Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мультипликаторов дохода для оценки убыточных и растущих компаний





Мультипликатор «Цена / Будущий доход (выручка)». Часто в качестве объектов оценки выступают компании на стадии активного роста, т.е. те компании, которые не достигли еще планируемого уровня дохода (выруч­ки), но обладают большим потенциалом.

Использование мультипликаторов текущих доходов не позволяет учесть имеющийся у таких компаний потенциал развития, следовательно, срав­нительный подход будет показывать заниженную оценку стоимости ком­паний. Это могут быть компании отрасли высоких технологий, венчурные предприятия, интернет-компании, недавно существующие компании или компании на стадии осуществления крупных инвестиционных проектов с ожидаемой высокой нормой отдачи на вложенный капитал.

В таких случаях для оценки стоимости компании оправдано использо­вание мультипликаторов будущих доходов (выручки). Базой для мульти­пликаторов дохода (выручки) являются будущие (планируемые) показате­ли этих величин. Стоимость компании можно оценить как величину, крат­ную сумме прогнозируемых доходов (выручки) через определенное количество лет. Данный период определяется моментом, когда доходы компании достигнут постоянного уровня или стабильного незначитель­ного роста. Подобная оценка имеет следующие преимущества:

• действительный потенциал компаний, которые имеют невысокие те­кущие доходы (выручку), но при этом ожидают быстрого роста, лучше отражен в доходах, предполагаемых через определенное количество лет, чем в доходах, получаемых компанией сегодня;

• правильнее рассчитывать величину доходов, когда темпы роста вы- равнялись и уровень риска, присущего компании, стабилен. Эта ситуация для компаний более вероятна через определенное количество времени, не­жели на момент оценки.

Существуют два подхода расчета стоимости компании на основе пока­зателей будущих доходов (выручки).

Первыгй подход подразумевает, что для расчета стоимости через опреде­ленное время применяется среднее соотношение текущей стоимости к те­кущим доходам компаний-аналогов, после чего полученная стоимость оцениваемой компании дисконтируется на дату оценки.

Основные этапы расчета стоимости компании при первом подходе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) расчет текущего мультипликатора «Цена/Доход» («Цена/Выручка») путем деления текущей рыночной стоимости компаний-аналогов на доход (выручку) за текущий (последний отчетный) период;

3) прогноз дохода (выручки) оцениваемой компании на период, в кото­ром будет достигнут стабильный темп роста доходов компании;

4) применение мультипликатора «Цена/Текущий доход (выручка)» к прогнозной величине дохода оцениваемой компании;

5) отделение ставки дисконта для оцениваемой компании (использова­ние ставки дисконта, рассчитанной в рамках доходного подхода);

6) расчет текущей стоимости оцениваемой компании путем дисконти­рования полученной стоимости на дату оценки.

Второй подход состоит в прогнозировании для каждой из компаний- аналогов ожидаемых доходов, на основе которых затем рассчитываются мультипликаторы по отношению к текущей стоимости компаний. Данные мультипликаторы могут быть применены к будущим доходам оценивае­мой компании для оценки ее текущей стоимости.

Основные этапы расчета стоимости компании при втором подходе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) прогнозирование на основе ретроспективных данных и прогнозов руководства каждой из компаний-аналогов уровня будущих доходов (вы­ручки) по компаниям;

3) расчет мультипликатора «Текущая стоимость/Будущий доход (вы­ручка)» по выборке компаний-аналогов;

4) определение текущей стоимости оцениваемой компании умножени­ем мультипликатора «Текущая стоимость/Будущий доход (выручка)» на прогнозируемую величину доходов (выручки) оцениваемой компании.

При расчете стоимости оцениваемой компании на основе мультипли­каторов будущего дохода необходима корректировка мультипликаторов будущих доходов с учетом различий в уровне операционной прибыли, темпов роста и риска между оцениваемой компанией и компаниями-ана­логами.

Мультипликатор «Цена/Будущая прибыль». Иногда оценщику нужно рассчитать стоимость убыточных компаний. Как правило, если компа­ния убыточна в течение нескольких лет и отрицательный финансовый результат связан с неэффективностью производства, то использование мультипликатора «Цена/Прибыль» для такой компании невозможно и не оправдано. Если же убыточность — временное явление для оцениваемой компании, которое связано с незначительным временем работы на рын­ке, принадлежности к отрасли высоких технологий, венчурному сегменту рынка, осуществлением крупных инвестиционных проектов, то для оцен­ки такой компании возможно использовать мультипликаторы будущей прибыли.

Один из вариантов вычисления мультипликатора «Цена/Прибыль» — использование ожидаемой прибыли на акцию в следующем году или в пер­вом году выхода на стабильный уровень прибыли.

