|
Концепция трансформации Р. ПаскаляРичард Паскаль убеждает менеджеров в том, что им придется хорошо разобраться в проблеме, чтобы сделать осознанный выбор между изменением (постепенным совершенствованием) и трансформацией (резким переходом к новым возможностям). С его точки зрения, это разные процессы: «Бабочка - больше не гусеница или не улучшенная гусеница, а совершенно другое существо». Концепция управленческого таланта Во многих современных концепциях организационной психологии указывается, что истинным источником конкурентного преимущества является не столько объем знаний, сколько талант, который в настоящее время является единственным редким ресурсом. Филип Садлер в ходе своих исследований указал десять рекомендаций для успешного управления талантом: • Задавать осмысленное направление деятельности и ее цель. • Разрабатывать подходящую реализационную основу. • Понимать свою культуру. • Выявлять будущие требования в отношении таланта. • Разрабатывать подходящие стратегии найма и отбора персонала. • Выявлять людей с высоким потенциалом. • Удерживать талантливых сотрудников. • Устанавливать четкие цели и добиваться их достижения. • Создавать стимулы для талантливых людей. • Ценить талантливых людей. Власть и лидерство: соотношение понятий Власть - обязательное условие формального лидерства (лидерства в узком смысле слова). Тот, кто управляет, обладает властью, т.е. способностью подчинять. Руководитель, не обладающий властью, не может руководить ни в каких смыслах, т.е. по сути, не является руководителем. Для невротика власть всегда является целью, в то время как для подлинного лидера власть - средство для достижения лидерской амбиции.
Начальные представления о лидерстве в теориях А. Адлера и Э. Фромма Альфред Адлер - стремление к превосходству Эрих Фромм - стремление Быть или Обладать
Уровни иерархии способностей (по Дж. Коллинзу «от хорошего к великому»)
Лидерство как черта личности • Определение личностной черты. • Когнитивный стиль. • Интернальность. • Самооценка. • Эмпатия. Когнитивный стиль лидера: 1. Полезависимость - степень влияния, которое оказывает внешняя среда. 2. Аналитика - последовательность и глубина анализа ситуации. 3. Интуитивизм - внимание, уделяемое ощущениям. 4. Сенсорная модальность - отчетливость предвидений. Лидерство как группа черт • Айзенк • MMPI • Кэттелл (16PF) • Профиль черт личности
Концепция локуса контроля P. Роттера Локус контроля - инстанция, отвечающая за успехи и поражения. • Интернальный локус контроля. • Экстернальный локус контроля. Лидер и менеджер План Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает график и план. Персонал Лидер воодушевляет, менеджер следит за исполнением. Исполнение Лидер поощряет, менеджер следит за достижением целей. Продукт Лидер корректирует новые цели, менеджер оформляет отчет.
Лидерство по Р. Лайкерту
Автократ: страх и угроза Хозяин: страх и поощрения Осторожный: частичное делегирование Доверяющий: полномочия рассредоточены
Отличия лидеров от сотрудников по Н. Николсону От всех: •Выше сознательность, уверенность, обязательность; • Ниже депрессия, уязвимость, уступчивость. От менеджеров: • Выше порядок, самодисциплина; • Ниже общительность. От сотрудников - не менеджеров: • Выше активность, мотивация достижений, экстраверсия; • Ниже нейротизм, соглашательство, прямодушие, альтруизм.
Ситуационное лидерство по Ф. Фидлеру Ориентация на задачу или отношения: •Методика оценки наименее предпочитаемого сотрудника (НПС) Уровень ситуативного контроля: • Оценка уровня структурированности задачи; • Оценка степени доверия со стороны подчиненных; • Уровень властных полномочий. Стереотипы в восприятии женщины - лидера Концепция токенизма (токен - символ): • «Мать» - ожидание эмоциональной поддержки; • «Соблазнительница» - восхищение и ожидание; • «Железная леди» - неженская жесткость. Концепция гендерного отбора: • Разные требования к полам; • К женщине-лидеру требования выше; • Стать лидером может только очень способная женщина; • Поэтому женщин-лидеров меньше. Введение в онтопсихопогическую теорию лидерства Лидер - это глава, личность-вектор, личность, контролирующая операции и способная синтезировать контекст отношений. Это — оперативный центр множества отношений и функций. Наиболее точный термин для определения понятия «лидер» — «иерарх». В сущности, лидер представляет собой иерарха функций: он их конструирует, контролирует, развивает, управляет ими всегда в соответствии с некоей конкретной целью. Определение «оперативный центр» не означает, что он возвышает себя над другими и командует ими, — такое понимание было бы инфантильной проекцией. Лидер — это тот, кто выстраивает функцию — совершенствует и восстанавливает ее как ремесленник, когда это необходимо. Он умеет устанавливать отношения, достигая преимущества и получая прибыль. Он - пропорциональный вектор множества силовых точек, личность, которая, поставив перед собой цель, находит средства и создает коллектив, способный ее достичь. Все отношения, зависящие от него, являются лишь инструментальными причинами или причинностными инструментами; он остается разумом всего того, что происходит внутри принадлежащего ему контекста, экономическим стратегом средств достижения цели. «Оперативный центр» также означает, что лидер — это ум, оперирующий функциями ради достижения некоей поставленной цели. Лидер не относится к людям средней нормы: он тот, кто отличается и превосходит. В нем есть то, что можно определить как «онтическое воззвание» (зов Бытия). В каком-то смысле он рождается, уже обладая предрасположенностью, склонностью: он уже наделен природным даром. Через жизненный опыт и образование он обучается мастерству. Это значит, что лидера отличает от большинства способность быть вектором функций, ценностей, центром управления, который определяется не карьерой или количеством прожитых лет, а только лишь природной предрасположенностью, усовершенствованной жизненным опытом. Следовательно, в каком-то смысле вождями не только рождаются, но и становятся. Контрольные вопросы 1. Каковы основные этапы процесса нововведений? 2. Какие субъективные факторы, влияющие на эффективность внедрения нововведений, Вы можете назвать? 3. Что является содержанием так называемого психологического барьера по отношению к нововведениям? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Завьялова Е. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1997. 2. Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1985. 3. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993. 4. Мескон М. X, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.,-1992. 5. Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2000. 6. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб., 1999. 7. Советова О. С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997. Лекция № 19 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|