|
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ
Коррекционная педагогика и специальная психология тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. 1) с ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребёнка. Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, её категориальную систему, принципы, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА вносит существенные правки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приёмы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (- тифло, - сурдо, - олигофренопедагогике, логопедии и др). 2) с ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛО ГИЕЙ. 3) с СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКОЙ, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека. 4) с СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ - прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп. 5) СОЦИОЛОГИЯ - помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Психолого-педагогическое, клинико-физиологическое исследование ребёнка может быть продуктивным только в том случае, если оно опирается на знание внутренних закономерных связей между ЭТИОЛОГИЕЙ (причинной обусловленностью), ПАТОГЕНЕЗОМ (возникновение и развитие болезни), патофизиологическими механизмами, клиническими и педагогическими проявлениями их у ребёнка. Таким образом, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии, патофизиологии и других медицинских наук. 6) ПЕДИАТРИЯ - изучает здоровье ребёнка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечение заболеваний, представляющих опасность для детского организма. 7) НЕВРОЛОГИЯ - наука о структуре и функциях Н.С. человека. А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии НС, требуется взаимосвязь с 8) НЕВРОПАТОЛОГИЕЙ - областью клинической медицины, изучающей заболевания НС и её роль в патологии других органов и систем. 9) ПСИХИАТРИЯ - изучает вопросы этиологии и профилактики психических болезней. 10) ПСИХОПАТОЛОГИЯ - изучает основные общие закономерности проявления и течения расстройств психической деятельности, занимается проблемами патогенеза (природа типичных психопатологических процессов, их причины), разрабатывает общие принципы восстановления (реабилитации) нарушенных психических функций. 11) ПСИХОТЕРАПИЯ - выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. 12) ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - определяет характер глазного заболевания, его течение, состояние зрительных функций. 13) ОТОЛАРИНГОЛОГИЯ - обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия при заболевании органов слуха.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Наиболее рано выделились в качестве направлений специальной психологии ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ (психология умственно отсталых); СУРДОПСИХОЛОГИЯ (психология глухих), ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ (психология слепых), ЛОГОПСИХОЛОГИЯ (психология ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕ РЕЧИ, как первичный дефект), психология для детей с нарушением функций ОДА, психология детей с нарушениями ЭВС. В качестве направлений специальной педагогики: ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА, СУРДОПЕДАГОГИКА, ТИФЛОПЕДАГОГИКА и т.д.
В. 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: Возникновение специальной (от греч specialis - особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки можно отнести к 60-м гг. ΧΧ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии - комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно-обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии. При этом детская специальная психология, как отрасль специальной психологии появилась около 5-ти лет тому назад. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несёт на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявляющихся в годы ИНФАНТИЦИДА. (т.е. периода времени с древности до IV в.н.э., когда были в обычае массовые детоубийства). 1 ЭТАП: Первые сведения о психологических особенностях людей с психическими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях художественной и философской литературы, а также в медицинских трактатах древности и Средневековья. Эти сведения, естественно, имеют описательный характер и, отражая данные эмпирических наблюдений, в значительной мере субъективны. В основном они относятся к слепым и глухим. 2 ЭТАП: В середине 19 столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль в 1839 г. опубликовал 2-х томный труд об у/о, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связанных с у/о, значительное место занимали чисто психологические вопросы. Умственная отсталость (тогда она называлась идиотией) была впервые определена как стойкое состояние, отличное от психических заболеваний, возникающая вследствие нарушения развития и обязательно сопровождающая интеллектуальной недостаточностью. До Эскироля у/о рассматривалась как вид психоза. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение у/о. Его основатели - французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине 19 века. Они значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей у/о. Сеген в частности, обратил внимание на проявления недостаточности волевой сферы и выделил их в качестве ведущего психологического дефекта при у/о, определяющего все остальные недостатки. 3 ЭТАП: Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов у/о детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс. В связи с этим у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. Нужно было отделять их от нормально развивающихся. Министерство народного просвещения Франции, где было введено общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора у/о детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог А. Бине и психиатр Т. Симон. Выполняя поручение Министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности у/о детей и включённый вместе с изложением принципов диагностики в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 году. 4 ЭТАП: Связывают с началом 20 века в связи с появлением научно-публицистической деятельности. Появляется целый поток публикаций по методикам диагностики у/о + они же содержали в себе описание психологических особенностей детей и подростков данной категории. В этот период времени появляются книги Н.Нортуорти «Психология детей с умственной недостаточностью» (1906), Годдарда «Градуирование у/о детей» (1908), книги Т.Сигена «Принципы и методы испытания интеллекта» (1908) и В.Вейгандта «Ящик для оценки интеллекта» (1910), книга российского невропатолога и психолога Г.И.Россолимо «психологические профили: Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910) и др. Психологические данные о слепых и глухих появляются также в работах педагогов и врачей, но таких работ значительно меньше, чем посвящённых у/о. В начале 20 века детей с недостатками в развитии называли «ненормальными детьми». Этот термин использовался как отечественными, так и зарубежными психологами, психиатрами и невропатологами (А. Бине, Г.Я. Трошин, Г.И. Россолимо). Почти одновременно начинает использоваться понятие «Дефективные дети» (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский). Далее развитие психологических исследований лиц с психическими и физическими недостатками идёт нарастающими темпами. Накапливаются знания об у/о, при этом подавляющее большинство исследований посвящается познавательным процессам у детей школьного возраста, и таким образом формируется олигофренопсихология. В том же направлении развивается психология глухих, в которой акцент делается на особенностях формирования устной речи. В 1930 -1940 –х гг. появляются отдельные исследования нарушений речевого развития детей. 5 ЭТАП: В 1960-е гг. развёртывается изучение психологических аспектов трудового обучения и трудовой деятельности лиц с недостатками развития. В это же время появляется ряд работ о детях с недостатками опорно-двигательного аппарата. Одновременно начинается и широко развёртывается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении. Формируется новая ветвь в специальной психологии - психология детей с ЗПР. Изменения в терминологии происходили и за рубежом, где в 60-х гг. 20 века наряду с терминами, аналогичными термину «аномальные дети», стало применяться понятие «исключительные дети», которое объединяло как детей с недостатками развития, так и детей, обладающих выдающимися способностями, т.е. одарённых. В 1970-х гг. возникает ещё одно новое направление - психологическое изучение детей с РДА. 5 ЭТАП. Современный уровень психологических знаний о людях с нарушениями зрения, недостатками слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы позволяет говорить о наличии особой области психологических знаний, которую можно обозначить, как СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. В связи с развитием ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА к обучению детей с физическими и психическими недостатками в США и некоторых других странах появился термин «дети с особыми образовательными потребностями». Это понятие было использовано и у нас при разработке проекта закона о специальном образовании. Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до последнего времени остаётся в основном психологией школьников с психическими и физическими недостатками: объём психологических знаний о ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЯХ этих категорий, как и о детях ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, весьма невелик. Что же касается РАННИХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ, то их изучение - одно из перспективных направлений развития специальной психологии в ближайшем будущем. Мало пока исследованы и особенности психики при тяжёлых и глубоких степенях нарушений развития.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|