Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эстетика античной литературы





Введение

Античная литература (от лат. Antiquus - древний) - это литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Середземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латинском языке, относятся к 1 тысячелетию до н.э. и начала 1 тысячелетия н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

 

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых видное место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранской, древнееврейский. Древнеегипетская литература переживала в тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные роды: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение по сей день.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, которая берет свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства и в определенной степени затрудняют понимание. Персонажи античных мифов полностью очеловеченные, а мифотворчество развивается главным образом в форме рассказов о героях. Богам отведена центральная роль только в некоторых специальных видах мифов - космогониях - мифах о происхождении мира, и теогонии - мифах о происхождении богов. Еще одной особенностью античной мифологии является то, что мифы лишены смысла. Вместе с тем и примитивные формы мифологических представлений не умирали, переходя в фольклорные жанры - сказки или басни.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы бытования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижну эпоху. Поэтому название "Литература" по ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство предопределило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой "книжный" жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Гомера поэмы и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные "оперные" представления. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщенных фрагментов. Представление о поздней античной музыку может дать григорианский хорал (пение).

Виршованисть

Определенным связи с магией можно объяснить чрезвычайной распространенности стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большой ритмической разнообразием отличались лирические стихи, трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала.в конце античности возникает "Роман" как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъема 6 - 5 века до н.э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация "героических" времен), а сутки больших государств - за временем полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация "борцов за свободу" Демосфена и Цицерона в сутки Империи).

Система литературы казалась неизменной и поэты следующих поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямбу, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д.. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

С традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которая была проникнута и последующей европейской литературой и литературоведением. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стихотворение он с самого начала знал к какому жанру произведение будет принадлежать и к кокому древнему образцу стремиться.

Жанры делились на старые и новые (эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так делилась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и ниже: выше считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии ("Буколики") через дидактический эпос ("Георгики") до героического эпоса ("Энеида") явно осознавался поэтом и его современниками как путь от "низших" жанров в "высших". Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно очень неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т.д.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмического благозвучия.

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространенные во времена самой античности, они на полтора тысячелетия были гоненимы в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего идеал активной, деятельной, влюбленной в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки облагораживали роль красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они красоту понимали телесно и находили ее в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали ее в искусстве слове и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту нравственного человека, которую рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начали философию идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенный к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленая в ​​ней ценность земной жизни, человека и телесной красоты утратила свое значение на многие века. В период Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Гомер (2 века до н.э.)

Античная литература пережила пять этапов.

4.1. Древнегреческий литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, охватывает длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н.э. и увенчивается появлением "Илиады" и "Одиссеи" Гомера (8 - 7 век до н.э.). Развитие литературы в это время сосредоточен на Ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения (VII-IV вв. До н.э.). Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности, появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова Ионийской Греции (7 - 6 века до н.э.).

Высокая классика представлена ​​жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид ) и комедии (Аристофан), а также нелитературные прозой (историография - Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия - Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие - Демосфен, Лисий, Исократ). Ее центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданные на антическом диалекте (5 века до н.э.).

Поздняя классика представлена ​​произведениями философии, истори философии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 век до н.э.).

 

Эллинизм

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резкое отличие от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Необходимо, однако, помнить, что этот период продолжался довольно долго, вплоть до конца античного мира, и обладал спецификой, неизвестной классике. Следовательно, этот псевдокласичный период занимает огромный промежуток времени - с III в. до н.э. до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ранней эллинизм (III в. до н.э. - I в. н.э.) и поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н. н.э.).

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в настоящее время теряют культурную гармонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 века до н.э. - 1 века н. н.э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

К этому третьему периодауантичной литературы относится и римская литература, поэтому ее часть и называют эллинистически-римским периодом.

4.2. Древнеримская литература

Время Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

· этап республики, завершает годы гражданских войн (3 - 1 век до н.э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Цецилий Стаций, Теренций, Лампадион, Луций Афраний, Децим Лаберий, Волкаций Седигит, Луций Акций, Луций Стилон, Порций Лициний, Сантра, Варрон Атацинський, Публий Нигидий Фигул, Катулл и Цицерон в Риме;

· "Золотой век " или период императора Августа, обозначен именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулл, Проперция (1 век до н.э. - 1 век н.э.), Манилия, Луция Вары Руфа, Домиция Марса, Корнелия Севера, Веррия Флакка, Гая Юлия Гигин, Латрон, Корнелий Галл.

· литературу поздней античности (1 - 3 века), представленную Сенекой, Валерием Катоном, Цезием Бассом, Петронием, Федром, Луканом, Марциал, Ювеналом, Апулея, Квинтилианом, Публием постой, Гигин Младшим.