Расчет стоимости компании с использованием мультипликатора «Цена/ Будущая прибыль» производится двумя способами.

Первый способ — в расчете может применяться ожидаемая прибыль на акцию всех компаний-аналогов. Такие данные можно получить из годо­вых отчетов компаний, в которых руководством компании объявляется ожидаемая прибыль на одну акцию в будущем году. При использовании данного способа важно, чтобы все компании в выборке имели приблизи­тельно одинаковый риск и темп роста прибыли.

Основные этапы расчета стоимости компании при первом способе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) прогнозирование на основе ретроспективных данных и прогнозов руководства каждой их компаний-аналогов уровня будущей прибыли на акцию или суммарной прибыли компаний;

3) расчет мультипликатора «Текущая стоимость/Будущая прибыль» по выборке компаний-аналогов;

4) расчет текущей стоимости оцениваемой компании умножением муль­типликатора «Текущая стоимость/Будущая прибыль» на прогнозируемую величину прибыли на акцию или суммарной прибыли оцениваемой ком­пании.

Второй способ — вычисляется текущая цена убыточной на момент оцен­ки компании путем умножения прогнозируемой прибыли на средний муль­типликатор «Цена/Прибыль» для отрасли (для выборки компаний-анало­гов) и дисконтирования этой цены на дату оценки.

Основные этапы расчета стоимости компании при втором способе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) расчет текущего мультипликатора «Цена/Прибыль» путем деления текущей рыночной стоимости компаний-аналогов на прибыль за текущий (последний отчетный) период;

3) прогнозирование прибыли в расчете на акцию или суммарной при­были оцениваемой компании на период, в котором будет достигнут ста­бильный темп роста доходов компании;

4) применение мультипликатора «Цена/Текущая прибыль» к прогноз­ной величине прибыли на акцию или суммарной прибыли оцениваемой компании;

5) расчет ставки дисконта для оцениваемой компании (использование ставки дисконта, рассчитанной в рамках доходного подхода);

6) расчет текущей стоимости оцениваемой компании (одной акции, если использовался показатель прибыли на одну акцию) путем дисконтирова­ния полученной стоимости на дату оценки.

При использовании мультипликаторов будущей прибыли надо по­мнить, что хотя эта модифицированная версия мультипликатора «Цена/ Прибыль» и увеличивает область действия данного мультипликатора, включив в нее убыточные на момент оценки компании, оценщик обяза­тельно столкнется с трудностями в корректировке различия между оцени­ваемой компанией и компаниями-аналогами, так как сравниваются ком­пании в различные периоды времени.

Выводы

При сравнительном подходе оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции). Важ­нейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыноч­ной информации.

Сравнительный подход в зависимости от целей, объекта оценки и ис­точников информации включает три метода:

• метод компании-аналога (метод рынка капитала);

• метод сделок;

• метод отраслевых коэффициентов.

Для оценки компании сравнительным подходом используется ценовая и финансовая информация по предприятиям-аналогам. Список критериев сходства начинается с отраслевой принадлежности и зависит от конкрет­ных условий оценки, однако окончательное решение об аналогичности принимается по результатам финансового анализа. Сравнительный под­ход применим, если список содержит не менее трех компаний-аналогов.

Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода ос­нована на использовании ценовых мультипликаторов, характеризующих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отражающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рассчитывается по аналогам и используется как множитель к адекватному показателю оце­ниваемой компании.

В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:

• «Цена / Прибыль»;

• «Цена / Денежный поток»;

• «Цена / Дивиденды»»;

• «Цена / Выручка от реализации»;

• «Цена/Физический объем»;

• «Цена / Балансовая стоимость».

Выведение итоговой величины стоимости предприятия осуществляет­ся в три этапа:

• выбор величины мультипликатора, которую целесообразно исполь­зовать для оцениваемой компании;

• согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультиплика­торов;

• внесение итоговых корректировок.

Величина ценового мультипликатора, рассчитанная по каждому из ана­логов, может существенно различаться, поэтому оценщик должен принять решение о том, какое значение следует применить к оцениваемой фирме, используя результаты финансового анализа.

Предварительные результаты рыночной стоимости, полученные на ос­нове использования различных видов ценовых мультипликаторов, подвер­гаются процедуре согласования путем экспертного взвешивания. Удельный вес, придаваемый каждому результату, зависит от качества исходной инфор­мации, конкретных условий оценки, роли ценового мультипликатора.

Корректировки итоговой величины стоимости обеспечивают большую объективность результатов оценки. Применение премий и скидок позво­ляет учесть влияние существенных дополнительных факторов, таких, как достаточность вложенного капитала, наличие нефункционирующих акти­вов, ликвидность. Возможность включения премии за контроль делает ме­тод компании-аналога более универсальным и применимым для оценки контрольной доли собственного капитала фирмы.

