|
Изменение нормативно-правовой базыВ отношении инвалидов
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX века, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии системы специального образования в России. Особенно значимым является факт изменения отношения государства в отношении лиц с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями. Принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка (26.01.1990) гарантирует права всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями. Принятый в 1992 году и измененный в 1996 г. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) определил понятия «инвалид», «реабилитация», закрепил право на воспитание, образование и социально-бытовую адаптацию детей^инвалидов. Для этого создаются соответствующие условия в учреждениях общего типа, специализированных учреждениях и на дому. Предусматривается также оборудование жилых помещений специальными средствами в соответствии с программой реабилитаций.
Указ Президента РФ № 543 «О первоначальных мерах по peaлизации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Постановление Правительства РФ №848 от 23.08.1993г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый Постановлением Правительства №69 от 31.01.1994 являются основополагающими документами обеспечивающими-peaлизацию прав всех детей России, в том числе детей с отклонениями в развитии на достойную жизнь охрану здоровья, получение образования, все виды реабилитации. В соответствии со ст. 114 Закона РЬФСР от: 20 1.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат; адресной натуральной помощь. Помимо денежной и натуральной помощи детям с ограниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, Постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986г. №400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детства» устанавливает скидку 50% от стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного, сообщений для инвалидов бесплатный, что закреплено местным законодательством. Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями и умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях бесплатно. Они имеют право на первоочередное получение жил- площади на основании действующего Постановления Совета Министров СССР от 13.01Л983п №38;1» Приказа Минздрава СССР от 18.03;1983г. №330. Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Программа включает в себя следующие разделы: 1. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети
учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы 2. Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий. 3. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения. 4. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. 5. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов. В перечне из 56-ти мероприятий программы нашлось место и информационному компоненту: - создание телевизионных программ для инвалидов, в том числе по проблемам детей-инвалйдов и общественных объединений; - развитие полиграфической базы периодических печатных изданий ВОГ; - организация и проведение рекламно-выставочной деятельности, семинаров, совещаний и конференций по проблемам инвалидок; - разработка и внедрение федеральной автоматизированной информационно-справочной системы по проблемам инвалидов. На основании анализа перечня нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более и более начинают занимать достойное положение. Действительно, государство повернулось лицом к людям с ограниченными возможностями здоровья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможность peaбилитации, льготы, материальную поддержку. Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию инвалидов. Для изменения отношения общества к людям с ограниченными возможностями потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия законов. Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их исполнения. На местном уровне зачастую издаются законы противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам.
Отношение разных слоев общества К интеграции инвалидов
Социально-психологический мониторинг В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально- экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связана со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переход от государствоцентристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и сам их инвалидов отмечается улучшение социального самочувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников. С целью подтверждения этих положений выпускником Института, специальной педагогики и психологии С. Б. Федоровым (2000) под нашим руководством (Л.М.Шипицына) был проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социальной ицтерации. Исследование проведено, чтобы оценить уровень интеграции инвалидов-опорников (в частности детей, страдающих церебральным параличом) в общество, представить картину отношения некоторых групп населения к инвалидам, выявить взаимосвязь между информированностью населения о проблемах инвалидов и готовностью принять их в качестве полноправных членов общества, проанализировать изменение отношения к людям с отклонениями в развитии. В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы: — подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом (I группа); - специалисты (II группа); — обыватели (III группа). Третья группа была представлена тремя подгруппами, которые были условно названы: — молодежь (граждане в возрасте до 30 лет); — интеллигенция (люди с высшим образованием); — пенсионеры (лица пенсионного возраста).
Каждую из перечисленных Групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были^учтены лишь Наиболее важные. Целостность групп (подгрупп) определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования:. - молодежь и пенсионеры, кдк представители нового (приходящего) и старого (уходящего) поколений, живущие и жившие при разном общественном управлении (тоталитарном и демократическом); — специалисты — люди, Наиболее ицформированные о проблемах инвалидов, знающие положение дел изнутри; — интеллигенция.:— наиболее образованная часть общества отражающая сбоим мнением вектор изменения отношения к интеграции инвалидов в социум. В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опрошено 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет. Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 человек. В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм собственности, студенты десяти учебных заведений различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка. Количественно группа обывателей выглядит следующим образом: — молодежь — 130 человек; — интеллигенция — 100 человек; — пенсионеры — 170 человек.
Процедура исследования Проведение мониторингового исследования в пределах для одного города по проблеме социальной интеграции инвалид опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выбору ное исследование также может дать реальную картину результа ' при соблюдении определенных требований к совокупной выбоЩ Главными критериями корректности выборки в нашем исследовании являются: — случайность отбора респондентов; — формирование групп в соответствии с общей возрастно-М-ловой структурой населения. Основой исследования явились анкеты, разработанное Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, били составлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требованиям: 1. Однозначность формулировок и смысла вопросов. 1. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения. 3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не более пяти). 4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы.) 5. Исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого. Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования. Целью проведения анкеты 1 (см.приложение 1) является оценка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации^ где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищающих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации. Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют^ выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.
Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов. Вопросы,2 и 3 анкеты, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить возможные причины того или иного отношения к инвалидам. Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основцой частью анкеты. Перечисленные вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка. В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопросов, т. к. они психологически нейтральны к личности респондента. Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороньГобщества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психологической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства. Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, т. к. при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.
Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой возрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми. Заключительные вопросы анкеты 9 и 10 позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|