|
Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога.«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Выпуск 4 II полугодие 2005 год.
СМИ зарегистрировано МПТР РФ свид. о реп. ПИ. № 11714 от 30.01.02 Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. Книга №1.- М.: Школьная пресса, 2005, - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4) ISBN 5-9219-0474-0
В пособии дана общая характеристика системы коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении, раскрыты цели, задачи деятельности специалистов и особенности их междисциплинарного взаимодействия, представлено диагностико-консультативное обеспечение учебно-воспитательного процесса, а так же освещены вопросы организации и содержания работы практического психолога и учителя-дефектолога. Адресовано психологам, логопедам, дефектологам работающим с детьми с ЗПР. ББК74.7 Издание охраняется законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в законном порядке. ISBN 5-9219-0474-0 Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д., 2005 Издательство «Школьная пресса», 2005. Введение. В системе общего образования особой проблемой является стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время стойкие трудности в обучении, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества (М.М.Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г.Шевченко). Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным Института коррекционной педагогики РАО, составляют дети с задержкой психического развития (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, И.Ф.Марковская, М.Н.Фишман и др.). Понятия «задержка психического развития» (ЗПР) и «школьная неуспеваемость» неравнозначны, однако тесно связаны между собой и, как правило, рассматриваются совместно в числе актуальных проблем общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропатологии школьного возраста. На современном этапе развития общеобразовательная школа стала приобретать во всех главных аспектах своей деятельности черты все большей дифференцированности и гибкости. Как тип дифференцированного обучения в общеобразовательной школе все большее распространение получают «особые» классы с различными наименованиями для учащихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении образовательных программ и адаптации к школе (классы адаптации, здоровья, коррекции, повышенного внимания, педагогической поддержки и мн. др.). Выделение в 70-е годы 20-го столетия категории детей с задержкой психического развития, занимающих как бы промежуточное положение между нормально развивающимися и умственно отсталыми школьниками, поставило множество вопросов в организации их обучения. Многолетние комплексные (клинико-физиологические и пихолого-педагогические) исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), позволили создать классификацию детей с ЗПР и определить в соответствии с их «особыми образовательными потребностями» новый тип образовательных учреждений, зачисление в которые осуществляется по направлению психолого-медико-педагогических комиссий. Это специальные (коррекционные) школы VII вида и коррекционные классы (ранее классы выравнивания) общеобразовательных школ. В то же время неуспевающих учащихся с неустановленным диагнозом начали в общеобразовательных школах с 1992 года переводить в классы компенсирующего обучения, где обучение ведется без учета индивидуальных особенностей детей по массовым программам. Нормативная база, обеспечивающая функционирование двух видов классов — классов выравнивания и классов компенсирующего обучения (Приказы № 103 от 1981г. Совмина СССР и № 333 от 1992 г. МО РФ), — является важным организационным фактором эффективности обучения детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Среди наиболее существенных условий, обеспечивающих эффективность обучения таких детей, можно выделить сокращение наполняемости класса (до 12-ти учеников), влияющее на изменение общего психологического климата, отказ от авторитарного стиля общения, осознание учителем специфических трудностей в работе с учащимися «особых» классов. Другое исключительно важное условие — построение учебного процесса на основе учета актуальной зоны развития и максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся. Оно обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, предусматривающего помощь каждому ученику как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения. Клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе, позволило установить, что однородность данного контингента обучающихся — весьма относительна. В основном — это дети с ЗПР, однако у них наблюдаются существенные типологические и индивидуально-психологические различия, требующие индивидуализированного подхода к обучению. В связи с чем создание коррекционных классов (классов выравнивания) и классов компенсирующего обучения, обеспечивающее дифференцированный подход в условиях общеобразовательной школы, следует рассматривать как первый необходимый шаг на пути реализации идеи индивидуализации обучения. В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики РАО была разработана концепция, в которой представлена целостная система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений. Введение понятия «коррекционно-развивающее обучение», а затем и наименования классов — «классы коррекционно-развивающего обучения (КРО)», связано с необходимостью точного обозначения психолого-педагогической сущности образовательного процесса, имеющего целью развитие общих способностей учащихся к учению и коррекцию индивидуальных недостатков развития. В этой системе строго определены и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социально-трудовое направления работы с детьми. Помимо образовательных задач в учебно-воспитательном процессе решаются развивающие и коррекционные задачи, что позволяет говорить о коррекционно-развивающеи направленности уроков по всем учебным дисциплинам. Кроме того, на основе принципа единства диагностики и коррекции специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется Индивидуальная комплексная программа развития и коррекции каждого ребенка. Программное и учебно-методическое оснащение системы КРО утверждено Министерством образования РФ. Отличительной чертой этих материалов является их разработка как «сквозных программ» для работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и с учащимися 5—9 классов. Анализ результативности системы КРО в различных моделях образовательных учреждений (общеобразовательная школа с классами КРО, комплексы «Детский сад — начальная школа», «Начальная школа — детский сад», ГОУ комбинированного и компенсирующего вида) показывает, что целенаправленная работа позволяет интегрировать в массовые формы обучения до 85% детей дошкольного возраста и до 65—82% учащихся младшего школьного возраста. Успех внедрения системы коррекционно-развивающего обучения зависит от подготовки кадров: психологов, дефектологов, логопедов и учителей, и их взаимодействия в работе. Данное пособие имеет целью подготовить специалиста, способного понимать, чем обусловлены «особые образовательные потребности» детей, готового к взаимодействию со специалистами разного профиля в процессе комплексного воздействия на развитие ребенка, испытывающего трудности в обучении. В пособии «Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе» дана общая характеристика системы коррекционно-развивающего обучения; описана специфика организации учебно-воспитательного процесса; раскрыты цели, задачи деятельности специалистов в системе КРО и особенности их междисциплинарного взаимодействия; представлено диагностико-консультативное обеспечение учебно-воспитательного процесса (главы I-IV, автор Шевченко С.Г.); а также освещены вопросы организации и содержания работы практического психолога (глава V, автор Бабкина Н.В.) и учителя-дефектолога (глава VI, авторы: Шевченко С.Г., Вилыпанская А.Д.) в системе КРО.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|