно классифицировать следующим образом: а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и др.); б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений, в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа налогов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся акцизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной массы товаров, услуг, работ), таможенные пошлины и др. Косвенные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец. В условиях рыночной экономики важно эффективно использовать возможности налогообложения для стимулирования производства, проведения региональной политики, расширения доходной базы государства. При этом представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия: 1. Придать незыблемость на длительную перспективу 2. Ввести сверхвысокие таможенные пошлины на ввоз 3. Широко применять прогрессивное налогообложение находящейся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физических или юридических лиц. 4. Доходы от игорного бизнеса, лотерей и т. д. облагать 5. Установить эффективный режим обеспечения исполнения налоговых обязательств. Принятие выдвинутых предложений позволит оздоровить денежную и финансовую систему страны, после чего отпадет необходимость эмиссионного финансирования госбюджета. Однако такое финансирование будет оставаться в качестве потенциального резерва на случай экстремальных обстоятельств. Говоря о налоговой системе в целом, нужно иметь в виду, что она как финансовая система государства существует не в абстрактном пространстве монетаристской концепции, а в сложной российской действительности и призвана служить национально-государственным интересам стимулирования отечественного товаропроизводителя в условиях построения социально ориентированной системы хозяйствования.
§ 2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями. Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имущественный характер. Но им присущи и свои особенности: 1) они возникают в процессе налоговой деятельности 2)они включают две группы правоотношений — так называемые общие (общерегулятивные) и конкретные. Основную массу налоговых правоотношений составляют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифицированных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения. Субъектный состав. Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации. Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его признак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых правоотношений. Уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Финансовые органы обязаны вести учет налогоплательщиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов. Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25). Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет. Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. Следует различать понятия объект налогового правоотношения и объект налогообложения. Эти понятия не идентичны. Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты). К объектам относятся доходы от хозяйственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природными ресурсами и др. Объектом налогообложения, в теории финансового права, являются те юридические факты, которые обуславливают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации товара и т. п. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ). Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы. Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности. Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту. Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность. Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотренные в налоговом законодательстве, перечень которых уточнен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогоплательщик имеет право: • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами; • представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; • представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; • в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц; • другие права. Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физических лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — организаций и индивидуальных предпринимателей. (Схема 3) С х е м а 3 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|