Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы гендерной стереотипизации





 

Помимо расовых и этнических факторов, влияющих на гендерную стереотипизацию, исследователи выделяют пол человека, его возраст, профессиональный статус и ряд других. Это означает, что гендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере, во-первых, и по-разному оцениваются, во-вторых.

Возраст является одним из значимых факторов, который влияет на стереотипизацию. Исследования в этой сфере проводились с разными целями. Одни авторы при изучении стереотипных образов мужчин и женщин уделяли внимание их личностным особенностям, другие – поведенческими характеристиками, третьи исследовали стереотипы о предназначении мужчин и женщин.

В России исследование стереотипных представлений о личностных характеристиках мужчин и женщин проводили Е.В. Каган, (1989), Юферова (1985), Т.А. Арканцева и Е.М. Дубовская (1999) и другие

Е.В. Каган опрашивал подростков (7-10 классов) в трех регионах страны на предмет того, как они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности у девочек, и женственности у мальчиков оказались во многом схожими. Оба стереотипа включали отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаяние и доброту. По ряду признаков было обнаружено сходство образа мужчины у мальчиков, и образа женщины у девочек. Женщинам часто приписывались «мужские» качества (решительность, энергичность, уверенность), а мужчинам – «женские» (доброта отзывчивость, обаяние). Таким образом, характеристики мужчин и женщин у подростков в исследовании Е.В. Кагана получились скорее андрагинными [50].

Автор отметил еще ряд закономерностей. Стереотипы фемининности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы маскулинности. Негативные стереотипные характеристики (непривлекательный, враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены в стереотип своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.

Исследование представлений взрослых людей (всего было опрошено 1008 человек в возрасте от 16 до 65 лет) о предназначении женщины и мужчины, проведенное методом стандартизированного интервью, позволило выявить следующее. На степень согласия или не согласия с традиционной ролью женщины влияют следующие факторы: пол, образование, род деятельности, должностная позиция [23].

Все категории мужчин придерживаются более традиционного взгляда на «основное предназначение женщины». В целом 67% мужчин отводят женщине только роль хранительницы домашнего очага. Наиболее традиционное отношение к роли женщины выявлено у мужчин-рабочих (80%), мужчин-студентов (80%), мужчин-предпринимателей (76%).

У женщин на степень стереотипизации оказывает фактор образования. Чем выше уровень образование, тем в большей степени они выражают несогласие со стереотипной ролью женщины (она должна работать, ее предназначение – семья, муж, дети): 66% женщин-руководителей, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 50% женщин работающих в области образования, здравоохранения, науки, культуры, 48% студенток, 47% женщин-ИТР, 34% женщин-рабочих.

Представления о предназначении мужчин отличаются высокой степенью однородности и традиционностью. Не зависимо от пола, возраста и образования подавляющая часть мужчин и женщин считают, что работа – главное в жизни мужчины (85% и 81% соответственно).

Выход женщины за пределы традиционной роли жены и матери породил ряд предубеждений. Суть этих убеждений сводится к тому, что профессиональная занятость не совместимы с ролью матери, и что работа оказывает отрицательное влияние на детей и отношения в семье. Подобные стереотипы могут препятствовать профессиональной реализации женщин. Бондаренко Л.Ю. [23] выясняла, насколько эти стереотипы разделяют мужчины и женщины.

Стереотип 1. Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на ее детей. Среди опрошенных разделяют такое мнение 51% мужчин, и 37% женщин. Мужчины руководители выражали свое согласие с этим мнением в два раза чаще, чем женщины руководители. (58% и29%).

Исследование влияния работающих матерей на развитие детей в целом обнаруживают позитивные эффекты [77, с. 153]. Материнская занятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в особенности на дочерей; они более уверенны в себе, получают более высокие оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру, в отличие от дочерей неработающих матерей. Как отмечает Б. Фридан результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не заторможены), лучше успевают в школе обладают более развитым чувством достоинства, по сравнению с детьми домохозяек [107].

Американские психологи Рут Андерсен Кульман и Мишель Палуди исследовали взаимосвязи между работой и ролью в семье у работающих матерей. Они оценивали, как фактор работы матери (полная и не полная занятость, удовлетворенность работой и преданность работе) влияют на сплоченность семьи и вероятность возникновения конфликтов. В выборку были включены матери-одиночки и замужние работающие матери в возрасте от 20 до 42 лет, служащие. Существенных различий между одинокими и замужними женщинами исследователи не обнаружили. На конфликты в семье влияло напряжение, связанное с выполнением женщинами своей роли матери, если эта роль угнетала женщину. Чем меньше напряжение испытывала работающие матери по отношению к своей роли дома, тем реже в семье возникали конфликты. Удовлетворенность работой у работающих матерей оказалась фактором, определяющим сплоченность семьи: чем больше мать была удовлетворена работой, тем более дружной была семья, и тем ниже был их уровень напряжения, обусловленный выполнением ею материнской роли [77, c. 151].

