|
Организационно – методический этап
Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составление индивидуальных комплексных программ развития. В составе консилиума принимают участие: руководитель консилиума (зам. директора по учебно – воспитательной работе), психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представления каждого специалиста об уровне развития ребёнка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, рассчитывается суммарная нагрузка на ребёнка, разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.
Коррекционно – развивающий этап
Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.
Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:
1. Индивидуально – коррекционная работа в специально оборудованном кабинете с логопедом, дефектологом, психологом.
2. Групповые интегративные занятия (по 4 – 5 человек).
3. Занятия – путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, обычно вовлечены учителя, администрация школы, с которыми группа детей вступает во взаимодействие.Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу).
4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.
5. Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и т.д.).
6. Занятия – тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).
Контрольный этап
Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.
Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
Итоговый этап
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.
Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает в коррекционной работе взаимодействие специалистов.
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
1. Протоколы заседаний консилиума
2. Протокол первичного обследования ребёнка (может находиться у специалиста).
3. Представления на учащихся.
4. Карта динамического развития ребёнка (представления, выписка из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребёнка, программа комплексного развития).
Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.
Дополнительно участникам курса предлагается самостоятельно познакомиться с материалами, см. Приложения 1- 8.
Приложение 1.
Формы учета деятельности специалистов ПМПк
1.Журнал записи детей на ПМПк.
2.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
N п/п
| Дата, время
| Ф.И.О. ребенка
| Дата рождения (число, мес., год)
| Пол
| Инициатор обращения
| Повод обращения
| График консультирования специалистами
| | | | | | | | | 3.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
N п/п
| Дата, время
| Ф.И.О. ребенка
| Возраст
| Пол
| Проблема
| Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк
| Рекомендации
| Специалист или состав ПМПк
| | | | | | | | | | Основные блоки
1. "Вкладыши":
| - педагогическая характеристика;
| - выписка из истории развития;
| при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
| 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
| - заключения специалистов ПМПк;
| - коллегиальное заключение ПМПк;
| - дневник динамического наблюдения с фиксацией:
| · времени и условий возникновения проблемы;
| · мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
| · сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк
| 5. График плановых заседаний ПМПк.
Приложение 2. Содержание коррекционной работы
№
| Виды деятельности
| Диагностическая работа
| 1.
| Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников.
| 2.
| Направление обучающихся в центр диагностики и консультирования.
| 3.
| Изучение условий семейного воспитания ребенка.
| 4.
| Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога.
| 5.
| Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.
| 6.
| Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
| 7.
| Системный контроль специалистов школы за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе дневников наблюдения.
| Коррекционно-развивающая работа
| 1.
| Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий.
| 2.
| Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
| 3.
| Реализация модели «Школа полного дня», обеспечивающей детям с ограниченными возможностями здоровья успешную интеграцию в образовательное пространство школы.
| 4.
| Создание классного уголка психологической разгрузки.
| 5.
| Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме.
| 6.
| Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
| 7.
| Проведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона.
| Консультативная работа
| 1.
| Организация родительского всеобуча.
| 2.
| Проведение тематических консультаций специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии, учреждений здравоохранения, других социальных партнеров школы для педагогических работников и родительской общественности.
| 3.
| Индивидуальные консультации специалистов разного уровня семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
| 4.
| Участие в консультативных мероприятиях муниципального и регионального уровня, проводимых социальными партнерами школы.
| 5.
| Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы.
| Информационно-просветительская работа
| 1.
| Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников
| 2.
| Разработка памяток-рекомендаций для родителей.
| 3.
| Создание страницы в сети Интернет, посвященной вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
| 4.
| Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
| 5.
| Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий на школьном и муниципальном уровнях
| 6.
| Проведение совместно с социальными партнерами акций в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья
| 7.
| Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях
| 8.
| Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
| Экспертная работа
| 1.
| Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
| 2.
| Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
| 3.
| Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
| 4.
| Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
| Профилактическая работа
| 1.
| Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса.
| 2.
| Содействие в организации социальными партнерами образовательного учреждения профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья.
| 3.
| Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся.
| Приложение 3. Психологическое сопровождение
Направления работы
| Задачи
| Содержание и формы работы
| Ожидаемые результаты
| Диагностическое
| 1.Выявление детей с ОВЗ
2.Определение трудностей
школьников (УУД).
3.Определение путей и форм
оказание помощи детям с ОВЗ
испытывающим трудности в
формирование УУД.
| - изучение индивидуальных
медицинских карт;
- диагностика, анкетирование,
тестирование;
- беседа с родителями и
классным руководителем
| Составление характеристики образовательной ситуации.
Оформление психологических карт на детей сОВЗ.
Составление рекомендаций для
учителей и родителей.
| Коррекционно- развивающее
| 1. Развитие универсальных
учебных действий
(познавательных, личностных,
коммуникативных,
регулятивных).
2.Разработка индивидуальных
коррекционных программ по
выявленным трудностям.
| Коррекционные занятия с детьми
с ОВЗ:
- групповые
- индивидуальные
Развивающие занятия
| Повышение уровня социально-психологической адаптации в образовательном учреждении.
Оказание психологической
помощи детям, имеющим
трудности в формировании УУД.
Оказание психологической поддержкиобучающимсяс ОВЗ.
| Профилактическое
| 1. Повышение психологической
культуры (родителей, педагогов).
2. Снятие психологических
Перегрузок.
3.Предупреждение трудностей и
нарушений в поведении.
| Консультации для родителей.
Консультации для педагогов.
Психолого-педагогический
консилиум.
| Составление рекомендацийпо
построению учебного процесса в
соответствии с индивидуальными
особенностями и возможностями
обучающихся с ОВЗ.
Создание положительного
эмоционального фона для
обучения детей с ОВЗ.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|