Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Позитивное право как институт общества





Позитивное право как институт общества

При обращении к этому вопросу следует исходить из особенностей предлагаемого видения права, которое складывается из блока международных (конституционных) стандартов основных прав и свобод человека и гражданина и блока реальной системы законодательства (в широком смысле), выстраивающейся в соответствии с общесоциальным правом. Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно присутствует и выполняет регулирующую функцию в правосознании, в реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине. Предлагаемый подход не исчерпывает всего богатства характеризуемого явления. В нем сосредоточено внимание на нормативном проявлении феномена права, в частности, в блоке реального законодательства. Право обнаруживается при этом через ряд признаков.

Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.

Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах и фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.

В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.

В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.

В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения и угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.

В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.

В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.

Право– это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.


 

Системность. Право – системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.

Общеобязательная нормативность. Характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.

Формальная определенность. Придание государством создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство – это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпеваниялишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.

Государственная обеспеченность (гарантированность). Возводя право в закон, придавая правилам поведения официальное внешнее выражение, государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом, применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.


 

Основные функции отечественного права

Следует исходить из того, что категория «функции права» раскрывает саму сущность права, характеризует его роль и назначение в жизни общества. С этой позиции роль и назначение права в современном обществе состоит в обеспечении правового порядка, устранении произвола и несвободы, раскрытии творческого потенциала личности, предотвращении незаконного вмешательства в сферу правомерной и правоактивной деятельности лиц, установлении меры свободы в поведении людей и реализации полномочий, приведении в действие механизма юридической ответственности либо других ограничительно-принудительных мер.

Во всем этом нужно видеть функции права как основные направления воздействия права на социальные связи, сознание и поведение людей. Право при этом причастно к осуществлению функций государства, соответственно выполняет общесоциальные функции. В частности, право является важным средством в осуществлении функций всемерного обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, социальной, экономической, укрепления законности и правопорядка и др. Оно взаимодействует здесь с другими институтами общества и государства.

Кроме того, право имеет свое собственное назначение и выполняет специфические функции:

во-первых, регулятивная функция (регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая стороны этой функции);

во-вторых, охранительная функция;

в-третьих, информационно-воспитательная функция.


Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы занимают важное место в системе социальных норм. Они разрабатываются и принимаются негосударственными объединениями граждан – политическими партиями, общественными организациями и др. и содержатся в уставах, программах, резолюциях.

При наличии сходных черт права и корпоративных норм (нормативность, текстуальное закрепление, обеспеченность), следует видеть особенности (различие) тех и других.

В частности: различны субъекты нормотворчества; различными являются субъекты, которым адресуются нормы права и корпоративные нормы; по форме внешнего выражения; по способам придания обязательности; по специфике обеспечения.

Следует иметь ввиду специфику взаимодействия норм права и корпоративные нормы.

Во-первых, выражая волю участников общественных объединений в соответствии с их автономностью, корпоративные нормыдолжны соответствовать основам конституционного строя и законодательству. Органы юстиции осуществляют нормоконтроль в соответствии с законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др.

Во-вторых, государство не вмешивается во внутриорганизационные дела общественных объединений, отправление культа и др.

В-третьих, корпоративные нормы в ряде случаев становятся правовыми, приобретают общеобязательность, гарантируются государством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления), либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ).


Виды норм права

Нормы права классифицируются по различным основаниям.

По отраслевой принадлежности нормы права делятся на нормы:

- конституционного,

- административного,

- гражданского.

По соотносимости с методами правового регулирования различают:

- диспозитивные,

- императивные,

- рекомендательные,

- поощрительные нормы.

По функциональному назначению нормы права разделяются на:

- нормы материального,

- нормы процессуального права.

По назначению и роли в системе права его нормы подразделяются на:

- учредительные,

- регулятивные,

- охранительные,

- обеспечительные,

- дефинитивные,

- коллизионные,

- оперативные.


Функции правотворчества

Категория «функции» показывает основные направления правотворческой работы по достижению целей юридического урегулирования общественных отношений.

Следует сформулировать функции:

- первичного урегулирования общественных отношений,

- обновления законодательства,

- восполнения пробелов в законодательстве,

- официальной систематизации законодательства.

Стадии правотворчества

Для правотворческого процесса, как и для других видов юридических процессов свойственна конструкция «юридическая процессуальная форма». Среди компонентов ее состава нужно назвать: субъектный состав правотворчества; предметная сторона (правотворческие производства); протяженность во времени, выраженная в стадиях (юридическая процедура); результаты правотворчества; правообеспечительный компонент (процессуальная ответственность).

«Технологическая» сторона правотворчества раскрывается в юридической процедуре, процессуально определенных стадиях осуществления правотворческой работы.

Различают стадии:

а) разработки проекта правотворческого нормативного правового акта;

б) правотворческой инициативы;

в) обсуждения проекта нормативного правового акта и голосования;

г) согласования (подписания) нормативного правового акта;

д) обнародования принятого нормативного правового акта.

Процессуальная форма правотворческой работы образуют режим этого вида государственно-властной деятельности. С одной стороны – это режим самоограничения субъектов правотворчества; с другой – режим полновесного использования правотворческих полномочий.

Виды правотворчества

Классификация правотворчества дается исходя из двух оснований: по субъектам, по результатам.

Различают в этой связи правотворчество государственных органов, делегированное (санкционированное) правотворчество, непосредственное народное правотворчество.

