|
Интегративноориентированные психодинамическиемоделиВлияния когнитивной психологии не избежал и психоанализ. Д. Рапапорту принадлежит попытка «подтянуть» психоанализ к передовому краю академической клинической психологии путем введения понятия «когнитивный стиль личности», которое характеризует устойчивые особенности восприятия мира, людей, определяющие поведение и эмоции (RapaportD. — 1958, 1960). Согласно Д. Рапапорту, не защитные механизмы и драйвы (либи-донозные потребности), а именно когнитивный стиль личности определяет типичные формы реагирования, относительно стабильный и узнаваемый личностный стиль поведения, а также картину невротических нарушений. Это направление в рамках психодинамической традиции можно назвать когнитивно-психоаналитическим, возникшим в результате попыток второго поколения психоаналитиков углубить представления о функционировании инстанции «Я», ответственной за компромисс между внутренними потребностями и требованиями внешней среды. Среди исследователей когнитивного стиля личности следус iназвать Г. Виткина. Его экспериментальные исследования строились под влиянием теории объектных отношений, когнитивной психологии и гештальтпсихологии. Им было выделено дватипа восприятия объектов (или два типа когнитивного стиля): полезависимый и поле независимый. Дифференцированная и зрелая личностная структура с развитым образом «Я» позволяет воспринимать мир более дифференцированно, вычленять различные элементы и связи между ними. Способность к когнитивной дифференциации делает человека более независимым относительно внешних влияний. Эксперименты на выявление когнитивного стиля вначале проводились Г. Виткиным на примере восприятия, когда испытуемых просили в зашумленном перцептивном поле выделять определенные объекты. Позднее оказалось, что перцептивная дифференцированность связана с высоким уровнем дифференцированности в других сферах психики (Я-концепция, эмоциональное реагирование и т.д.).у Таким образом, он рассматривал психологическую дифференциацию как фундаментальную характеристику, захватывающую всю психическую сферу индивида. Он выделил два стиля — глобальный (недифференцированный) и артикулированный (дифференцированный) и рассматривал глобальность/артикули-рованность как всеобъемлющую характеристику или важнейший параметр когнитивного стиля личности. Его подход к личностной патологии относится к параметрическому. Исследования показали, что в ходе развития происходит рост перцептивной дифференцированности, а внутренние структуры, в которых представлен перцептивный и жизненный опыт, являются более артикулированными у поленезависимых индивидов, чем у полезависимых. Например, поленезависи-мые инидивиды дают более структурированные ответы в тесте Роршаха, т.е. они более способны накладывать внутренние структуры на воспринимаемое поле. Их также характеризует большая независимость в социальном поведении, большая активность и самостоятельность. Эксперименты подтвердили также, что более низкая когнитивная дифференциация восприятия отличает определенные виды психической патологии от нормы (WitkinH. А. — 1954). В частности, это касается личностной патологии. Дж. Клейн определял когнитивный стиль как относительно стабильную систему контроля аффективных побуждений (KleinG. — 1954). Для Р.Гарднера индикатором этой системы и развития личности является способность к вьщелению широкого спектра признаков при оперировании с объектами (GardnerR. et. al. — 1959). Это выражается, в частности, в большом количестве характеристик себя, других людей, окружающего мира, которые способна дать зрелая личность. Эти данные легли в основу диагностического интервью О. Кернберга. В нашей стране целый ряд исследований личностной патологии в аспекте когнитивного стиля личности был проведен под руководством Е.Т.Соколовой (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986; Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995; Соколова Е.Т. — 1989; Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001; Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. — 2001). В них была предпринята попытка связать исследования когнитивного стиля, концепцию объектных отношений и идеи отечественной психологии об интериоризации, как ведущем механизме развития психики. Глобальный полезависимый стиль оказался характерным для людей с пограничным уровнем личностной патологии, причем это касалось как актуальных межличностных отношений, так и ранней привязанности этих испытуемых: «...зависимость и недифферен-цированность интрапсихической организации генетически вырастали из спутанно-недифференцированной системы насыщенных аффектом межличностных отношений и, будучи интериори-зованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и другому» (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001. — С. 14). Исследования когнитивного стиля с помощью конструктов Дж. Келли показали, что при личностной патологии все они связаны между собой, поэтому самооценка является крайне хрупкой и легко «рассыпается» под влиянием частных и локальных обстоятельств и неудач, а также под влиянием оценок со стороны других людей (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986). Современные психодинамические модели личностных расстройств носят выраженную интегративную ориентацию. Наиболее известной из них является модель пограничного личностного расстройства, разрабатываемая британскими психоаналитиками П.