Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО КОЛОРИСТИКЕ





Аддитивные смеси – смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте (белые, серые, черные цвета).

Валёр – оттенок тона, выражающий определенные отношения света и тени. Термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящегося в закономерном соотношении и дающего последовательную градацию света и тени в пределах количества.

Весомость цвета – дополнительная характеристика цвета чисто ассоциативного происхождения.

Выступающие (отступающие) цвета – цвета, кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов – процесс образования в результате поглощения части световых лучей.

Градация – постепенность перехода от одного цвета к другому, расчленение переходного процесса на последовательно расположенные ступени.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие третий (ахроматический), при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях.

Избирательное поглощение – поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются неодинаково.

Интенсивность цвета – качество цвета, зависящее от его светлоты и его насыщенности.

Колориметрия – наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемого данной цветовой поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Колорит – 1) цветовые сочетания, соотношения красок, создающее определенное единство картины, 2) совокупность особенностей, своеобразие, окраска.

Контраст – резко выраженная противоположность.

Контрасты цветовые – разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые).

Контраст одновременный – возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов.

Контраст пограничный (краевой) – возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.

Контраст хроматический последовательный (симультанный) – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна.

Контраст ахроматический последовательный – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет выглядеть светлее.

Локальный цвет – основной цвет объекта, без влияния окружающей среды (цвет окраски).

Механическое смешение цветов – основные цвета при механическом смешении: красный, желтый, синий. Смешение красок на палитре, бумаге, холсте.

Насыщенность цвета – это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, степень цветности.

Независимые цвета (бесфактурные)– цвета, не локализирующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Нюанс – оттенок, тонкое отличие; едва заметный переход одного цветового тона в другой.

Объёмные цвета, пространственные – цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Одновременный ахроматический контраст – светлотный контраст есть отображение разной тональности предметов, используется для усиления контраста, звучности цветов и выразительности объема.

Одновременный хроматический контраст – возникает при сопоставлении двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов.

Оптическое изменение цветов – основано на волновой природе цвета;

основные цвета в оптическом смешении: красный, зелёный, синий;

красный + синий = пурпурный;

синий + зелёный = голубой;

красный + зелёный = желтый;

красный + зелёный + синий = белый.

Основные цвета – цвета (красный, желтый, синий); которые невозможно получить при механическом смешении каких-либо красок при оптическом смешении – киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий.

Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета – цвета выделяющие фактуру и рельеф поверхности.

Пограничный (краевой) контраст – возникает на границе соприкосновения расположенных рядом друг с другом ахроматических или хроматических цветов.

Пограничный ахроматический контраст – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет светлее, возникает напряжение тона.

Пограничный хроматический контраст – изменение цвета на границе соседних цветов.

Последовательный пограничный контраст – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна.

Полутень – промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов – один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Свет – частный случай электромагнитного излучения, имеет двойственную природу: при распространении ведет себя как волна, а при поглощении и излучении как поток частиц. Свет принадлежит пространству (цвет - предмету).

Светлота цвета – качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из членов ахроматического ряда; относительная яркость; одна из трех основных характеристик цвета.

Светлотные (яркостные отношения) – относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень – распределение яркостей по поверхности, освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета – цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, наколенных предметов; красные, желтые, оранжевые и их производные.

Тон (в терминологии художников) – термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, цветового тона.

Тональность – подчинение всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов – нивелирование изменений в цвете, вызванное освещением, при осознании этого освещения.

Фактура – видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета, – ассоциирующиеся с цветом воды, льда, лунным светом: голубой, синий, фиолетовый и их производные.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета за исключением белого, серого, черного.

Цветовой круг – расположение всех тонов по окружностям, замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого через пурпурные цвета.

Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) – относительные отличия цветов, в основном, по цветовому тону.

Яркость – количество цвета, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов – отношения цветов по светлоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание учебного издания определяется законами цвета, данными природой. Эти законы отражены в цветах радуги и хорошо различимы в цветовых моделях.

Между черным и белым пульсирует живой мир хроматических явлений. И все же сущность цвета, по-прежнему, остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем. Поэтому правила и законы могут быть лишь ориентирами на пути к созданию творческой работы.

Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

При реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда выражаются через свои чувства под влиянием интуиции и вдохновения. Поэтому человек должен идти дальше и не отказывать себе в желании следовать собственной интуиции.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная литература:

1. Ефимов, Андрей Владимирович. Колористика города / Ефимов А. В. - Москва: Стройиздат, 1990. - 272 с.: ил.

2. Михайлов, Сергей Михайлович. Основы дизайна: учебник для вузов / Михайлов, Сергей Михайлович, Михайлов С. М., Кулеева Л. М. - [2-е изд., перераб. и доп.] - Москва: Союз Дизайнеров, 2002. - 237с.: ил.

3. Панксенов, Геннадий Иванович. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для вузов / Панксенов Г. И. - Москва: Академия, 2007. - (Высшее профессиональное образование. Архитектура). - 144 с.: ил.

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….  
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…….  
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….  
3. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО КОЛОРИСТИКЕ……………………………………………….  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...  
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….  

 

Учебное издание

 

КОЛОРИСТИКА

Практикум по дисциплине «Колористика»

 

Составитель ТУРКИНА Татьяна Ивановна

 

Редактор Н. А. Евдокимова

Подписано а печать 30.10.2017. Формат 60×84 1/16.

Усл. печ. л. 1,86. Тираж 50 экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

ИПК «Венец» УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.