|
ЧАСТЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯСтр 1 из 9Следующая ⇒ ЧАСТЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТЕМА 1. Введение в социальную психологию Содержание: Предмет, методы социальной психологии. Социально-психологические явления. История социальной психологии. Психологические механизмы социальных влияний на человека. Методы социальной психологии. Структура социальной психологии. Социально-психологические явления В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с разными и важными для нас явлениями, такими как: общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, конформизм и др. В основе этих явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Эти явления, рождаются при взаимодействии как отдельных личностей, так и их объединениях - социальных групп – это семья, трудовой коллектив, компания друзей, спортивная команда, политическая партия, целый народ, составлявший население той или иной страны. Любой из этих социальных субъектов конкретная личность или конкретная социальная группа взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Например,: На протекание конфликта между двумя студентами, будут влиять: особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но, тем не менее, определяющими здесь окажутся другие факторы: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Каждый из данных факторов представляет собой сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально-психологические» подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. А, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, называться социальная психология. Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. Например: Правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе. Как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами - М. Лацарусом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале ХХ века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов». Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта). Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века - первые десятилетия ХХ века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых - социологов и социальных психологов - оказалась проблематика психологии масс и толпы. Психологией масс и толпы в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г.Лебон во Франции; С. Сигеле в Италии, В. М. Бехтерев в России. Хотя социально-психологические идеи, зародились еще в середине XIX векa, однако до начала ХХ столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в десятые-двадцатые годы ХХ века благодаря исследованиям, проведенным в это время: немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920). И только в тридцатые годы ХХ века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Это произошло в США и было связано, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма). Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых группи методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают первую социально-психологическую теорию малых групп. Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например: на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После окончания войны к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны: зарождение и распространение фашизма, агрессивности, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях.
Предмет социальной психологии
Предметом социальной психологии являются: 1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений: общительность, комфортность, толерантность, агрессивность, совместимость, конфликтогенность и т.д. 2. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований: социально-психологический климат и атмосфера в группе, структура группы, управление, групповые процессы, групповые нормы и т.д. 3. Взаимодействие между людьми и его частная форма - общение: межличностное (преподаватель - студент, медсестра - пациент, руководитель - исполнитель, родитель - ребенок), внутригрупповое, межгрупповое и т.д. 4. Массовые психические явления, такие, как паника, слухи, массовые страхи, мода, обычаи, традиции. 5. Психологические механизмы социальных влияний на человека и его окружение: механизмы убеждения, внушения, принуждения, подражания, и т.д. В рамках курса мы рассмотрим социально-психологические характеристики индивида и группы, а также взаимодействие между индивидами.
Вопросы для самоконтроля Ø Что изучает социальная психология как наука? Ø Что является предметом изучения социальной психологии? Ø Чем отличается социальная психология от общей психологии? Ø Существуют ли социально-психологические явления, проявляющиеся при взаимодействии человека с человеком? Назовите их. Ø Какие массовые психические явления вы знаете? Ø Назовите социально-психологические характеристики индивида. Ø Назовите социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований. Ø Назовите психологические механизмы социальных влияний на человека. Ø Какие социально-психологические свойства личности определяют с помощью тестов в социальной психологии? Ø Для чего используют метод групповой оценки личности? Ø Охарактеризуйте метод социометрии. Для диагностики чего он может применяться? Ø Что такое Контент-анализ? Ø В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально-психологические знания в медицине? ТЕМА 2. Социальный контроль Содержание: Понятие социальный контроль: экспектации, нормы и санкции. Признаки социальных норм. Формы социального контроля.
Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек связан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Так, воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения, формируя собственные цели и ценности, индивид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них. Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жесткими являются нормы. Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают регулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе абитуриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту старшего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент может делать это совершенно свободно. Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки. Наиболее значимыми признаками социальных норм являются: 1. Общезначимость – нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства. Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного общественного мнения. - Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества; - Если нормы являются групповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы. Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов. Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посторонний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувствовать неловкость. Поэтому, когда субъект первый раз попадает в новый коллектив, принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незнакомую компанию, он прежде всего старается понять нормы группы, т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать. Индивид не может прийти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким исключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное. 2. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций - наград или наказаний, одобрения или порицания. 3. Третий признак нормы наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах: - во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; - во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам. Стремление человека к психологическому комфорту будет направлять его к установлению баланса между внешним и внутренним миром. Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное поведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека. 4. Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей. Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного. Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие - естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными. Например, Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия преступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время общество стремится усовершенствовать нормы и санкции для предотвращения деятельности антисоциальных групп. 5. Пятым признаком или особенностью норм является масштабность. Нормы различаются по масштабу на: собственно социальные и групповые. Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки ). Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу). Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых члены группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.