Сравнительный подход и его методы базируются на использовании боль­шого объема ценовой и финансовой информации по значительному количе­ству предприятий. Необходимость обработки большого информационного массива в целях выявления зависимости величины рыночной стоимости соб­ственного капитала фирмы от различных ценообразующих факторов тре­бует применения математических методов на различных этапах оценки.

Регрессионная модель позволяет на основе открытых рыночных дан­ных построить формализованную зависимость рыночной стоимости ком­пании от одного или нескольких ценообразующих параметров.

Метод главных компонент обеспечивает более глубокий анализ за счет использования значительного числа ценообразующих показате­лей, к которым относят показатели финансово-производственной дея­тельности предприятия. Основное достоинство данного метода зак­лючается в решении проблемы взаимозависимости (мультиколлине- арности) исходных данных, которая обычно осложняет применение многофакторных моделей.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются преимущества и недостатки сравнительного под­хода к оценке бизнеса?

2. Каковы необходимые условия использования сравнительного подхода и его основных методов при оценке бизнеса?

3. Какие критерии применяются оценщиком для принятия решения о сход­стве предприятий?

4. В чем заключаются особенности финансового анализа для целей срав­нительного подхода?

5. Что такое ценовой мультипликатор? Какие виды мультипликаторов используются в процессе оценки? Дайте сравнительную характеристику.

6. Почему итоговая величина стоимости нуждается в корректировке? Перечислите основные виды поправок, вносимых оценщиком.

Задачи

1. Используя приведенную далее информацию, вычислить для компа­нии-аналога «Салют» возможные виды мультипликаторов «Цена/При­быль» и «Цена/Денежный поток». Расчет сделайте исходя из цены одной акции и собственного капитала предприятия в целом.

Фирма «Салют» имеет в обращении 250 000 акций, рыночная цена од­ной акции 100 руб.

Отчет о прибылях и убытках (Выписка):

1. Выручка от реализации, руб. 500 000

2. Затраты, руб. 400 000 в том числе амортизация, руб. 120 000

3. Сумма уплаченных процентов, руб. 30 000

4. Ставка налога на прибыль, % 30

2. Определить стоимость одной акции предприятия «Байкал». Данные для расчета:

1. Чистая прибыль, руб. 450 000

2. Чистая прибыль

в расчете на одну акцию, руб. 4,5

3. Балансовая стоимость

чистых активов компании, руб. 6 000 000

4. Мультипликатор

«Цена/Балансовая стоимость» 3,5

3. Оцените при помощи бездолгового ценового мультипликатора пред­приятие «Сирена», годовая выручка от реализации которого составляет 1 900 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Сирена» (руб.):

1. Собственный капитал 4 000 000

2. Долгосрочные обязательства 500 000

3. Краткосрочные обязательства 1 500 000

Аналогом является предприятие «Гудок», рыночная цена одной акции которого 20 руб., число акций в обращении 500 000. Годовая выручка от реализации — 1 500 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Гудок» (руб.):

1. Собственный капитал 8 000 000

2. Долгосрочные обязательства 2 000 000

3. Краткосрочные обязательства 4 000 000

4. Рассчитайте итоговую величину стоимости собственного капитала предприятия «Фаэтон».

Данные для расчета:

1. Выручка от реализации, руб. 2 000 000

2. Затраты, руб. 1 500 000


3. В том числе амортизация, руб. 300 000

4. Сумма уплаченных процентов, руб. 180 000

5. Ставка налога на прибыль, % 25

6. Балансовая стоимость чистых активов, руб. 2 200 000

7. Мультипликаторы:

«Цена/Чистая прибыль» 15

«Цена/Денежный поток до уплаты налогов» 8

«Цена/Выручка от реализации» 1,9

«Цена/Балансовая стоимость» 2

Предприятие «Фаэтон» является крупнейшим в данном секторе услуг, его доля на рынке достигает 20%. Удельный вес оборудования в балансо­вой стоимости основных фондов предприятия составляет 60%. Фирма «Фа­этон» не имеет льгот по налогообложению, а также дочерних предприя­тий, в то время как аналоги имеют сеть дочерних компаний. Доля активов аналогов, представленных контрольными пакетами акций дочерних фирм, колеблется в диапазоне от 15 до 30%. Предприятие «Фаэтон» нуждается в срочной реконструкции гаража. Затраты на реконструкцию — 75 тыс. руб. На дату оценки выявлен недостаток собственного оборотного капитала 300 тыс. руб. Предприятию «Фаэтон» принадлежит спортивный комплекс, рыночная стоимость которого равна 2500 тыс. руб.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.