Внутри этих основных видов, определяемых субъектным составом правотворчества различают – законодательное, подзаконное, локальное, корпоративное.


Стадии принятия закона в РФ

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

§ законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

§ рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

§ принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

§ одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

§ подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

§ опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).


Акты Правительства РФ

 

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на:

· акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента,

· акты по вопросам собственной компетенции.

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения.


Содержание правовых отношений. Полномочия и юридические обязанности

 

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. В такой характеристике принято различать:

- фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц;

- юридическое содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержание от действий в интересах управомоченных лиц.

Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения.

Оно раскрывается в правомочиях:

а) праве на положительные действия;

б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица;

в) праве притязания – приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юридической обязанности со стороны обязанного лица.

Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может существовать вне правоотношения. Абсолютное правособственности, например, обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе.

Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается:

а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица;

б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица;

в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях;

г) в обязанности нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.


Правовые режимы

Различные сочетания правовых средств, способов, а также типов правового регулирования, которые образуют различную «напряженность» во взаимодействии права и общественных отношений и соответствующие правовые режимы.

Правовой режим – обособленный порядок правового регулирования, выражающийся в характере взаимодействия большего или меньшего объема правовых средств и способов, обеспечивающих оптимальность в достижении целей урегулирования социальных связей.

Правовой режим – это обособленный узел законодательства (отрасль, подотрасль, институт и т. д.).

В правовом режиме специфическими (чаще всего) становятся способы и средства правового регулирования. Это центральный пункт определения степени его напряжения. Здесь необходимо соизмерять объем (количество и качество) правовых средств и порядок их использования. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного (административного) ресурса, одновременно его дефицита.


 

Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования и его результатами – обеспечением прав и законных интересов субъектов права.

Правовые режимы классифицируются по ряду оснований:

- по предмету правового регулирования называют отраслевые режимы – конституционный, гражданско-правовой, административный и т. п.;

- по блокам правового регулирования – материально-правовой и процессуальный;

- в зависимости от субъектов правотворчества – общефедеральный, субъектов федерации, ведомственный, муниципальный, локальный.

- в зависимости от правового статуса субъектов – граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без гражданства и др. (А. В. Малько).


 

Правопорядок

Правопорядок определяется как состояние правовой упорядоченности социальных связей, которое формируется вследствие фактической реализации правовых предписаний (установлений) в результате осуществления принципа законности.

Правопорядок – состояние правовой урегулированности социальных связей.

Правопорядок – это правовая модель упорядоченности, соответствующая интересам людей.

Правопорядок – результат волевых условий по осуществлению требований законности.

Правопорядок — это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок принято характеризовать как:

· объективную необходимость, т.е. любое общество, нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

· государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

· явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией,

· охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. (Это область экономики; это взаимоотношения между социальными группами — нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения);

· явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

· завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;

· форму организации общественной жизни — динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера — преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.

Различают следующее содержание правопорядка:

· материальное - это закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.

· государственно-волевое - это совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.


 

· юридическое - это:

· реализованность права и законности;

· систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованности;

- состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей. Правопорядок — сложная система с множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними.

В структуре правопорядка выделяют 3 элемента:

1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.

2. правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка, как по горизонтали, так и по вертикали;

3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Структура правосознания

В правосознании следует видеть внутреннюю организацию содержания (структуру). Обращает на себя внимание интеллектуальная, психологическая, поведенческая стороны правосознания.

Интеллектуальная сторона представлена как совокупность идей, концепций, доктрин, теорий, выражающих отношение людей к правовым явлениям с позиции их оценки и предвидения путей развития.

Здесь присутствует научное осознание правовой жизни, права сквозь призму общечеловеческих ценностей, а также интересов социальных слоев и общества. Многочисленны примеры такого осознания – от теологического типа правопознания до современных.

Психологическая сторона представлена как совокупность чувств, эмоций, переживаний относительно права и правовой жизни с позиции эмоциональной оценки. Уровень осознания права и правовых явлений уже иной – чувственно-эмоциональный, однако, он тоже имеет значение для оценки наличного права и желательного их развития в связи с реформированием правовой системы.

Поведенческая сторона показывает «материализацию» правосознания в актах поведения человека, реализацию регулирующего его потенциала в плоскости практической жизни, в правоотношениях.


Позитивное право как институт общества

При обращении к этому вопросу следует исходить из особенностей предлагаемого видения права, которое складывается из блока международных (конституционных) стандартов основных прав и свобод человека и гражданина и блока реальной системы законодательства (в широком смысле), выстраивающейся в соответствии с общесоциальным правом. Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно присутствует и выполняет регулирующую функцию в правосознании, в реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине. Предлагаемый подход не исчерпывает всего богатства характеризуемого явления. В нем сосредоточено внимание на нормативном проявлении феномена права, в частности, в блоке реального законодательства. Право обнаруживается при этом через ряд признаков.

Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.

Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах и фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.

В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.

В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.

В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения и угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.

В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.

В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.

Право– это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.


 

Системность. Право – системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.

Общеобязательная нормативность. Характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.

Формальная определенность. Придание государством создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство – это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпеваниялишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.

Государственная обеспеченность (гарантированность). Возводя право в закон, придавая правилам поведения официальное внешнее выражение, государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом, применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.


 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.