Фонаги, А. Бейтманом, Дж.Холмсом, направленная на синтез положений теории привязанности и теории объектных отношений. В ней также нашли отражение разработки когнитивной психологии и психотерапии. На основе этой модели авторами был предложен новый метод лечения пограничного расстройства, доказавший свою эффективность и получивший название терапия, основанная на ментализации {mentalization-basedtreatment). В современной экспериментальной когнитивной психологии в последние годы выделилась новая область, значительно повлиявшая на разработку моделей психической патологии — это исследования социального интеллекта, связанного с восприятием, оценкой и переработкой социальных стимулов (см. гл. 2). Как уже отмечалось нами в главе, посвященной шизофрении, было выделено несколько близких друг другу теоретических конструктов. Конструкт «theoryofmind» — модель или представление о психическом состоянии, также часто употребляют как синоним понятия «mentalstateattribution» — атрибуция психического состояния или понятия «mentalizing» (ментализация) — способность строить гипотезы относительно намерений, представлений и установок других людей. Дефицитарная способность к ментализации рассматривается британскими психоаналитиками как важнейший психологический дефицит, свойственный наиболее тяжелым формам психической патологии, включая шизофрению и пограничное личностное расстройство (BatemanA., FonagyP. — 2009). Рассмотренную модель личностной патологии можно назвать моделью дефицитарности процессов ментализации как следствии нарушенных отношений с близкими взрослыми в детстве. Характер этих нарушений приводит к тому, что пациенты склонны трактовать поведение других людей на основе своего негативного, а нередко травматического детского опыта, приписывая им негативные намерения и установки. Результатом являются неадекватные попытки защититься от воображаемого вреда, агрессивное или избегающее поведение, эмоциональные срывы и разрушение интерперсональных отношений. Данная модель имеет много общего с когнитивно-бихевиоральным подходом к личностной патологии А. Бека, который будет рассмотрен далее. Интерперсональныемодели Г.Салливен наряду с А.Адлером является основателем интерперсональной парадигмы в психиатрии и психоанализе. Он одним из первых начал разрабатывать теорию влияния культуральных и межличностных факторов на развитие и психическое здоровье человека, рассматривая личность как устойчивую систему паттернов повторяющихся интерперсональных ситуаций, которые характеризуют человеческую жизнь (SullivenH.S. — 1953). Его типология характеров во многом повторяет классификацию психопатий К. Шнайдера. В то же время описанный им негативисти-ческий характер предвосхитил выделение пассивно-агрессивной личности в современной американской классификации DSM-IV. Идея ведущей роли межличностных отношений в происхождении разных типов патологии характера оказала большое влияние на дальнейшее развитие теории личностных рас-стройств. Э.Фромм заложил основы понимания роли культуральных факторов в патологии личности. Он выделил разные типы характера, порождаемые современной культурой конкуренции и индивидуализма, среди них — рыночная ориентация, определяемая следующей формулой межличностных отношений: «Я — то, чего изволите» (Типологическая модель Э.Фромма. — 1998. — С. 68). «Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие всякого специфического свойства, которое не может быть предметом обмена, поскольку любая устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка» (там же). Размытая, диффузная идентичность — центральная характеристика любого глубокого личностного расстройства, прежде всего пограничного и нарциссического. Эта характеристика была подмечена Э. Фроммом с удивительной проницательностью. Наиболее детальную и глубокую разработку интерперсональный подход к патологии характера получил в работах Карен Хорни. В них явственно просматриваются черты будущей когнитивной модели эмоциональных и личностных расстройств, а также селф-психологииX. Кохута. К. Хорни выделила ситуативные неврозы и неврозы характера на основании ряда критериев, в том числе длительности терапии и легкости достижения терапевтического эффекта. Ситуативный невроз может возникнуть у любого человека, как реакция на конфликтную ситуацию, которую человек по тем или иным причинам не в состоянии разрешить. «В неврозах характера терапевтическому лечению приходится преодолевать огромные препятствия, и поэтому она продолжается в течение длительного времени, иногда слишком долго для того, чтобы пациент мог дождаться выздоровления; но ситуативный невроз разрешается сравнительно легко» (Хорни К. - 1993. - С. 73). К. Хорни описывает основные формы патологии характера через специфику нарушений межличностных отношений. Базовая тревога — центральное понятие в хорнианском учении о патологии. Она возникает в детстве у тех детей, которые в своей семье не смогли найти надежные, теплые и доверительные отношения. Чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире постепенно кристаллизуется в особый склад характера: «Такой склад характера сам по себе не образует неврозов, но является той питательной почвой, на которой в любое время может развиться определенный невроз. Вследствие той фундаментальной роли, которую данный склад характера играет в неврозах, я дала ему особое название: базальная тревожность, которая неразрывно переплетена с базальной враждебностью» (Хорни К. — 1993. — С. 71). В отличие от постклассического психоанализа К. Хорни не связывала эти отношения исключительно с материнской фигурой и ранними этапами развития: «Если ребенку повезет иметь, например, любящую бабушку, понимающего учителя, нескольких хороших друзей, его опыт общения с ними может предохранить его от убеждения, что от других людей можно ожидать только плохого» (Хорни К. — 1993. — С. 70). Согласно К.