|
Новые европейские божества и символыДревнеевропейскому культу Богини был нанесен ущерб уже при первой волне курганной культуры кон- Глава X . Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Е вро
ца У-гыс. до н. э. В Добрудже и почти по всему Дунайскому бассейну появились скипетры с конскими головами и горшки со шнуровым солярным орнаментом; однако древнеевропейская религия продолжала существовать в Эгейском и Средиземноморском регионах, в рамках кукутенской культуры Молдавии и Западной Украины, в культуре воронковидных кубков Северо-Западной и Центральной Европы, а также по всему ареалу западноевропейского неолита. Новое изменение символики и мифологической образности произошло во второй половине IV тыс. до н. э. Тогда появились не только символические изображения солнца и лошадей, но и мужские божества в полном вооружении и с полагающимися им животными. Естественное для еще не исчезнувшего древнеевропейского населения поклонение Богине отступило на второй план. Это возникновение совершенно новой, лишенной европейских корней символической системы - сильнейший довод в пользу того что в Центральной Европе появились новые властители со своими верованиями. Превосходным образцом новой европейской религии с характерными для нее мужскими божествами, оружием и солярными символами являются резные каменные стелы второй половины IV тыс. до н. э., найденные в альпийских долинах, Болгарии и Румынии (их близкие аналоги следует искать в Северном Причерноморье и на Кавказе). Их символика резко отличается от той, что свойственна французским и итальянским статуям-менгирам, на которых —до их маскулинизации в бронзовом веке — была представлена совиноликая богиня. На стелах курганной культуры можно видеть солярные символы и мужскую атрибутику в том числе кинжалы алебарды топоры луки стрелы и колчаны пояса нагрудные пластины под-вески в виде двойной спирали; жеребцов, оленей-самцов и козлов; телеги и тянущие плуг воловьи упряжки (рис 10-41-10-44) Эти изображения являются основными ИСточнИКАМИ для реконструкции мифологических образов и имеют огромную ценность с точки зрения изучения материальной культуры поскольку дают четкое представление о кинжалах рукоятью алебардах и топорах с рукоятью луках колчанах повозках поясах и нагрудных пластинах - всех тех предметах! которые редко можно найти всохранном виде Что ка-сается изображенных на этих стелах подвесок в виде двойнойспирали, натудньгх пластин бшнзовых кин-жаловс^треугольными теми^ плос^1»Горов и кремневыхлезвий лтя Sani тоЗи такжГизвест ныпомог^ (из долины оеки По) Резные изображения на стелах дают большое количество информации о новой идеологии. Точнее, это богатейший источник для изучения древнейших форм индоевропейской символики и божественных изображений. Очень характерна и группировка символов, благодаря которой мы можем изучать их взаимосвязи. Поскольку они неоднократно появляются на более ил и менее антропоморфных стелах, нет сомнения, что все эти резные изображения оружия, животных и солярные мотивы действительно связаны друг с другом и что их соседство далеко не случайно. Документально зафиксированы следующие символы: солярные знаки (окружности, солнечные диски с сиянием, окружности с группами длинных лучей), которые бывают вырезаны в районе головы; нагрудная пластина (полукруг из нескольких концентрических линий) и одна—две подвески в виде двойной спирали, расположенные на груди или рядом с солярными знаками; окружности по обеим сторонам от сияющего солнечного диска; кинжал(ы) с рукояткой (от одного до семи и более), обычно изображаемый в средней части стелы; одна или несколько алебард с древком; один или несколько топоров на рукоятке; пояса из параллельных линий (из бусин?) или зигзагов или ромбовидного узора (из тканого материала?); четырехколесные повозки (изображенные в нижней части стелы) лук колчан и стрелы отпечат-ки ног; плуг с парой впряженных в него быков; лошади, олени-самцы и козлы. Особенный интерес представляет содержание и связь различных групп символов. Чаще всего встречаются солярные группы: солнечный диск с сиянием, окружности по обеим его сторонам, подвески в виде двойных спиралей и нагрудная пластина. Далее, к этой группе примыкают изображения пояса, кинжала, алебарды, коня, оленя-самца, сцена пахоты и рисунок телеги. Специалистам в области компаратив-ных исследований индоевропейской мифологии этот набор символов безусловно укажет на Бога сияющего неба, который посылает потомство и покровительствует растительности. Это божество существовало у различных индоевропейских групп, о чем говорят древнейшие исторические свидетельства и подтверждают фольклорные источники: это индийский Митра балтийский Диевас римские Диус Фидиус Янус и Марс кельтский Луг (именуемый «солнцеликим») германский Тивиас (от * deiuos) англосаксонский Тиу скандинавский Тюр и Яровит-Свентовит северо-западных славян. Оно связано с утренним и дневным светом с весенним летним осенним и зимним солн-цем Символами его могущества являются оружие -кинжал (или в конце доисторического - начале ис-торическсто периода меч) посвященные ему животные - олени-самиы и жеоебцы а также сияющая повозка в которой^зн^перелвигается качестве по-кповитетя пастительности и впервую очередь зер- ^оТ^о^ир^сяс^рой волов и с пахотой Другие сочетания и группы символов представляют других божеств индоевропейского пантеона. Так, топор, равно как и булава, лук, колчан и стрелы, являются атрибутами Бога-громовержца (рис. 10-45,10-46). Судя по имеющимся в нашем распоряжении данным, на большей части стел изображен Бог сияюще- Гимбутас М. Ци шш заця я Великой Богини
го неба. В индоевропейской мифологии он связан с идеей верховной власти. Как можно предположить, стелы возводили, чтобы увековечить гибель каких-то важных особ, вождей или павших героев, где герой выступал в качестве заместителя божества, а его оружие становилось священным. Вторым по значению был Бог-громовержец, охотник и воин, сражающийся со злом, противник Бога смерти и подземного мира, оплодотворяющий очиститель земли. Его образ лучше всего сохранился во всех индоевропейских мифологиях. Обычай изображать мужские божества на стелах является безусловной чертой индоевропейской культуры. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|