· 4.2.2. Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековья. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. Появляются описания деятельности святых и других деятелей церкви. Среди таких авторов были Евнапий, Коммодиан. Одновременно в это время творят Элиан, Оппиан, Авсоний, Клавдиан, Требеллий Поллион. В это время творит последний писатель-энциклопедист античности Марциал Капелла.

В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянской, французской, испанской, румынской и др.. и значительно меньше германских - английского, немецкой и др.., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви. Последний поэтом этой эпохи был Корипп.

 

Античность и Украина

На древних землях Украина, которые были колонизированы греками и римлянами начиная с 7 века до н.э. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие города Северного Средиземноморья), зафиксированы отдельные памятники античной письменности и науки.

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у нее православное христианство и написание букв согласно греческому алфавита. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешел в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

 

 

№ 2 Возникновение древнерусской литературы

Русской литературе уже около тысячи лет. Большая часть этого времени приходится на период древнерусской литературы. Большинство историков относят начало зарождения письменности на Руси ко второй половине Х века. С крещением Руси в 988 году, осуществленным киевским князем Владимиром, великая и могучая Киевская Русь распахивает свои двери для культурного влияния более развитой Византии. На Русь попадают первые письменные источники, переведенные благодаря созданию братьями Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы.

Но исследователи древних рукописей констатировали тот факт, что при написании древнейших летописных сводов использовались два алфавита: и кириллица, и глаголица. При этом глаголица считается более старой. Она была сложена Кириллом на основе древнего славянского рунического письма, используемого в сакральных языческих целях еще до принятия христианства. Что это за «руны»? И если существовал более древний алфавит, то, вероятно, письменность на наших землях существовала задолго до прихода солунских братьев.

Подтверждением этой гипотезе может быть факт опубликования в 70-х годах ХХ века в Канаде фотокопий «Велесовой книги». Этот волховник, как ее еще называют, представлял из себя березовые дощечки толщиной до 1 см и размером 38 см х 22 см. На обеих сторонах дощечек были вырезаны линии, а на них как бы подвешивались буквы. К сожалению, время не пощадило оригинал. Он утрачен, что делает невозможной его экспертизу. Но сохранились фотографии, сделанные Ю.П. Миролюбовым. По ним и судят, фальсификация это или уникальный памятник древнерусской литературы дохристианского периода. Мнения ученых на этот счет расходятся. Сведения, которые раскрывает нам «Велесова книга», ее стиль, схожесть графики с письменами, найденными на стенах Софийского собора и на берестяной грамоте в Новгороде, схожесть стиля с легендарным «Словом о полку игореве» свидетельствуют о ее древности. А также и о том, что письменность на Руси могла быть задолго до введения христианства.

«Велесова книга» фрагментарно описывает события, начиная со ІІ тысячелетия до н.э. до 860 года. У русичей-язычников была своя солнечная вера, добрые боги, глубокие предковские традиции и идеалы, четкое разграничение добра и зла, стремление быть лучше. Обо всем этом рассказывает «Велесова книга». Если брать ее во внимание, то периодизацию древнерусской литературы нужно начинать с дохристианского периода.

Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)

Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.

Другими образцами литературы этого периода были: ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона, свод юридических правил «Русская правда» (1019—1054 гг.) Ярослава Мудрого, жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора, педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха, образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила», «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.), философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).

В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.

Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)

В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.

Возникает такой жанр, как воинская повесть: «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора», «Повесть о разорении Рязани Батыем». И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.

Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)

В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и патриотическая тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

 

Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)

Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.

«Хождение за 3 моря» (1468—1474 гг.) Афанасия Никитина, историческое повествование «Казанская история» (1564—1566 гг.), публицистика Максима Грека – знаковые произведения упомянутого периода. Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков): «Повесть о Дракуле» и «Повесть о Басарге».

Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.

«Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру, сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи», путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград» и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.

 

XVII век считается последним в древнерусской литературе. В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.

 

№ 3 Средневековая литература

Введение

Средневековая литература - это период в истории мировой литературы, который начинается в недрах поздней античности (4 - 5 века), а завершается в 15 веке. Первыми признаками средневековой литературы стали появление христианских евангелий

(1 век), религиозных гимнов Амвросия Медиоланского (340 - 397), произведений Августина Блаженного ("Исповедь", 400 год, "О граде Божием", 410 - 428 года), перевод Библии латинском языке, осуществлен Иеронима (до 410 года).

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурными влияниями античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в 12 - 13 веке. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход ее в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в 14 веке, в остальных странах Западной Европы - в 15 веке. Этот переход осуществляется через так называемую словесность средневекового города, что в эстетическом плане имеет вполне средневековый характер и переживает свой ​​расцвет в 14 - 15 и 16 веках.