Хорни, нарушения характера возникают как формы компенсации базовой тревоги, которые позволяют подавлять ее посредством: 1) чрезмерной зависимости от других; 2) изоляции от других; 3) агрессии против других. Описание резко превалирующей тенденции изоляции от людей, как формы патологии характера фактически предвосхищает выделение избегающего личностного расстройства в современных классификациях. Тенденция к чрезмерной близости напрямую связана с зависимым личностным расстройством. В описаниях патологии характера она часто употребляет слово «убеждение». Система дисфункциональных установок и убеждений — базовых (о враждебности мира и собственном бес-силии) и компенсаторных {соответствующих трем вышеперечисленным формам взаимоотношений с людьми) — вот тот понятийный аппарат, с помощью которого К.Хорни описала патологию характера. Позднее именно эти понятия стали центральными в когнитивной психотерапии и когнитивных моделях психической патологии. К.Хорни также одна из первых вводит понятие самости, как некой когнитивной матрицы, определяющей отношение к себе и к миру, в которой преломляются культуральные и семейные влияния. Идеализированный образ «Я» — это тот искаженный образ себя, из которого исключена неудовлетворяющая человека правда о самом себе. При патологии характера эти искажения могут быть очень велики и граничить с психотическим бредом величия: «Если мы примем степень отказа от реальности в качестве разграничительного признака между психозами и неврозами, мы сможем рассматривать идеализированный образ как элемент психоза, вплетенный в ткань невроза» (Хорни К. — 1997. — Т. 3. — С. 92). К.Хорни чрезвычайно точно описала характерный для личностной патологии механизм расщепления, который рассматривается в качестве центрального в теории объектных отношений, и в психологии «Я» X. Кохута: «Если невротику важно убедить себя в том, что он действительно соответствует этому идеализированному образу, то он развивает представление о том, что на самом деле обладает выдающимся умом или является утонченным человеком, сами недостатки которого замечательны» (Хорни К. — 1997. - Т. 3. - С. 94). Если его внимание сосредоточено на разрыве между идеализированным образом и реальным «Я», то самой главной его потребностью становится достижение совершенства. Феноменологически это выражается в «тирании долженствования» — постоянном повторении словосочетания «я должен» (что я должен чувствовать, что я должен делать) и одержимости в претворении этих долженствований. «В глубине души он убежден, что мог бы достичь совершенства, если бы был более строг к себе, более жестко себя контролировал, был более бдительным и осмотрительным». Идеализированный образ — это не цель, а фиксированная идея, кумир, который человек боготворит. Идеалы заряжают энергией, они рождают желание приблизиться к ним, притягивают, давая силу, необходимую для роста и развития. Идеализированный образ лишает сил и может даже приводить к невротическому ступору, невозможности что-либо делать, он является бесспорной помехой росту, поскольку либо отрицает недостатки, либо осуждает их. Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию» (там же). Этот феномен ригидных невротических идеалов так или иначе отмечался З.Фрейдом, А.Адлером, Ф.Александером и другими. Впоследствии он получил название «перфекционизма» и стал предметом интенсивных эмпирических исследований (Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т. Ю. — 2003; Гаранян Н.Г. — 2006; Гаранян Н.Г. — 2010). К.Хорни впервые систематически рассмотрела центральные функции такого идеала в жизни человека с патологией характера: 1) поддержание самоуважения, замена подлинной уверенности в себе и гордости; 2) придание смысла существованию, когда идеалы или интроекты смутны и противоречивы, а значит, не имеют направляющей силы, поэтому «стремление стать идолом, сотворенным самим собой» придает жизни такого человека хоть какой-то смысл, иначе он переживал бы свое существование как абсолютно бесцельное, т.е. идеализированный образ подменяет собой подлинные цели и идеалы; 3) создание искусственной гармонии, защитное отрицание конфликтов. Идеи А.Адлера, Г.Салливена, Э.Фромма и К.Хорни, связавших патологию межличностных отношений, патологию культуры и патологию личности были подхвачены представителями экспериментальной клинической психологии. Это было время, когда психодинамический подход завоевывал все большее признание в университетских и академических кругах и из экзотического и революционного направления превращался в традиционное и эмпирически обоснованное. Экспериментальная проверка различных положений психоанализа стала задачей нового поколения его представителей. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|