|
Определение рода существительных по флексии.Материал для обследования: существительные мужского, женского и среднего рода, хорошо знакомые детям. Наряду со словами, имеющими типичные для их родовой категории флексии, предлагаются также слова, окончания которых отмечаются у существительных как женского, так и мужского рода: стрела, пчела, свеча, лиса, кровать; стол, дом, жук, волк, дядя; бревно, колесо, облако, кольцо, зеркало. Процедура обследования и инструкция: предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты внимательно слушай и подставляй к ним слова большой, большая, большое. Например, свеча — большая, большой или большое (большая); бутон — большой, большая или большое (большой); бревно — большое, большой или большая (большое). Итак, повтори, что ты будешь подставлять к словам, которые я назову? — большая, большой или большое. Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • неправильное определение рода существительных • единичные ошибки при определении рода существи • множественные ошибки при определении рода суще • отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро 5. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Для проведения обследования используются существительные мужского, среднего и женского рода в форме единственного числа. При подборе речевого материала учитывается продуктивность словообразовательных суффиксов (из всех уменьшительно-ласкательных суффиксов выбираются наиболее продуктивные). Поскольку словообразовательное значение, как и грамматическое, свойственно группе слов, то усвоение соответствующих суффиксов предполагает понимание их значения независимо от лексического значения корня. Поэтому обследование проводится прежде всего с помощью квазислов, содержащих данные суффиксы. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания с квазисловами, то ему предлагается выполнить то же самое задание, но на материале слов. Материал для обследования: квазислова и слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -очк~, -ечк-, -ок-, -к-, -оньк-, -еньк-, ичк-, -ушк-, -ышк-, ~иц-, -ец-, -ц-) и суффиксов со значением «очень большой» (-ин-, -ищ-). Квазислова Зилвик, кмольчик, плючонок, зилвина, лиаренок, кузд-рочка, шимечко, хабышок, жаваружка, лиарище, мурхонька, руменька, тусичка, хабимина, мамлынушка, титмышко, кве-рица, титмецо, леревце, муорище. Слова Столик, стульчик, мышонок, носина, котёнок, курочка, колечко, жучок, конёк, жучок, пчёлка, носище, лисонька, ноженька, лисичка, домина, зимушка, гнёздышко, водица, письмецо, деревце, котище. Процедура обследования и инструкция: ребенок получает следующую инструкцию: «Представь, что есть такие необычные животные и вещи, которые находятся в волшебной стране. Как ты думаешь, *мамлынушка — это кто-то (что-то) большой (-ое, -ая) или маленький (-ое, -ая)1 Это слово звучит ласково или нет? А *лиарище?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высокий уровень); • единичные ошибки при понимании словообразователь • множественные ошибки при понимании словообразо • множественные ошибки при понимании словообразо • отказ от выполнения задания, повтор заданного сло 6. Дифференциация неправильных и правильных производных слов (прилагательные). Материал для обследования: словосочетания с правильными и неправильными прилагательными. 1) Дифференциация качественных прилагательных: веселый праздник — *весельный праздник; дождливая осень — *дожденная осень; трусливый заяц — *трусостный заяц; морозный день — *морозенный день; солнечное лето — *солн-цевое лето; холодное утро — *холодновое утро, *холодовое утро; полезная пища — *полезновая пища. 2)Дифференциация притяжательных прилагательных (разновидность относительных): лисья лапа — *лисина лапа; медвежье ухо — *медвединое ухо; беличий хвост — *белкин хвост; папина ручка — *папиновая ручка; мамино платье — *маминовое платье; дядина сумка — *дядиновая сумка; тётин зонт —*тётиновый зонт. 3) Дифференциация собственно относительных прилагательных: меховая шуба — *мехная шуба; соломенная крыша — *соломная крыша; кирпичный дом — *кирпиченный дом; снежный ком — *снеговой ком; пуховая подушка — *пухная подушка; капустный лист — *капустовый лист; чер- ничное варенье — *черниковое варенье; кленовое дерево -*кленное дерево. Процедура обследования и инструкция: педагог говорит ребенку: «К нам в гости пришел Незнайка. Он часто говорит неправильно. Поэтому будь внимателен, и если он скажет что-нибудь неправильно, поправь его. (Незнайка говорит: Холодное утро). Это правильно? (*Трусостный заяц). Это правильно?» Если ребенок утверждает, что Незнайка говорит неправильно, то его спрашивают: «А как сказать правильно?