Демифологизация

Процесс развития средневековой литературы обозначен демифологизации, что проявлялась по-разному.

Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не имели опоры на мифологическое мировоззрение и превратились в поверхностную литератур у при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) вырождаются в сказочность - волшебные и авантюрные элементы куртуазной литературы. Параллельно происходит изменение аффективной мотивации поступков героев на сложную морально-психологическую.

Значительные поэты высокого средневековья и раннего Возрождение Данте, Чосер, Боккаччо говорили о пике немифологичного повествования в новой поэтики, в основе которой - установка на достоверность, и даже общеизвестность рассказанного. Миф здесь заменяется молвой (fama).

Средневековые жанры

Жанровое аспределение художественных произведений продолжилжается в крепкой традиции античности. В европейской литературе четкая жанровая классификация произведений продолжалась до 20 века. На передний план в периоде средневековья постепенно выходит периферийное для античной литературы жанр - повествовательная проза, где сочетались исторический перевод, чудесное событие или удивительный случай, бытовой элемент и моральное увещевание ("Деяния римлян" и т.п.). Прецедентом служила историческая проза поздней античности (Тит Ливий, Светоний, Тацит, Плутарх) и многочисленные исторические компендиумы, которые составляли ученые.

Средневековая поэтика

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, выдающихся лирических поэтов средних веков, мы находим вполне сложившуюся новую поэтику. Произошло полное обновление лексики. Мнение обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к обыденной, как в Гомера, а по смыслу бесконечного, идеального, "романтического". Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарской эпохе стихия низкой действительности оказывается весьма отчетливо (Тристан и Изольда) - происходит открытие нового приема: реальность находит скрытый смысл.

Христианство

Вся европейская средневековая литература отмечена влиянием христианства. Средневековый человек под влиянием этого вероучения постепенно открывал для себя свою душу, жизнь которой он пыталась сопоставить с жизнью вне ее. Запросы сознания, внутренние мотивы постепенно становились для человека мерилом в подходе к внешнему. В средние века формируется духовность, поднимается вопрос о смысл жизни. Ни того, ни другого античность не знала.

Особенности мировоззрения

Ядром мировоззрения средневекового человека была вера, поэтому и средневековая культура была теоцентрична (в ее центре был Бог).

Мировоззрение античного человека был горизонтальным. Даже боги находились где-то рядом с людьми. В средние века формируется вертикальное мировоззрение, кроме мира земного существует мир небесный и ад. Многие события происходят по этой вертикали, иногда в душе героя, что приводит к появлению психологичности. Это мировоззрение кроме иерархичности (все в мире находится в сложных иерархических отношениях, где каждый элемент занимает свое место) имеет также черты символичности. Любой элемент земного мира считался символом соответствующего элемента мира небесного. Причем предметам и явлениям не предоставляется символическое значение, как это будет в искусстве последующих эпох. Они изначально воспринимаются как символы, сущности которых нужно доискаться.

 

1.6. Энциклопедичность

 

Средневековый писатель за работой (15 века)

 

Установка на вероятность, тяготение к универсальности, т.е. энциклопедичность, пронизывают в средние века все - науку, художественную литературу, изобразительное искусство. Это было стремление "охватить мир в целом, понять его как некую завершенную всеединство и в поэтических образах, в линиях и красках, в научных понятиях - выразить это понимание" (П. М. Бицилли). Энциклопедичность носила умозрительный характер, была оторвана от эмпирики. Показательна легенда о дискуссии двух ведущих философов средневековья Фомы Аквинского и Альберта Великого на тему "есть ли у крота глаза". После нескольких споры садовник предложил принести крота, чтобы посмотреть, но оба категорически отказались.

Внутренняя жизнь

Внутреннюю жизнь понимают уже не только психологическую или физиологическую реакцию (Сапфо), слепок с внешней (ибо внешний мир считают теперь недостойным, по большому счету - грешным). Внутреннее становится независимым от внешнего, автономным, а следовательно - самоценным. Хотя его глубина была еще недостаточно известна, возможности - не до конца постичь.

Раннее Средневековье

Первая страница с "Беовульфа"

Литература этого периода достаточно однородна по своему составу и составляет единое целое. По жанру это архаический (мифологический) и героический эпос, представленные поэтическими памятниками кельтов (давноирландские сказания), скандинавов ("Старшая Эдда", саги, поэзия скальдов), а также англосаксов ("Беовульф"). Хотя хронологически эти памятники в некоторых случаях относятся к значительно более позднему времени, по своему характеру они относятся еще к первому периоду. Сохранению раннего творчества названных народов способствовало то, что удалено от Рима местное христианское духовенство более терпеливо относилось к национальным языческих преданий. Более того, именно монахи, единственные носители грамотности в то время, записывали и сохраняли эту литературу.

