Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Группа № 90 профессия повар, кондитер 1 курс





Конспект урока истории

Группа № 90 профессия повар, кондитер 1 курс

Тема: Культура и быт России в 17 веке.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения и закрепление нового материала.

Цель урока: обучающиеся должны знать: особенности развития русской культуры, основные достижения русской культуры 17 века, быт различных сословий 17 века; формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории; воспитывать интерес к исторической науке; способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с учебным материалом.

Используемая литература: История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.

 

Ход урока

Организационный этап

Мотивационный модуль

Формулируется тема урока.

Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

Конспект урока

Новые культурные веяния. Россия издревле являлась европейской страной. Монгольское нашествие и феодальная раздробленность прервали тесные культурные связи Руси с Европой. С образованием Русского централизованного государства они постепенно восстанавливались.

Шире становился приток в Россию иностранных специалистов. Немецкая слобода Кукуй была средоточием западных новшеств.

Создание сильного самодержавного государства, строительство новой армии, освоение новых земель требовали специалистов. Со второй половины XVII в. Россия всё теснее включалась в европейскую политику: входила в антитурецкую лигу, вела переговоры со странами Европы. Москва наполнялась говором иностранных дипломатов.

Скоропись. XVII в.

Присоединённые земли требовалось описать и освоить, для чего нужны были картографы, геологи, опытные администраторы, строители, переводчики.

Важной причиной сдвигов в области русской культуры стало формирование великорусской нации. В XVII в. произошла консолидация национальной территории России, началось сплочение её населения в великорусскую нацию, её превращение в организационное ядро многонациональной России. Эти процессы нуждались в осмыслении. Была необходима новая идеология.

Образование. Простой народ учили грамоте дьячки, духовные лица, писцы. Людей зажиточных — специально нанятые учителя из отечественных грамотеев. Одна из школ при церкви Иоанна Богослова в Москве была организована по инициативе прихожан. Появилась школа в Чудовом монастыре в Кремле.

Большую роль в развитии просвещения сыграл царский окольничий Ф.М. Ртищев. Приглашённые им из Киева учёные монахи начали обучение в созданном им Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки славянскому и греческому языкам, философии, другим наукам. Около Ртищева группировались просвещённые люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель.

Для обучения членов царской семьи приглашали выдающихся просветителей. Так, царь Алексей Михайлович предложил белорусскому монаху Симеону Полоцкому стать воспитателем своих детей. Симеон возглавил школу, открытую в Москве при Спасском монастыре. Через несколько лет при его содействии открыли греко-латинскую школу при Печатном дворе, где в начале 1680-х гг. училось уже более 200 человек. При Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей.

С. Полоцкий

В Славяно-греко-латинской академии способные ученики, независимо от сословной принадлежности, проходили весь школьный цикл — от азов до высшей тогдашней премудрости — философии, богословия, этики. Из итальянского города Падуи в качестве первых преподавателей сюда пригласили учёных греков — братьев Иоанникия и Софрония Лихудов.

Чернильницы. XVII в.

В каменном строительстве русские мастера также достигли больших высот. Колокольня Ивана Великого (рубеж XVI—XVII вв.), царские палаты в Кремле, крепостные стены в ряде городов поражают точностью расчётов и прочностью конструкций.

С траница из букваря Кариона Истомина. XVII в.

Ростовский кремль

Широкое распространение получили повести и сказания сатирического характера: «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякине суде», «Служба кабаку» и др.

Женская одежда. XVII в.

Появилась портретная живопись — парсуны царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, царевны Софьи, Н.К. Нарышкиной и патриарха Никона. Имеются сведения, что все они не без удовольствия позировали живописцам. В Москве стали работать иностранные мастера.

Шаг вперёд сделала русская музыка. Наряду с народной музыкальной культурой, церковным хоровым пением зарождалось классическое профессиональное музыкальное искусство.

По приказу царей Михаила и Алексея из Европы приглашали музыкантов-профессионалов — флейтистов, валторнистов, гобоистов, органистов, скрипачей. Они увеселяли царскую семью, сопровождали театральные представления. Органы ставили в царских чертогах и в домах вельмож; переносные органы появились на народных торжествах и игрищах. Бродячие оркестры услаждали слух знати.

Во второй половине XVII в. при дворе возникли профессиональные оркестры, исполнявшие произведения западных композиторов. К сочинению музыкальных пьес приступили и русские самородки.

Одним из первых русских композиторов был дьяк В. Титов, положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого.

В 1677 г. был сконструирован первый нотный печатный станок, и в России началось нотопечатание.

Быт. Заметные сдвиги во всех областях русской культуры мало влияли на общую культурную панораму страны. Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчёркивали огромную пропасть между жизнью крестьян (особенно крепостных, посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества.

Столовая утварь. XVII в.

Новые веяния в области быта также коснулись лишь верхушки города — царского двора, бояр, богатых посадских людей. Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой этих новшеств была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. Люди использовали индивидуальные предметы туалета, для каждого члена семьи выделялась отдельная комната.

В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Троекуровых, Морозова и Матвеева, в палатах дьяков Ордина-Нащокина и Украинцева, во дворцах Строгановых стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины. Люстры с сотнями свечей освещали помещения. В комнатах стояла красивая мебель. Отдельные помещения выделялись под библиотеки.

Под стать домам была одежда хозяев и их слуг — на западный манер, короткая и лёгкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьём и драгоценными камнями. Соответствующими были и экипажи — лёгкие, на рессорах, со слугами на запятках.

Элементами быта богатых людей стали концерты, развлечения, шахматы. В шахматной игре русские оказались великими мастерами, они легко обыгрывали европейцев.

Европеизировавшиеся люди брили лицо, делали причёски, некоторые использовали парики.

Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконное платье, скромные мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту.

Новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с бычьими пузырями в окнах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи хлебали щи и ели кашу из общей миски деревянными ложками. Они носили одежду из домотканого холста или грубого сукна, лапти летом и валенки зимой, спали на лавках в общих комнатах.

В редкие дни отдыха люди наслаждались ряженьем, занимались гаданием, с удовольствием плясали и пели песни и частушки, радовались представлениям скоморохов и кукольному театру Петрушки.

Домашнее задание: ответить на вопросы.

1. Охарактеризуйте исторические условия, в которых развивалась культура России XVII в. Что в них, на ваш взгляд, способствовало её развитию, а что создавало трудности?

2. Испытывала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Было ли оно велико?

3. О каких новых веяниях в области культуры идёт речь в параграфе? С чем эти новые веяния были связаны? Каково было их влияние на культуру страны?

4. Охарактеризуйте наиболее существенные достижения культуры России XVII в.

5. Как в быту различных слоёв населения проявилось их положение в обществе?

6. Сравните быт россиян XVII в. с их бытом в XVI в.



Преподаватель: Липкина Юлия Николаевна

ulialpkn@gmail.com

 

Конспект урока истории

Группа № 90 профессия повар, кондитер 1 курс







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.