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • единичные ошибки при определении правильных и не |го); • множественные ошибки при определении правильных • множественные ошибки при определении правильных • отказ от выполнения задания, повтор заданного сло 7. Понимание значения глаголов, образованных префиксальным способом. Речевой материал включает двусоставные полные предложения и двусоставные неполные предложения с незамещенной позицией обстоятельства. Понимание значения глаголов в составе полного предложения дополнительно опирается на зависимый от него компонент. Предъявление неполного предложения исключает такую опору и позволяет
выявить понимание только значения глагола. Соответствующим образом составлена и инструкция. Во всех предложениях инструкции логическое ударение всегда делается на глаголе. Материал для обследования: картинки, изображающие различные действия. А. Птичка влетает в клетку. Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка перелетает через клетку. Птичка улетает из клетки. Речевой материал: Б. Мальчик входит. Мальчик выходит. Мальчик заходит. Мальчик подходит. Мальчик переходит. Мальчик сходит. Мальчик уходит. Процедура обследования и инструкция: перед ребенком выкладываются картинки с изображением действий, например: мальчик входит или мальчик выходит и т. д. Предлагается следующая инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисовано, что мальчик входит. А теперь покажи картинку, на которой изображено, что мальчик выходит» и т. д. По той же инструкции выполняются задания с картинками, на которых нарисована летающая птичка. Оценка результатов (каждая серия заданий оценивается отдельно): • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • замена одной приставки другой, близкой по значе • замена одной приставки другой, далекой по значению • замена одной приставки другой, далекой по значению • отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро 8. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом по разным словообразовательным моделям. В данном задании используются только глаголы движения, так как они реализуют потенциальные возможности префиксального словообразования шире, чем остальные глаголы. При составлении ненормативных словосочетаний используются следующие соотношения семантики префикса и предлога: А. Антонимичные {подлететь к кормушке, подлететь от кормушки). Б. Разные, но не находящиеся в антонимичных отношениях (прилететь в дом, прилететь через реку), в том числе достаточно тонко дифференцируемые. Такое разнообразие речевого материала позволит более адекватно определить уровень понимания значения префиксальных глаголов. Речевой материал включает также правильные словосочетания с соответствующими производными глаголами. Материал для обследования: словосочетания в начальной форме с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах. Лететь 1) антонимичные подлететь к кормушке (+) влететь в клетку (+) подлететь от кормушки (—) влететь из клетки (—) 2) разные улететь из клетки (+) прилететь в дом (+) улететь от клетки (—) прилететь через реку (—) Ехать 1) антонимичные отъехать от гаража (+) наехать на камень (+) отъехать к гаражу (—) наехать с моста (—) 2) разные отъехать от дерева (+) приехать в город (+) отъехать за сестрой (—) приехать к городу (—) Бежать 1) антонимичные подбежать к столу (+) выбежать из дома (+) подбежать от стола (—) выбежать в дом (—) 2) разные перебежать через улицу (+) забежать за угол (+) Процедура обследования и инструкция: в начале обследования ребенку дается инструкция: «Сейчас я буду произносить несколько слов правильно и неправильно. А ты определи, правильно или неправильно я сказала». Если ребенок квалифицирует словосочетание как неправильное, то только в этом случае его спрашивают: «А как сказать правильно?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • нарушение установления разных отношений семантики • нарушение установления антонимичных отношений • замена глаголов с приставкой бесприставочным глаго • отказ от выполнения задания, повторы словосочета
Изучение умения определять родственные слова и выделять общую морфему ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|