Архаический эпос обозначает период перехода от мифологического к историческому мировосприятию, от мифа к эпосу. Однако ему еще присущи многочисленные сказочно мифические черты. Герой архаических эпических произведений сочетает в себе черты богатыря и колдуна, роднящие его с первопредком.

Отдельно существовала литература латинском языке, преимущественно христианского характера (Августин Блаженный).

Зрелое Средневековье

В эту пору литература становится более дифференцированной, что затрудняет ее сравнительно-историческое описание. Поскольку национальные литературы еще не сформированы, границы между ними практически отсутствуют, распределение литературы этого периода осуществляется по вышеуказанным жанровыми и типологическими признаками.

Примерно до 13 века четко виформовуеться три особых литературных потоков, развивающихся параллельно: религиозная литература, народная литература (классический эпос) и феодально-рыцарская литература (куртуазная поэзия и эпос). Эти направления не были изолированы, между ними всегда сохранялся связь и возникали сложные промежуточные образования. Хотя они и имели противоположный характер, их законы, формы и пути развития своеобразны. С 13 века в Европе быстро начинает развиваться еще одно направление: городская литература.

3.2.1. Религиозная литература

Литература религиозного толка через писания Отцов Церкви прокладывает мостик от античности до средних веков. К жанрам христианской литературы этого времени относят экзегетики (толкования и комментарии к Писания), богослужебную литературу, литературу для мирян (псалтырь, переводы библейских сюжетов, Часовник т.п.), летописи (которые создавались в монастырях как хроника, прежде всего, церковной истории), схоластические трактаты, дидактические произведения, видения. Самым популярным жанром Средневековья были жития святых (агиография) и рассказы об их чудеса.

 

 

Классический эпос

Страница "Песни о Роланде"

Классический героический эпос ("Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде", "Слово о полку Игореве") отражает народную точку зрения на важные для национальной истории события, происходящие в "эпический" период. По сравнению с архаическим эпосом они более приближены к исторической достоверности, вес сказочно-мифологических элементов в них снижается, на первый план выходит разработка общественно значимых тем (патриотизм, верность королю, осуждение феодального раздора), а героями становятся идеальные воины.

Народная поэзия, тесно связана с классическим эпосом, достигает своего апогея в жанре баллады (15 века).

 

 

3.2.3. Рыцарская литература

Формирование рыцарской литературы связано с открытием индивидуальности, началом движения от типологически символического пренебрежение отдельной личностью к попыткам раскрыть его внутренний мир. Суровый воин более ранних эпох превращается в изысканного рыцаря, литература о котором переключает внимание с его слитности с народом в сугубо индивидуальных проявлений - любовь (куртуазная поэзия) и личных подвигов (рыцарский роман). Параллельно появляется и понятие индивидуального авторства. Рыцарская поэзия представлена ​​лирикой трубадуров (Бернарт где Вентадорн), труверов и миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде), а рыцарский роман преимущественно циклом о легендарном короле Артуре (Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах).

3.2.4. Городская литература

Городская литература в противоположность захвату военной победой и куртуазной галантностью рыцарей или аскетизмом святых, превыше всего ценит рассудительность, сообразительность, здравый смысл, ловкость и смех - во всех его проявлениях ("Роман о Лисе", Франсуа Вийон). Городская литература отмечается дидактизмом, поучительностью. В ней отразилась трезвая рассудительность, практицизм, жизненная стойкость горожан. Широко используя средства юмора и сатиры, она учит, высмеивает, разоблачает. Стиль этой литературы соответствует влечения к реалистического изображения действительности. В противоположность куртуазии рыцарской литературы, городскую литературу отмечает "приземленность", здравый смысл, а также грубоватый юмор, шутка, иногда граничит с натурализмом. Язык ее близкая к народной речи, городского говора. Представлена ​​городская литература жанрами эпоса, лирики, драмы. Расцвета она достигла в Франции.

Пред-Ренессанс

Иногда в отдельный период выделяют Пред-Ренессанс, хотя в других случаях его относят к позднему средневековью, как правило, в городской литературе. Это творчество Данте Алигьери (1265 - 1321), автора "Новой жизни" и "Божественной комедии"

Гюстав Доре "Данте Алигьери"

 

. В мировоззрении, политических и нравственных воззрениях, эстетике Данте тесно переплелись средневековые и ренессансные элементы. То же касается английского писателя Джефри Чосера (1340 - 1400), автора "Кентерберийских рассказов" и еще одного итальянца - Джованни Боккаччо (1313 - 1375), создавший "Декамерон". Последний отечественное литературоведение традиционно относит к Возрождение, но в западном взгляды не столь однозначны. Произведения этих писателей, повторяя все существующие модели рассказов и историй, стали жанровым итогом средневековой литературы, одновременно открывая новые, гуман







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.