Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка сил конкуренции в отрасли





На любую фирму влияют 5 сил, выделенные М. Портером, которые определяют уровень конкуренции:

~ Возможность появления новых конкурентов

~ Влияние потребителей

~ Возможность появления субститутов

~ Влияние поставщиков

~ Действия существующих конкурентов

Возможность появления новых конкурентов

Она определяется соотношением затрат, которые нужны для преодоления входных барьеров к силе ответной реакции со стороны существующих предприятий.

Входные барьеры возникают вследствие причин:

1. возможность снижения затрат от масштабов производства

2. трудность получения доступа к технологиям и ноу-хау

3. действия эффекта кривой опыта и обучения в данной отрасли

4. наличие предпочтения ТМ

5. капиталоемкость

6. невыгодное положение по издержкам нового предприятия к существующим

7. доступ к каналам распределения

8. нормативно-правовая база (лицензии, разрешения)

9. тарифы и соглашения

Для определения как будут реагировать существующие компании на возможность появления новых конкурентов необходимо рассмотреть следующие индикаторы реакции:

1. склонность к лидерству

2. биография и опыт руководителей

3. исторически сложившиеся приоритеты по отношению к исследованиям, технологиям, рекламе

4. оценка руководством своего положения в выступлениях

5. качество нанимаемых людей и методы поощрения

6. склонность к альянсам и стратегическому партнерству

На основе полученной информации можно оценить вероятность появления новых конкурентов (Рис.2).

 

Сила ответной реакции        
     
é    
  Рентабельность

 

Рисунок 2 – Оценка возможности появления новых конкурентов.

 

Как следует из рисунка, вероятность появления новых конкурентов низка из-за высоких барьеров. Это можно объяснить трудностью получения лицензии на данный вид страхования, использование существующих баз данных клиентов компаний, наличие определенных потребительских предпочтений. Возможные новые конкуренты – это небольшие страховые общества, но из-за отсутствия опыта и соответствующей репутации на рынке вероятность их успешной работы на рынке ОСАГО очень низка. Сам потребитель создает входные барьеры для возможных конкурентов, отдавая предпочтение существующим игрокам рынка.

Действия существующих конкурентов

 

Субъектами конкуренции являются:

1. предприятия, выпускающие идентичный товар, между ними ценовая и предметная конкуренция

2. предприятия, производящие продукт, отличающийся друг от друга по качественным характеристикам, акцент на дифференциацию продукта

В рассматриваемом случае все компании распространяют идентичный продукт, все возможные отступления очень сильно штрафуются, вплоть до аннулирования лицензии на данную деятельность.

Действия конкурентов определяются следующими факторами:

1. степень дифференциации отраслевого продукта

2. потенциал конкурентных преимуществ

3. сроки действия лицензий

4. сложившиеся предпочтения потребителя

5. легкость имитации применяемых стратегий

6. сила ответной реакции

Конкуренция усиливается если:

1. конкурентов мало

2. силы конкурентов примерно равны

3. темпы роста отрасли замедляются

4. рынок относится к сложившимся отраслям

5. высок уровень постоянных затрат

6. продукт отрасли стандартный

7. существует избыток производственных мощностей

8. входные барьеры высокие

Построив матрицу (Рис. 3), определим, в какой сегмент попадает рынок ОСАГО:

 

Темпы роста        
     
  é  
  Отраслевая прибыль

 

Рисунок 3. Влияние существующих конкурентов на привлекательность отрасли.

 

В отрасли существует борьба за марку, что особенно ярко выражено в агрессивной маркетинговой политике. Из-за высоких входных барьеров и стандартности предлагаемого продукта единственный способ развития – создание сильного бренда. Крупные игроки до выхода на рынок ОСАГО, уже создали сильную марку, что способствовало первоначальному успеху.

При этом рынок сам по себе ограничен, но имеет высокую прибыльность при грамотном ведении бизнеса.

Возможность появления субститутов

В рассматриваемом случае возможность появления продукта заменителя отсутствует, так как полис ОСАГО введен законодательством РФ. Это дает спокойствие компаниям, работающим на данном сегменте. Даже при изменении законодательства и появлении продукта заменителя, компании, приобретая лицензии, становятся его распространителем.

Влияние потребителей

Возможные угрозы со стороны потребителя:

1. усиление влияния при небольшом количестве потребителей, но они закупают большие объемы

2. продукция потребителя стандартна

3. продукция поставщика занимает значительную часть в себестоимости потребителя

4. цена/затраты на покупку продукта другого производителя незначительна

5. доходность/прибыльность потребителя

6. степень зависимости качества товара потребителя от продукции производителя

7. степень информированности потребителя о ситуации в отрасли

 

Количество потребителей      
     
  é  
  Дифференциация потребностей

 

Рисунок 4. Влияние потребителей.

Из матрицы (Рис. 4) следует, что потребитель слабо влияет на ситуацию, так как все объединены потребностью приобретения полиса ОСАГО и количество потребителей очень велико. Отрасль постоянно развивается в связи с постоянным ростом числа автомобилей.

Для успешного развития отрасли – это очень хорошие условия, потому что клиент не диктует условия, а имеет право выбора при прочих стандартных условиях.

Влияние поставщиков

От поставщика зависит цена на ресурсы, их качество, условия поставки, сроки.

