|
Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Одним из примеров профессиональных оценочных модулей, оснащающих деятельность социальных работников, является «Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни больного», разработанный в 1998 г. Московским НИИ психиатрии МЗ РФ. Технология, предложенная в этом инструменте, отражает личностно ориентированный подход, адресованный к индивидуальным нуждам каждого пациента со всеми его характерологическими и социальными особенностями, суждениями и оценками, в том числе относительно последствий заболевания Качество жизни — удовлетворенность степенью достижения целей, задач, желаний, состояния здоровья, к которым человек стремится, или соответствие образа жизни, который человек хотел бы вести, реальному положению. В данный опросник включена категория качества жизни. Именно поэтому в нем содержится два важных дифференциальных показателя: объективный — относительно социального статуса и функционирования, и субъективный — показывающий удовлетворенность каждой из сфер жизни. Опросник заполняется социальным работником совместно с пациентом, так что оценка производится на основе принципа партнерства и личного участия самого больного, получающего прекрасную возможность отразить субъективные мнения по всем обстоятель-iтам своей жизни. Опросник состоит из 13 разделов и 82 вопросов, требующих выбора одного из вариантов ответов, иногда с соответствующими баллами. В сокращенном виде (названия разделов и вопросы), без вариантов и шкальных оценок опрос-пик представлен ниже. Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни больного ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О.____________________________________ Год рождения______________________________ Дата обследования__________________________ Возраст___________________________________ ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ Диагностическая категория, код расстройства (МКБ-10). Длительность заболевания. Длительность наблюдения в психоневрологическом диспансере (ПНД). Форма наблюдения. Частота обращений в ПНД в год. Частота стационирования в психиатрическую больницу (ПБ) за последние 5 лет. Частота помещения в дневной стационар (ДС) за последние Поддерживающая терапия. Обращаемость в ПНД. Цель обращения в ПНД. ОБЩЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Удовлетворенность жизнью в целом. ЗДОРОВЬЕ Оценка своего психического здоровья. Удовлетворенность своим психическим состоянием. Наличие хронических соматических заболеваний. Оценка здоровья в целом. Удовлетворенность физическим самочувствием. ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Образование. Удовлетворенность полученным образованием. Трудовой стаж. Профессиональная группа на момент обследования. Удовлетворенность имеющейся профессией. Трудоспособность. Причины оформления группы инвалидности. Сколько времени имеет инвалидность. Удовлетворенность наличием группы инвалидности. Число дней временной нетрудоспособности по психическому заболеванию. Количество смен работы за последние 5 лет. Причины последней смены работы. Удовлетворенность частотой переходов на другую работу. Характеристика трудовой деятельности на последнем месте работы. Характеристика последнего места работы. Удовлетворенность работой. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Физическая работоспособность. Удовлетворенность физической работоспособностью. Интеллектуальная продуктивность. Удовлетворенность интеллектуальной продуктивностью. ДНЕВНАЯ АКТИВНОСТЬ Прогулки. Посещение магазинов. Использование общественного транспорта. Чтение. Просмотр телепередач. Посещение театров, других мест отдыха. Общение с друзьями и знакомыми. Хобби. Занятие домашним хозяйством. Оценка дневной активности. Удовлетворенность дневной активностью. ДОХОД Материальное положение. Оценка дохода. Удовлетворенность материальным положением. ЖИЛЬЕ Характеристика жилищных условий. Оценка жилищных условий. Удовлетворенность жилищными условиями. ПИТАНИЕ Качество питания. Затраты на питание. Оценка питания. Удовлетворенность питанием. ОДЕЖДА Обеспеченность одеждой. Оценка обеспеченности одеждой. Удовлетворенность одеждой. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ Семейное положение. Состав семьи. Удовлетворенность семейным образом жизни. Удовлетворенность отсутствием семьи. Положение больного в семье. Удовлетворенность положением в семье. Взаимоотношения с родственниками. Удовлетворенность взаимоотношениями с родственниками. Потребность иметь друзей. Характеристика круга общения. Удовлетворенность широтой круга общения. Характер отношений с окружающими. Удовлетворенность характером общения с окружающими. ОБЩЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Удовлетворенность жизнью в целом. Ощущение благополучия. С помощью этого метода определяются различные группы больных," для которых согласно нарушениям сфер социального функционирования разрабатываются программы дальнейшего психосоциального воздействия. Например, выделяются группы: 1) пациентов с инвалидностью, высоким риском потери работы, проблемами трудоустройства и безработицы; 2) малообеспеченных; 3) с бедными социальными сетями, не имеющих близких родственников или не поддерживающих с ними отношений; 4) имеющих проблемы в семье; 5) пациентов с ограниченными социальными контактами. Различное соотношение показателей социального функционирования и качества жизни также определяет мотивацию к социальной реабилитации и характер реабилитационных программ. Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных прошел соответствующую проверку и валидизацию, рекомендован Министерством здравоохранения РФ в качестве единого стандарта для изучения социальных проблем людей с психической патологией. 