|
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯПлан: 1. Метод и его роль в процессе обучения праву. Сущность методических приёмов и средств преподавания. 2. Различные способы классификации методов. Факторы, влияющие на выбор учителем методов обучения. 3. Словесные методы обучения праву и приёмы словесной коммуникации. 4. Приёмы словесно-понятийного мышления. 5. Практические методы, приёмы и средства обучения. № 1. Методика обучения праву старается обозначить основные вопросы, встречающиеся в практике обучения юридическим дисциплинам, и дать ответы на них, разработав систему методов обучения праву. Греческое слово «метод» переводится на русский, как «путь исследования, теория, учение». Методами называют способы, с помощью которых познаётся окружающая действительность или достигаются конкретные цели. Великий французский философ и математик п.п. 17 в. Рене Декарт писал в своей книге «Рассуждение о методе»: «Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте» (почему-то Е.А. Певцова приписала эти слова его современнику Ф. Бэкону). Действительно, выбранный метод достижения цели играет очень важную роль в деятельности человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата или уводя от него, либо же искажая в негодном результате цель деятельности. От того, какой метод избран, во многом зависит и процесс, и результат деятельности. Метод обучения – это совокупность приёмов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению образовательной цели. В области правового обучения сложилась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового обучения и воспитания граждан. В этой связи, методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового обучения, воспитания и развития учащихся. Всё многообразие методов, которыми оперирует такой раздел педагогической науки, как дидактика – теория образования и обучения – сводят к трём группам методов: - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; - методы контроля и самоконтроля её эффективности. Составной частью методов преподавания являются методические приёмы и средства обучения – действия и условия, направленные на решение конкретные познавательных задач на уроке. Методический приём в правовом обучении – это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Средствами обучения могут выступать варианты и способы применения методов, а также оборудование урока (технические средства обучения, наглядные материалы, тексты юридического содержания, информационно-коммуникативные технологии и т.п.).
№ 2. В реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, классифицируемые по различным основаниям. Так, исходя из уровня и характера познавательной деятельности, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяют: - Объяснительно-иллюстративный метод, сущность которого состоит в том, что учитель при помощи различных средств сообщает учащимся готовую правовую информацию, иллюстрируя её на примерах из юридической практики, а ученики её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. - Репродуктивный метод заключается в том, что учитель системой логически взаимосвязанных вопросов организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению (репродукции) сообщённых им ученикам знаний и показанных способов деятельности. Эти методы важны в плане формирования у школьников прочной основы знаний, но если оперировать только ими, то ученики превращаются в пассивных слушателей своего педагога, задача которых – запомнить то, что он говорит, и затем воспроизвести это в своих ответах, что сродни схоластике – начётничеству. - метод проблемного изложения призван стимулировать самостоятельную работу школьника по поиску ответа на поставленную учителем перед ним проблему на основе образца пути решения, показанного педагогом. Противоречие, возникающее между знанием и незнанием, стимулирует познавательную активность ребёнка. - Частично поисковый (эвристический) метод заключается в том, что учитель ставит проблемный вопрос или даёт проблемное задание, ориентируя школьников уже на самостоятельное выполнение отдельных шагов поиска ответов на них, что создаёт условия для творчества учеников. - Исследовательский метод, обеспечивающий подлинный простор творчеству учащихся, все возможности творческого применения знаний, способствующий овладению методами научного познания при целиком самостоятельном решении проблемной задачи, что более всего развивает у детей интерес к предмету. Т.А. Ильина выделяет: - методы сообщения новых знаний (объяснение, рассказ, лекция); - методы приобретения новых знаний (самостоятельная работа с книгой, упражнение, экскурсия); - методы работы с техническими средствами; - самостоятельную работу вне школы. Е. А. Певцова делит методы обучения на6 - словесные; - наглядные; - практические. На выбор учителем методов правового обучения оказывает влияние целый ряд факторов: - цели и задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием; - особенности правового материала, степень сложности данной темы; - уровень подготовленности класса, способностей учеников, степень спаянности классного коллектива, характер его взаимоотношений с учителем; - объём времени, отводимый на изучение темы; - место темы и посвящённого ей урока в курсе; - особенности личности самого педагога, уровень его «технической продвинутости», коммуникабельности, творческого потенциала, характер темперамента, эмоциональность, предпочтения, отношение педагога к своему предмету, к учащимся. Важно помнить о том, что в целях эффективности организации учебного процесса требуется умение сочетать на практике традиционные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) методы с инновационными, проблемно-творческими методами. Доминирование одних над другими может негативно сказаться на результативности правового обучения. № 3. Важнейшими из методов обучения являются, конечно, словесные. Живое слово учителя ничто не может заменить. Но они вовсе не сводятся только к устному изложению материала, но также могут выражаться и в работе с печатным способом передачи информации: изучением фрагментов НПА, газетных материалов правового характера, статей правоведов и теоретиков права и т.