В данном сегменте рынка присутствует только один поставщик ресурсов для всех страховых компаний, что объясняется государственным вмешательством в страхование.

Влияние поставщика на отрасль – низкое (Рис.5), по причине одинаковых условий поставки всем компаниям. Только в первый момент реализации закона ощущалось влияние поставщика, так как не все получили необходимые ресурсы в срок и полностью.

Степень интеграции поставщиков      
     
é    
  Стандартизация поставщиков

 

Рис. 5. Влияние поставщиков.

В результате оценки сил конкуренции можно сделать вывод о необходимости участия в реализации закона, потому что сложившиеся условия на рынке помогают укреплению позиции «Ингосстраха» по другим видам страхования. Даже при неблагоприятных условиях нельзя отказываться от ОСАГО – это может повредить репутации компании на рынке.

Определение основных конкурентов с использованием технологии формирования стратегических групп.

Основные параметры отрасли, характеризующие деятельность конкурентов приведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные параметры отрасли.

Конкурентные характеристики «Ингосстрах» «Росгосстрах» «Росно»
Каналы распределения Офисы, агенты, автосалоны, банки, почта, ГИБДД Офисы, агенты, почта, ГИБДД Офисы, агенты, автосалоны, ГИБДД
Региональная сеть Представительства в крупных населенных пунктах Точки продаж по всей России Локальные представительства
Реклама Печать, радио, периодически по телевидению Большое количество Радио, печатные издания
Сроки обслуживания Иногда проблемы с выплатами Возникают сложности со службой безопасности Возникают сложности со службой безопасности
Консультации при аварии Консультация по телефону, в серьезных случаях выезд на место ДТП Услуга существует, но не оказывается Возможен выезд на место ДТП
Дополнительные услуги Льготное оформление полиса Каско В рекламных целях снижали цену полиса Возможны скидки

Сравнение компаний по основным параметрам дает представление об особенностях работы каждой компании с клиентом. В основном конкуренты имеют равные условия работы и спектр предлагаемых услуг. Особенности можно проследить при индивидуальной работе с сотрудниками компаний. Самые серьезные вопросы связаны со сроками. В этой ситуации трудно отдать предпочтение кому-то, так как в любой организации, работающей с клиентами, возникают подобные ситуации и от них никто не застрахован.

Для определения осей карты стратегических групп построим табл.3.

Таблица 3

Карта стратегических групп.

Характеристики             Итого
               
               
               
               
               
               

 

В результате анализа можно выделить главные характеристики отрасли: сроки обслуживания и консультации при ДТП. Следующие по значимости характеристики можно не учитывать, так как их числовая оценка на много ниже основных. В заполнении таблицы участвовали клиенты автосалона, что позволило максимально объективно дать оценку предпочтениям потребителей. При этом клиенты выделяют необходимым условием выезд на место ДТП, но из числа опрашиваемых, только 20 человек согласились воспользоваться данной услугой. Большинство предпочитают в сложной ситуации воспользоваться телефоном, или решить проблемы самостоятельно.

Построим карту стратегических групп и проведем на ней позиционирование конкурентов. Для этого на Рис. 6 распределим компании по координатной сетке в виде окружностей, площадь которых соответствует объему продаж.

На рисунке отражены сегменты, в которых работают конкуренты. Основным конкурентом компании «Ингосстрах» является компания «Росно», поскольку они ориентированы на одну клиентскую группу.

 

Сроки обслуживания        
Высокие     1-Росгосстрах 2- Росно
Средние       3- Ингосстрах
Короткие          
  Отсутствует Телефон Выезд на место Консультации при аварии

Рисунок 6 – Позиционирование компаний на карте стратегических групп.

 

 

Самый большой игрок на рынке – компания «Росгосстрах». Свои объемы компания делает за счет ориентации на клиентов со средним достатком, использующих автомобиль для езды на дачу или для работы на нем. Большое количество офисов в спальных районах дает дополнительный объем клиентов, так как потенциальному клиенту достаточно дойти до «соседнего» дома. Основной недостаток компании высокий средний возраст персонала и поверхностное обучение.

В настоящее время, трудно определить долю рынка каждого игрока, можно только найти данные о доле ОСАГО в страховом портфеле компании. Лидером продаж, бесспорно, является «Росгосстрах». Для нашей работы важным является определение конкурентов, работающих на ту же целевую группу.

Отдельно следует рассматривать вторичный рынок, так как большинство клиентов, попавших в аварию, меняют страховую компанию. Основную опасность представляют не крупные известные компании, а маленькие региональные. Постепенно они по чуть-чуть захватывают часть потребителей через договоры с автосалонами или агентской продажей, непосредственно приходя в офис клиента (обещая часто комиссию за подписания договора).

Входные барьеры в данную отрасль достаточно высоки, так как определяются государством. В этой ситуации сложились 6 основных игроков рынка, которые ревностно относятся к появлению новых конкурентов. Для усиления входных барьеров компании выделили в ассоциации страховщиков отдельную структуру, занимающуюся только ОСАГО.

При одинаковых ценах на продукт, компаниям очень сложно вести ценовую конкуренцию. Поэтому возможные конкуренты могут очень сильно изменить существующее положение в отрасли.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.