3.9. Социальный паспорт как психосоциальное заключение Социальный паспорт представляет собой профессиональное заключение о психическом здоровье индивида, составленное специалистом по социальной работе. Как правило, факт составления социального паспорта означает, что человек прошел диагностическое обследование относительно нервно-психического расстройства и стал клиентом или пациентом служб психиатрической помощи: психоневрологического диспансера, психиатрической клиники, бюро медико-социальной экспертизы, центра психического здоровья и других служб. Там, где развиты внебольничные формы социальной помощи, например в зарубежных моделях менеджмента случая (управление случаем), социальный паспорт или карта социального обследования могут применяться по отношению к более широкому кругу клиентов социальной работы в области психического здоровья. Социальный паспорт в качестве итогового диагностического документа сопоставим с заключениями патопсихологической и психиатрической экспертизы. Первоначальная оценка его психосоциальных проблем индивида так же важна, как и оценка его психического статуса. Поэтому начальные действия социального работника направлены на установление многочисленных социальных факторов, влияющих на психическое самочувствие индивида. Используя теоретические знания об эпидемиологической концепции риска, психосоциальной оценке, оценке в нормализующих терминах, социальный работник разрабатывает основу для сбора информации о прошлой жизни и окружении индивида, настоящей социальной ситуации и условиях его жизни, а также об уже оказанной или необходимой медико-социальной помощи. В паспорте конкретизируются различные категории оценки. Иногда оправданна разработка частных модификаций в зависимости от профиля медико-социального учреждения, преимущественных задач социальной работы в рамках отдельной службы. Как правило, применяется анкетная форма сбора и представления данных. Вместе с тем социальный паспорт должен документирование подтверждать основные группы диагностических характеристик социальной жизни индивида, объединенных в общие категории. В о-п е р в ы х, социальный паспорт обязательно включает пас-портичку, в которой обобщаются паспортные сведения и данные о демографическом и социальном положении клиента. Эта часть документа повторяет аналогичную группу вопросов, используемых в социологическом методе опросов для получения информации о профессиональном и социальном статусе, семейном положении, доходе, оьразовании и т.д. индивида. «Формализация вопросов здесь может быть наиболее высокой, так как происходит сбор объективных данных. Во-вторых, в паспорте содержится также подробное описание факторов риска для психического здоровья индивида. На ном этапе целесообразно применить несколько сквозных классификаций, главными из которых являются те, которые позволяют рассмотреть прошлое и настоящее человека в перспективе индивидуальных и социальных факторов риска. Целесообразно разделить эту стадию на биографический этап и этап «здесь и теперь». Биографические данные включают перечисление ряда индивидуальных факторов риска и факторов социального окружения с учетом прошлого опыта и событий жизни человека. Затрагиваются предрасполагающие факторы наследственной природы, краткий анамнез трудностей в период развития и роста, нарушения здоровья и психического развития в детстве, проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и в школь-пой среде, неудовлетворительных условий проживания в прошлом (географических, этнических, социальных, жилищных, материальных и других). Таким образом, осуществляется оценка биографического риска для возникновения нарушений психического здоровья. Далее необходимо зафиксировать факторы риска настояще-ю момента, т.е. психические и социальные проблемы, имеющие место «здесь и теперь». На этом этапе в кратком изложении перечисляются ключевые моменты психиатрического диагноза и другие негативные факторы, сопровождающие нарушения здоровья, например злоупотребление алкоголем, наркотиками, СПИД, соматические заболевания, которые могут вызвать социальные проблемы у индивида. Однако особое внимание уделяется детализации провоцирующих факторов психосоциальной природы, таких, как установка на болезнь, неразрешенность навыков саморегуляции и совладания с трудностями, частота конфликтов и стрессовых ситуаций, вероятность возникновения кризисных состояний, одиночество, межличностные трудности в отношениях с ближайшим окружением и членами семьи, насилие в семье. Важное диагностическое значение имеют также характер профессиональной и учебной деятельности, производственных отношений и условий труда, а также неудовлетворительные жилищные условия, принадлежность к этническим меньшинствам, материальная незащищенность и другие социальные проблемы. Важно дифференциро-вать микросоциальные и макросоциальные факторы социального и психического неблагополучия. Так, одиночество и бедность являются социальными условиями разного уровня, для понимания которых требуется рассмотрение в одном случае сло жившихся моделей социального взаимодействия, а в другом — структурных факторов. В-третьих, в паспорте следует зафиксировать ресурсы, т.е. поддерживающие факторы индивидуальной и социальной природы. Среди индивидуальных факторов требуют оценки сохранные психические функции, навыки самостоятельного обслуживания, способы самореализации, психологической самоподдержки и саморазвития, валеологические установки, навыки социального этикета, потенциальные способности личности и другие сильные стороны человека. В качестве социальных ресурсов выявляются позитивное взаимодействие с ближайшим окружением и членами семьи, возможность установления новых межличностных контактов 'и отношений взаимной поддержки, участия в сообществах, общественных организациях и клубных формах досуга, пользование гарантированной социальной защитой, доступ к другим видам помощи в социальной системе. В-четвертых, социальный паспорт фиксирует потребности в помощи. На заключительном этапе происходит определение объема и характера медико-социальной помощи, которая была оказана, а также той, в которой существует актуальная потребность. Фиксируются предыдущие обращения в общемедицинские, психиатрические, социозащитные и реабилитационные учреждения, длительность лечения и наблюдения, участие в реабилитационных мероприятиях и трудотерапии. Исключительно важным представляется изучение потребностей в помощи для решения наиболее острых социальных проблем индивида с нарушениями психического здоровья. Для этого регистрируются потребности в трудоустройстве, юридической и материальной помощи, социальном патронаже, других видах социальной помощи. В некоторых случаях социальный паспорт может быть разработан для оценки семьи, а не отдельного индивида с психическими расстройствами. Социальный паспорт семьи представляется адекватным для описания социальной ситуации ребенка с психическими нарушениями, пожилого человека или индивида с нарушенными способностями к самообслуживанию и недееспособностью вследствие психических заболеваний. Кроме того, содержание паспорта может изменяться в зависимости от типа учреждения психиатрического или социального профиля. В целом оценка социального работника ситуации клиента предполагает путь к построению программы дальнейшей профилактики, вмешательства, реабилитации, социально-правовой защиты, которые не могут быть реализованы сегодня только клиническими методами и медицинскими технологиями. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|