Стереотип 2. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, заслуживают неодобрения. С этим стереотипом согласились 50% мужчин и 25% женщин. На степень согласия с данным мнением влияет возраст (молодые люди в меньшей степени разделяют данный стереотип), и образование: чем выше уровень образования, тем меньше люди придерживаются этого мнения. Среди мужчин руководителей 51% согласны с данным убеждением, среди женщин руководителей – только 18%.

Стереотип 3. Существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом преступности в обществе. С этим согласилось одинаковое количество мужчин и женщин (39% и 348% соответственно). Данный стереотип распространен главным образом среди людей пожилого возраста.

Стереотип 5 - Женщина не может быть хорошим руководителем поддерживают наименьшее количество опрошенных (24% мужчин и17% женщин). Чем старше человек тем в большей степени он разделяет это мнение.

Одинаковое количество мужчин и женщин (более четверти опрошенных) относятся к тому, чтобы их начальником на работе была женщина, положительное отношение к этому высказали почти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина. По данным санкт-петербургского центра «Женщины в управлении» на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 84% респондентов ответили, что мужчину [13]. Для сравнения следует привести результаты опроса проведенного в США институтом Гэллапа в 1988 г. показали, что 50% работников не придают значения полу руководителя, однако другая половина предпочла работать под началом руководителя-мужчины.

Стереотип 6. Женщины, даже при наличии способностей, не стремятся занимать управленческие должности. Однако, исследования показывает другую картину: у женщин существует установка на руководящую должность. Каждая третья женщина выразила свое желание стать руководителем, если такая возможность представится (среди мужчин согласился каждый второй). На степень согласия и у мужчин и женщин повлиял уровень образования, а у женщин - еще и наличие детей. Среди женщин имеющих детей выразили согласие стать руководителем 23%, а среди неимеющих – 38%.

Стереотипы о различиях в интеллектуальных способностях обоих полов порождают мнения о том, что мужчины и женщины имеют разные шансы для профессионального роста и продвижения. 70% мужчин и 66% женщин считают, что у мужчин больше интеллектуальных и физических возможностей для занятия высокооплачиваемых должностей. Наименьший процент согласных с этим мнением в группе женщин, занимающихся бизнесом (51%), у студенток (49%), у женщин-руководителей (46%). Женщины, выразившие согласие с тем, что у мужчин, по сравнению с женщинами больше интеллектуальных и физических способностей для занятия престижных должностей объясняли это «генетическими» особенностями полов. У женщин не согласных с этим мнением были другие объяснения: не интеллектуальные и физические возможности мужчин и женщин, а исторически сложившееся разделение труда препятствует женщине быть равной с мужчиной в социальном плане.

До сих пор речь шла о субъектах стереотипизации, то есть о том, как люди воспринимают стереотипизируемый объект - мужчин и женщин вообще. Следует так же отметить, что содержание гендерных стереотипов во многом зависит от качеств стереотипизируемых объектов, то есть о дополнительной информации, которую получают субъекты стереотипизации. Такой информацией так же может быть возраст. Считается, что с возрастом женщины становятся более активные, деятельные, поэтому в стереотип женственности вносятся исправления, связанные с оценкой ее деятельности и социального положения. Другим фактором может выступать сексуальная ориентация. Данные социологов свидетельствуют о том, что мужчинам-гомосексуалам приписывают фемининные характеристики. Социальный статус женщины так же будет влиять на то, как ее воспринимают. Женщин из низшего класса часто описывает как более пассивных, безответственных, по сравнению с женщинами из среднего класса.

Любая дополнительная информация о различиях в статусных позициях женщины и мужчины снижает роль гендерных стереотипов в восприятии данного человека. Например, на восприятие женщины-юриста влияют и существующие в данной культуре образы женщины, образы юриста, соответственной национальной и возрастной групп и так далее. В зависимости от контекста тот или иной образ может выступить на первый план. Более того, одни и те же люди воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации: женщину-офицера могут сравнивать с мужчиной-офицером, и с женщиной-сестрой милосердия; роль гендерных стереотипов в этих двух случаях будет различной. От контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, «женская слабость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки. При этом содержание такого стереотипа может восприниматься самими женщинами как негативно, так и позитивно [94].

Содержание гендерных стереотипов позволяет говорить о двух подходах к восприятию мужчин и женщин: патриархальном и эгалитарном. Патриархальный взгляд фиксирует иерархическое разделение мужских и женских ролей, и доминирует в коллективном сознании. Эгалитарный подход утверждает равные права, способности и возможности. Данный взгляд еще недостаточно распространен. Изменение гендерных стереотипов процесс длительный и сложный. Еще в начале XX века американский социолог У. Липман отметил, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания. Тем не менее, сегодня можно найти ряд свидетельств о том, что происходит постепенная трансформация гендерных взглядов в сторону эгалитаризации, хотя этот процесс нелинейный и неоднозначный. Данная трансформация отражает с одной стороны, перемены в общественной позиции женщин, с другой, изменения самосознания, и, прежде всего, самих женщин.

 

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.