п. При этом, метод устного изложения материала остаётся определяющим. В методике выделяют виды устного изложения: лекция, сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления, обобщение правовой информации, подведение выводов. Вербальное (словесно – лат.) общение представляет собой передачу мыслей с помощью слова, мимики – выразительного движения мышц лица, и пантомимики – жестикуляции, движения всего тела. Оно должно включать как ретиальное общение (общение с группой обучаемых в целом), так и аксиальное общение (общение с каждым конкретным учеников). Педагогу очень важно обладать культурой речевого общения, которую составляют такие элементы, как: грамотность речи, правильная расстановка ударения, отсутствие словесных штампов, слов-паразитов, логичность, убедительность, доступность, доброжелательный тон общения, владение возможностями кинетики (движений) паралингвистики (вокализация речи, её тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, её темп, паузы). Вербальное общение дополняется визуальным (зрительным) общением с аудиторией – контактом глазами с классом, с каждым конкретным учеников, чтобы каждый учащийся чувствовал себя объектом внимания педагога. К основным средствам словесной коммуникации относятся: - монолог учителя (лекция, рассказ, объяснение), без чего ученикам трудно будет усвоить сложные правовые дефиниции (понятия, положения юридической науки); - совместное с учениками рассуждение, связанное с осмыслением учащимися логических взаимосвязей, пониманием логики изучаемого материала; - диалог с учеником. Диалогический стиль вербального общения вообще должен преобладать в процессе преподавания гуманитарных наук, в т.ч. права. Важными приёмами словесной коммуникации методика считает: - приём логического осмысления правового явления, предполагающий умение учителя систематизировать и выделять в своей речи яркие факты; - приём разъяснения, когда учитель, показывая сущность юридического правила или понятия, иллюстрирует его разнообразными примерами; - приём детализации – расчленения изучаемого объекта, предполагающий движение мысли от общего к частному, используя возможности дедуктивного метода; - приём разносторонней оценки, вполне уместный для уяснения сути неоднозначных явлений, спорных суждений, норм и т.п.; - приёмы анализа, в т.ч. – исторического анализа – того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития, скажем, эволюции сущности права, его норм с точки зрения усиления гуманистических начал от этапа к этапу всемирной истории; - приём выработки умения учеников давать аргументированные ответы на вопросы, что предполагает отработку умения доказывать свою позицию по тому или иному вопросу, вырабатывать выход из конфликтной или сложной юридической ситуации; - приём самостоятельного или совместно с учителем составления учениками плана урока (темы, параграфа, фрагмента текста) с элементами развёрнутого плана. № 4. Система приёмов активизации умственной деятельности при изучении правовых понятий включает ряд приёмов словесно-понятийного мышления: -приём запоминания, очень важны для запоминания правовых терминов и понятий; анализ – предполагающий не только расчленения целого на отдельные его составляющие с помощью метода дедукции, но и проникновение в самую суть изучаемого, выявление причинно-следственных связей; - синтез, предполагающий применение метода индукции – создания на базе отдельных элементов образа целого, движение мысли от простого к сложному, от частного – к общему; - приём сравнения, позволяющий выявить общее и особенное (отличия) сравниваемых явлений или понятий, например – норм права и норм морали, преступления и проступка и т.п.; - приём выявления существенного в изучаемых явлениях, отслоение второстепенного и маловажного; - приём доказательства, предполагающий умение представить свои теоретические аргументы, подкрепив их фактической аргументацией (примерами); -приём воображения, предусматривающий выработку способности конструирования ситуаций правового характера - производство выводов, подведение итогов изученного учениками, например, путём умозаключения № 5. Практические методы обучения заключаются в совершении определённых действий с учебными предметами. Это может быть работа с текстами документов, научной, научно-популярной, учебной и даже художественной литературой, решение практических, логических и теоретических задачек по праву, работа с газетными или журнальными материалами, создание схематических рисунков и таблиц, мультипликационных вариантов правового содержания, анализ данных диаграмм, гистограмм, схем, таблиц, пиктограмм, статистических выкладок, участие школьников в научно-исследовательской деятельности: подготовка ими проектов, докладов, рефератов, выступлений, презентаций и т.п. Многообразие практических методов позволяет учителю отобрать из этого арсенала те, которые он считает наиболее продуктивными и реально осуществимыми в конкретной ситуации. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|