Социальные санкции
Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Выделяют следующие виды санкций: - негативные и позитивные, - формальные и неформальные. Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм. Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем. Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Таким образом, можно выделить четыре типа санкций: 1. формальные негативные, 2. формальные позитивные, 3. неформальные негативные, 4. неформальные позитивные. Например, пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осуждение человека на уровне общественного мнения. Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций. Например, Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание. Санкции эффективны только тогда, когда существует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет. Например, взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит поведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.
Основные формы социального контроля
Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими характеристиками больших и малых социальных групп. Формы социального контроля предопределяют переход внешней социальной регуляции во внутриличностную. Наиболее распространенными формами социального контроля являются: - законы, - табу, - обычаи, - традиции, - мораль и нравы, - этикет, манеры, привычки.
Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредственно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям. Например, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с негативными санкциями неформального характера. Закон выступает как активная и действенная форма социального контроля. Ø Табу – система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил или предзнаменованием. Например, студент, отправляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу перебегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты. Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе. Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции. Ø Традиции – носят вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Под традициями понимают такие обычаи, которые: - во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; - во-вторых, передаются из поколения в поколение; - в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Например, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции – солидарность людей. Солидарность объединяет людей одного общества, делает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Ø Совесть – особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития (Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1997. - Т. 4). В философии и психологии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский энциклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990). Совесть несет в себе внутренние особые контролирующие функции, она является абсолютным гарантом реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жизни не всегда способствуют развитию этого уникального человеческого свойства. Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. В отличие от морали нравы связаны с определенными социальными группами. То есть общепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные. Например, нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. Ø Манеры – совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности. Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором. Например, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений. Известная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, Вопросы для самоконтроля
Ø Что такое социальный контроль? Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ. Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля? Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм. Ø Что обозначает понятие социальная санкция? Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже. Ø Назовите главное условие эффективности санкций. Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их. Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.
ТЕМА 3. Личность и общество
Содержание: Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания. Социализация личности
Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Основными проблемами изучения личности в социальной психологии является: - социализация, - проблема социальных установок, - и анализ социально-психологических качеств личности. · Социализация - процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни. Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: - деятельность, - общение, - самосознание. 1 сфера Деятельность: В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.) и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные). В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др.) и осмысливает их. 2 сфера Общение: Общение в контексте социализации рассматривается в смысле его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми. Углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность, умение принять другую точку зрения. 3 сфера Самосознание: В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.
Институты социализации Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения. В семье дети приобретают: - первые навыки взаимодействия, - осваивают первые социальные роли, в том числе половые, - осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. Развитие Я-концепции
В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. На формирование Я-концепции влияют: - восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.); - самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); - внешние данные, ощущение силы и здоровья; - социальные ценности, ожидания, идеалы; - опыт социального поведения. Функции Я-концепции 1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе». 2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д. 3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные...» или «Я знаю, что плохо сдам экзамен». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Например: Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Вопросы для самоконтроля Ø Назовите проблемы изучения личности в социальной психологии. Ø Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни. Ø Охарактеризуйте сферы в которых осуществляется процесс социализации человека. Ø Перечислите стадии процесса социализации. Ø Какие институты социализации Вы знаете? Ø В течение какого времени продолжается социализация человека? Ø Где дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, нормы и ценности? Приведите примеры. Ø Дайте определение Я-концепции. Ø Как называют описательную составляющую Я-концепции, с чем она связана? Ø Что влияет на формирование Я-концепции? Ø Охарактеризуйте основные функции Я-концепции. Ø Дайте определение понятиям установка, убеждения, стереотип, предрассудки. Ø Какие составляющие имеет социальная установка личности? Ø В чём кроется основная причина формирования предрассудков? Ø Что означает понятие стереотипное мышление? Ø При каких действиях медсестры стереотипное мышление будет ей мешать и наоборот? Приведите примеры. Ø Охарактеризуйте роль семьи как института социализации. Ø Какие факторы семьи, как социально-психологического феномена, оказывают влияние на формирование «Я-образа» ребёнка? Ø Назовите типы неадекватного семейного воспитания. Какое влияние на формирование личности ребёнка они оказывают?
ТЕМА 4. Психология групп
Содержание: Группы как социально-психологический феномен. Классификация групп. Групповые процессы. Конформизм. Факторы, влияющие на структуру группы. Психологическая совместимость. Социально-психологический климат группы. Классификация групп
Социальные группы делятся на условные и реальные. Условная группа - это группа, подобранная по определенному признаку, например студенты средних медицинских учебных заведений России. Реальные группы:
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|