|
Психосоциальная оценка и оценка ресурсов в социальной работеСегодня наиболее актуальным является использование технологии социальной оценки, в отличие от диагностики, понимаемой в медикалистской терминологии. Рассмотрим теоретические принципы двух современных вариантов психосоциальной оценки, которая используется, в частности, в социальной работе в области психического здоровья. Первый вариант связан с традиционной психодинамической моделью социальной работы. Второй вариант относится к современному пониманию задач оценки, основанному на теории активизации ресурсов. Оба подхода заимствованы из зарубежной социальной работы и относятся к | различным периодам: первый — к началу XX в., второй — к концу XX в. Изучение случая — метод глубинного исследования ситуации личности в ее окружении. Психосоциальная оценка или изучение случая относится к перному варианту и имеет в своей основе диагностическую теорию, которая представляет собой начальную стадию психосоциальной работы со случаем. В процессе анализа происходит оценка существующих и прежних связей, социального окружения и событий, произошедших в жизни клиента. В отличие от психодинамической исходной позиции, по которой детский опыт человека, |сго отношения с родителями полностью определяют его психологические проблемы, в психосоциальной работе со случаем учитываются факторы настоящего момента, которые актуальны в ситуации клиента. Психосоциальная оценка строится на нескольких моментах. Во-первых, формируется диагностическое понимание, когда социальный работник и клиент вместе принимают решение о том, что представляет проблему и что может быть изменено. Во-вторых, создается динамическое понимание, т.е. понимание причин и следствий проблемы, например, что в проблеме объясняется прошлым опытом клиента, и как это сказывается на сегодняшней ситуации. В-третьих, информация о клиническом диагнозе может быть важна, так как определяет основные характеристики личности, которые имеют значение для социальной работы со случаем. Кроме того, в психосоциальной оценке проводится различие между психологическими и социальными факторами. Необходимо уточнить соотношение внутренних психических процессов и требований внешней окружающей среды, иными словами, взаимосвязь психологического стресса и давления среды. Психосоциальный стресс рассматривается как совокупность психических и физиологических реакций, вызванных социальными условиями, которые оказывают негативное воздействие на адаптивные функции индивида. Выявляя психические реакции на стресс, социальные работники обычно руководствуются теми же принципами, что и другие клинические специалисты. Так, социальные работники, получившие специальную подготовку, вполне могут отличить нормальную, хотя и затруднительную адаптацию пациента к ситуации, в которой возникает угроза жизни, от нарушений способности адекватного реагирования, например не выходящее за рамки нормы переживание утраты близкого человека от патологической депрессии. Однако внимание при диагностике направлено скорее на источники психосоциального стресса, чем на биологические особенности. Так, прежде всего оценивается: - наличие или отсутствие социальной поддержки; - воздействие позитивных или негативных событий и изменений, разрушающих или угрожающих разрушить повседневную жизнедеятельность индивида; - количество и разнообразие ролей, успешность их исполнения; - возможности и стиль преодоления трудностей. Главная установка оценки — внести вклад в процесс лечения с помощью сведений об особенностях взаимоотношений в системе «личность — ее окружение», поэтому результатом оценки является разработка плана действий, которые должны поддержать усилия пациента по овладению ситуацией и управлению своей жизнью. Другой вариант оценки в социальной работе связан с постмодернистским этапом в развитии ее теории и сменой патоцентричной парадигмы в вопросах психического здоровья на саноцентричную. Речь идет о том, как производить оценку, используя способы, ориентированные на поиск сохранных психических функций и сильных сторон личности, поэтому диагностический результат формулируется не в патологических терминах, а исходя из модели нормализации. Подобного рода оценка отвечает гуманистическим, этическим и политическим принципам, которые характеризуют процесс оказания помощи. Этот подход развивается в новейших теориях социальной работы: антидискриминаторной теории, эмпауэрмента (активизации ресурсов), адвокатуре и в некоторых других. Нормализация — 1) процесс приближения