|
Основные правила воспитания детей с РДА (составленные по рекомендации Черепановой Г.Д.)
Глава 2 Условия проведения тренинга При формировании группы необходимо учитывать профессиональные интересы участников. С этой целью желательно комплектовать отдельные группы для учителей начальной, средней школы, для воспитателей детского сада (для воспитателей групп раннего и дошкольного возраста), для педагогов коррекционных образовательных учреждений, детских врачей, психологов, студентов и т. д. Теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную мотивацию каждого участника. Кроме того, для более успешной работы рекомендуется выполнять следующие условия: 1. Занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек, при оптимальном количестве участников от 12 до 18. 2. Желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера-ведущих. 3. Желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, а если это невозможно, необходимо, чтобы, помещение было оснащено кадоскопом, а также необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов. 4. Занятия проводятся в кругу. Стулья должны быть удобными, а их число должно соответствовать количеству участников. (Не допускается наличие в кругу свободных стульев и больших промежутков между ними ). Стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом. 5. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство (в зависимости от количества участников). 6. Также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой). Желательно наличие колокольчика (или другого сигнального инструмента) для обозначения начала и окончания определенного вида работ. 7. Для проведения некоторых упражнений («Рисуют дети» и др.) необходим ковер или большой стол. 8. Использование в работе видеокамеры позволит более эффективно провести такие упражнения, как «Прямой эфир», «Мир глазами агрессивного ребенка» и т. д. С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них тренер может, провести предварительное анкетирование. Один из возможных вариантов анкеты знакомства приводится в приложении 1. ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ Данный тренинг состоит из четырех встреч, цель которых — дать участникам первичное представление об особенностях работы с некоторыми категориями детей. Материалы программы могут быть использованы как для проведения единого тренинга, так и для построения тематических педсоветов, семинаров и практических занятий для педагогов и родителей. Каждая встреча рассчитана на 6—8 академических часов. Продолжительность занятия может быть увеличена или сокращена по желанию ведущего и в зависимости от цели тренинга. Каждая встреча посвящена работе с определенной категорией детей. 2 встреча — взаимодействие с гиперактивными детьми. 3 встреча — взаимодействие с тревожными детьми. 4 встреча — взаимодействие аутичными детьми. Как показывает опыт работы, при построении тренинга лучше сохранять данную последовательность встреч. Это обусловлено не только спецификой взаимодействия, но и индивидуальными особенностями детей данных категорий. Кроме этого в работе используется множество игр, как общеизвестных, так и авторских, практических упражнений. Каждый тренер выбирает те игры, которые в большей степени отражают запросы аудитории и способствуют выполнению конкретных задач. В настоящей программе дано несколько вариантов игр, которые можно использовать в том или ином случае. Игры для педагогов следует подбирать с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают. Эти меры могут быть использованы в каждодневной практике учителя и воспитателя. Некоторые упражнения выполняются на каждой из четырех встреч и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат. Во время проведения процедуры обратной связи педагоги часто отмечают, что участие в подобных ритуалах помогает им почувствовать и осознать необходимость их использования в дальнейшей работе с детьми. Для того чтобы не перегружать описание каждого занятия, приводим содержание общих для всех встреч упражнений в следующей главе. Упражнения, используемые при проведении каждой встречи ПриВЕТСТВИЕ Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Варианты приветствия могут быть следующими. Вариант 1. «Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест. Вариант 2. «Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др. Вариант 3. Игра «Карусель». Участники, образуя два круга — внешний и внутренний, — встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу тренера (хлопок, звук колокольчика и т.д.) оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют имя. Затем по очереди задают вопросы В процессе группового обсуждения участники делятся полученными впечатлениями, после чего каждый участник может прикрепить к одежде бейджик со своим именем. Первое знакомство состоялось! Вариант 4. «Игра в мяч». Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому участнику приветствуя его по-своему и называя по имени. Тренер по своему усмотрению выбирает любой из приведенных вариантов приветствия. Каждое занятие может начинаться либо одним и тем же приветствием любо различными его вариантами.
Группа делится на З—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет,,особого” ребенка» (см. приложение №2) на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику. И лишь затем выступать в роли эксперта. После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде. К ним тренер может обращаться по мере необходимости на протяжении всех встреч. Упражнение «РИСУЮТ ДЕТИ» Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом рисунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному-двум рисункам той категории детей, которой шла речь во время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, в каких талях, на его взгляд, проявляется, например агрессивность, тревожность и т. д. Тренерам, которые не имеют большого опыта интерпретации рисунков, желательно знать тех детей, чьи работы выбраны для выполнения упражнения. После «презентации» рисунка в обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнения друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов, добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей. Образцы рисунков различных категорий детей на тему Моя семья даны в 1 части книги (на полях). УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» Данное упражнение целесообразно выполнять в конце каждой темы перед «Психологическим практикумом». Оно направлено на расширение репертуара эффективных способов взаимодействия взрослых с детьми. Вторая подгруппа получает задание составить список возможных методов работы с определенной категорией детей (в зависимости от темы занятия), способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка. Если тренер работает не с педагогами, а с родителями возможен следующий вариант проведения упражнения. Группа родителей делится на 3—4 подгруппы, в зависимости от проблем (их можно выбрать со стенда — см. упражнение «Психологический практикум»). Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, например: 1 подгруппа составляет список приемов, способствующих решению проблемы «Что делать, если ребенок дерется с братом или сестрой...»; В этом случае этап работы, предусмотренный в «Психологическом практикуме», не проводится (см. Приложение 3). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — работа в группе в форме «Вопрос-ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые актуальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семинара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации. Оформить стенд можно по-разному: может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры рядом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. В нашей практике мы использовали иное оформление стенда. Так, перед началом проведения занятий на стенде тренер прикрепляет четыре вырезанных из плотного картона контура фигуры ребенка. Один из них (в угрожающей позе) может символизировать агрессивного ребенка, другой (изображающий бегущего ребенка) — гиперактивного, третья фигура (с вытянутыми «по швам» руками) тревожного, четвертая (изображенная спиной к нам) - аутичного. В том случае, если педагоги не готовы такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использовать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две группы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини-дискуссию, будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга. Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер может предложить заранее подготовленные примеры (см. приложение № 5). УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА» Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени одной из категорий детей к родителям (воспитателям, учителям, товарищам). По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма, и проходит их общее обсуждение. Образцы писем, составленных психологами — слушателями курсов повышения квалификации при СПб ГУПМ, приведены в приложении № 6. УПРАЖНЕНИЕ прямой ЭФИР Участники делятся на три подгруппы, каждая из которых получает задание: Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с агрессивными (гиперактивными, тревожными) детьми». Время в эфире — 5 минут. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько. Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 15 минут. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант передачи в «прямом эфире». После этого проводится групповое обсуждение, в процессе которого слушатели отмечают удачные и неудачные методы работы коллег и предлагают свои способы эффективного общения с детьми. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|