|
Структурные (композиционные) части сочинения-рассуждения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Автор текста (ФИО) известен нам как опытный журналист (талантливый писатель)… Мы знакомы с творчеством (ФИО)… · Общее впечатление от прочитанного текста. Статья (ФИО), написанная в публицистическом стиле, поражает своей эмоциональностью, образностью языка, оригинальностью… Это своеобразный диалог с читателем. · Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текста (с выходом на проблему) Предложенный текст (ФИО литератора) представляет собой (рассуждение на тему, обобщение по теме, обзор темы, осмысление темы)… Автор … размышляет о … · Определение проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы … Автор поднимает нравственно-этическую (философскую, эстетическую, национально-историческую) проблему.
II. Основная часть. Анализ исходного текста. К 1. Формулировка проблемы исходного текста. Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы… В своем произведении автор поднимает (затрагивает) нравственно-этическую (философскую, духовно-нравственную, национально-историческую, литературную, культурно-бытовую, социально-политическую, эстетическую) проблему (чего?)… Автор задается вопросом… Литератор исследует острый вопрос времени… К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: концептуальный (интерпретация проблемы и объяснение ее актуальности; как эту проблему рассматривают другие; разные точки зрения на проблему); текстуальный (что заставило автора обратиться к проблеме; какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом; как автору удалось привлечь к ней внимание). Для того чтобы привлечь внимание к исследуемой проблеме, автор использует изобразительно-выразительные средства, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателей… К 3. Отражение позиции автора исходного текста. Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли… К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Автор, безусловно, прав, утверждая …Безусловно, нельзя не признать правоту автора … Нельзя не согласиться с автором … Я полностью согласен(а) с мнением автора… Не могу во всем согласиться с автором. Невольно вспоминается (стихотворение, строки, высказывание, книга, кинофильм, спектакль, событие, встреча, состояние души…) Я разделяю точку зрения автора. С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых… (рецензия) III. Заключение. Общий вывод о значении текста. Оценка прочитанного. Проблема, которую ставит автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. А очерк (статья, фрагмент, произведение) заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Статья … и в наши дни заставляет заглянуть в себя, задуматься о многом и пробуждает в читателе «чувства добрые». Статья … актуальна, интересна и нужна современному читателю. ПАМЯТКА «Как написать сочинение-рассуждение»
1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?) 2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте. 3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте. Как начать сочинение Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников: 1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы. 2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...). Приведем удачные, на наш взгляд, примеры из экзаменационных работ: 1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина. 2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Г. Смирнова. Речевые клише: В данном тексте анализируется проблема автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему автор размышляет над проблемой даётся – истолкование, описание, критическая оценка… излагается история – возникновения, формирования, развития, создания… исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… подвергается – критике, рассмотрению, анализу… характеризуется – состояние, сущность… рассматривается – вопрос, пример… 4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию. 5. Прокомментируйте авторскую позицию. Речевые клише: Автор убедительно доказывает, что… обращает внимание на то, что… даёт оценку… выражает тревогу… выявляет сущность… разграничивает понятия … верно (тонко) замечает… по мнению автора, главное значение имеет… 6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции. Речевые клише: с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна… автор абсолютно прав, утверждая, что… трудно не согласиться с автором в том, что… по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что… мне кажется, что автор не прав, утверждая, что… не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… представляется спорным утверждение автора о том, что… 7. Приведите два аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста. Виды аргументов I. Логические (рациональные) аргументы. 1). Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3). Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4). Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). 5). Законы природы. 6). Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. 7). Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения. 8). Данные экспериментов и экспертиз. 9). Свидетельства очевидцев. II. Иллюстративные аргументы-примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. а) конкретный пример: – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения); б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях). III. Ссылки на авторитет: – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.; – цитата из авторитетного источника; – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе. 8. Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение. Речевые клише: итак, можно сделать вывод, что… таким образом, всё вышесказанное убеждает читателя в том, что… позволяет утверждать, что…
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|