|
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО КОЛОРИСТИКЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Аддитивные смеси – смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава. Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте (белые, серые, черные цвета). Валёр – оттенок тона, выражающий определенные отношения света и тени. Термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящегося в закономерном соотношении и дающего последовательную градацию света и тени в пределах количества. Весомость цвета – дополнительная характеристика цвета чисто ассоциативного происхождения. Выступающие (отступающие) цвета – цвета, кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве. Вычитание цветов – процесс образования в результате поглощения части световых лучей. Градация – постепенность перехода от одного цвета к другому, расчленение переходного процесса на последовательно расположенные ступени. Дополнительные цвета – два цвета, дающие третий (ахроматический), при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. Избирательное поглощение – поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются неодинаково. Интенсивность цвета – качество цвета, зависящее от его светлоты и его насыщенности. Колориметрия – наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемого данной цветовой поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета). Колорит – 1) цветовые сочетания, соотношения красок, создающее определенное единство картины, 2) совокупность особенностей, своеобразие, окраска. Контраст – резко выраженная противоположность. Контрасты цветовые – разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Контраст одновременный – возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов. Контраст пограничный (краевой) – возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов. Контраст хроматический последовательный (симультанный) – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Контраст ахроматический последовательный – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет выглядеть светлее. Локальный цвет – основной цвет объекта, без влияния окружающей среды (цвет окраски). Механическое смешение цветов – основные цвета при механическом смешении: красный, желтый, синий. Смешение красок на палитре, бумаге, холсте. Насыщенность цвета – это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, степень цветности. Независимые цвета (бесфактурные)– цвета, не локализирующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа. Нюанс – оттенок, тонкое отличие; едва заметный переход одного цветового тона в другой. Объёмные цвета, пространственные – цвета, воспринимаемые в трех измерениях. Одновременный ахроматический контраст – светлотный контраст есть отображение разной тональности предметов, используется для усиления контраста, звучности цветов и выразительности объема. Одновременный хроматический контраст – возникает при сопоставлении двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов. Оптическое изменение цветов – основано на волновой природе цвета; основные цвета в оптическом смешении: красный, зелёный, синий; красный + синий = пурпурный; синий + зелёный = голубой; красный + зелёный = желтый; красный + зелёный + синий = белый. Основные цвета – цвета (красный, желтый, синий); которые невозможно получить при механическом смешении каких-либо красок при оптическом смешении – киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий. Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета. Поверхностные цвета – цвета выделяющие фактуру и рельеф поверхности. Пограничный (краевой) контраст – возникает на границе соприкосновения расположенных рядом друг с другом ахроматических или хроматических цветов. Пограничный ахроматический контраст – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет светлее, возникает напряжение тона. Пограничный хроматический контраст – изменение цвета на границе соседних цветов. Последовательный пограничный контраст – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Полутень – промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта. Пространственное смешение цветов – один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета. Свет – частный случай электромагнитного излучения, имеет двойственную природу: при распространении ведет себя как волна, а при поглощении и излучении как поток частиц. Свет принадлежит пространству (цвет - предмету). Светлота цвета – качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из членов ахроматического ряда; относительная яркость; одна из трех основных характеристик цвета. Светлотные (яркостные отношения) – относительные отличия цветов по светлоте (по яркости). Светотень – распределение яркостей по поверхности, освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением. Теплые цвета – цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, наколенных предметов; красные, желтые, оранжевые и их производные. Тон (в терминологии художников) – термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, цветового тона. Тональность – подчинение всех цветов композиции условиям единства среды. Трансформация цветов – нивелирование изменений в цвете, вызванное освещением, при осознании этого освещения. Фактура – видимое строение (структура) поверхности. Холодные цвета, – ассоциирующиеся с цветом воды, льда, лунным светом: голубой, синий, фиолетовый и их производные. Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета за исключением белого, серого, черного. Цветовой круг – расположение всех тонов по окружностям, замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого через пурпурные цвета. Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; качество, определяющее место цвета в цветовом круге. Цветовые отношения (отношения цветов) – относительные отличия цветов, в основном, по цветовому тону. Яркость – количество цвета, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления. Яркостные отношения цветов – отношения цветов по светлоте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Содержание учебного издания определяется законами цвета, данными природой. Эти законы отражены в цветах радуги и хорошо различимы в цветовых моделях. Между черным и белым пульсирует живой мир хроматических явлений. И все же сущность цвета, по-прежнему, остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем. Поэтому правила и законы могут быть лишь ориентирами на пути к созданию творческой работы. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница». При реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда выражаются через свои чувства под влиянием интуиции и вдохновения. Поэтому человек должен идти дальше и не отказывать себе в желании следовать собственной интуиции.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дополнительная литература: 1. Ефимов, Андрей Владимирович. Колористика города / Ефимов А. В. - Москва: Стройиздат, 1990. - 272 с.: ил. 2. Михайлов, Сергей Михайлович. Основы дизайна: учебник для вузов / Михайлов, Сергей Михайлович, Михайлов С. М., Кулеева Л. М. - [2-е изд., перераб. и доп.] - Москва: Союз Дизайнеров, 2002. - 237с.: ил. 3. Панксенов, Геннадий Иванович. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для вузов / Панксенов Г. И. - Москва: Академия, 2007. - (Высшее профессиональное образование. Архитектура). - 144 с.: ил. СОДЕРЖАНИЕ
Учебное издание
КОЛОРИСТИКА Практикум по дисциплине «Колористика»
Составитель ТУРКИНА Татьяна Ивановна
Редактор Н. А. Евдокимова Подписано а печать 30.10.2017. Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 1,86. Тираж 50 экз. Заказ Ульяновский государственный технический университет 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32. ИПК «Венец» УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|