поведения, отличного от обычного в силу недостаточности развития каких-либо функций, к одобряемым стандартам; 2) социальное движение за интеграцию индивидов с ограниченными возможностями в широкое общество. Патологический подход считается неадекватным, потому что сводит сложность и комплексность человеческих состояний к узким диагностическим схемам. Альтернативами контролю, классификации и четкости, присущими клиническому взгляду, являются динамика, поиск ресурсов и личностный потенциал. Если сосредоточиться на дефицитах, то ограничения все время будут оставаться в центре внимания, поэтому еще на этапе оценки важно обратиться к ресурсам индивида. В настоящее время разрабатываются теоретические основы оценки ресурсов, происходит техно-логизация этого метода. Можно выделить несколько важнейших принципов оценки индивидуальных ресурсов. 1. Отдавайте приоритет пониманию фактов самим клиентом. Главное значение должно придаваться тому, как сам человек видит свою ситуацию, как он выражает ее собственными словами. Не следует делать упор на тесты и методики, классифицирующие клиента и его психические функции. Они не должны выполняться по принуждению. Тесты и методики целесообразно применять для определения сильных сторон личности, на которые можно опираться. 2. Верьте клиенту. Несмотря на тот факт, что некоторым людям сложно верить, ошибкой является считать их недостойными доверия, так как это противоречит таким принципам социальной работы, как уважение достоинства и признание ценности клиента. 3. Определите цели клиента. Хотя последующая работа и терапевтическое вмешательство должны серьезно обсуждаться и планироваться, полезно начать с достижения собственных целей клиента: чего он хочет достичь и как этого добиться. Это поддержит мотивацию человека к работе. 4. Оценивайте прежде всего личностные и социальные ресурсы. Несмотря на то, что нужно обращать внимание на проблемы, пути решения трудностей находятся в ресурсных областях, поэтому оценки препятствий и недостатков не принесут большой пользы. 5. Оценка сильных сторон многоплановой личности. Ресурсы можно обнаружить в навыках межличностного общения клиента, в наличии мотивации к изменению, в эмоциональной сфере и интеллектуальных способностях. Ресурсной может быть и внешняя помощь — исходящая из семьи, от значимых социальных групп, от социальных служб и других институций. 6. Используйте оценку, чтобы определить уникальность человека. оценить индивидуальность клиента, позволяет им обоим увидеть, что отличает клиента от других людей. 7. Пользуйтесь тем языком, который клиент может понять. Профессиональный жаргон является барьером на пути к эффективной работе. Слово написанное и слово сказанное должны быть понятны тем, кто не является специалистом в вопросах психического здоровья. 8. Цените совместную активность специалиста и клиента. целей, социальный работник может уменьшить неравное положение специалиста и клиента. Для того чтобы мотивация была устойчива, клиент должен чувствовать, что он владеет процессом. 9. Достигайте взаимного соглашения относительно оценки. Социальный работник должен открыто делиться своим мнением и знакомить клиента с разработанной программой, поэтому окончательный документ по оценке должен обсуждаться с пациентом. Скрываемые от клиента оценки, предназначенные для служебного пользования, делают его уязвимым к манипуляции. 10. Избегайте обвинения и осуждения. Как правило, ни на клиента, ни на какой-либо аспект окружения не должна возлагаться вина. Ситуация человека обычно является результатом множества сложных взаимодействий и событий. Если социальный работник будет обвинять клиента, он окажется без поддержки, и его самооценка резко упадет. Если будет обвиняться окружение, то это может лишить клиента внешней поддержки и мотивации. 11. Избегайте думать в терминах «причина—следствие». Обыденное представление может быть упрощенным и приводить к осуждению. Оценка должна фокусироваться на «здесь и теперь» ресурсах, а не на прошлом опыте. Слишком большое внимания к причинным факторам, связанным с прошлым, распыляет энергию и усилия. 12. Оценивайте, а не диагностируйте. Диагноз связан с медицинской моделью, в которой происходит наклеивание ярлыков. При этом в чем-то отличное или неприемлемое поведение рассматривается как симптом патологии. Оценка представляет собой гораздо более широкий процесс, чем диагноз, поскольку формирует понимание поведения клиента в контексте его окружения. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|