Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методическое объединение психологов «Преображение»





Методическое объединение психологов «Преображение»

Вопросы к зачету по курсу

«Развития духовно-нравственного потенциала личности»

Флоренская Тамара Александровна «Диалог в практической психологии»

Основные понятия разработанные в трудах Т.А. Флоренской (закон вытеснения, духовно-ориентированный диалог, принципы диалога: вненаходимость и доминанта на другом, наличное «Я», духовное «Я»)

Закона вытеснения: вытеснение не запретных сексуальных влечений, как это понимается в психоанализе, а совестных движений души приводит к самым большим аномалиям, не только психического, но и физического состояния человека. Корень болезней – в действии против голоса совести, голоса духовного «Я». Отсюда задача психотерапевта – поддержать голос совести собеседника и тем самым помочь ему на пути исцеления – обретения утраченной из-за преступления против совести цельности.

Духовно ориентированный диалог в работе Флоренской стал главным методом и научного постижения, и оказания консультационной помощи.

«Диалог», диалогический метод – это общение, которое отвечает определенным принципам: доминанта на другом, вненаходимость (Бахтин М.М.).

Особый способ психологического познания – не объективные научные данные, не данные тестов и экспериментов; этим способом познания неповторимой индивидуальности является любовь или научный эквивалент этого слова – доминанта на другом, доминанта на собеседнике (Ухтомский А.А.)

Когда сформирована постоянная личностная доминанта, доминанта на своем «Я», когда «Я» – центр Вселенной и важно только то, что полезно или вредно мне, тогда я не вижу и не замечаю других; каждый человек мне или пособник, или враг – если он мне мешает. Человек не видит другого как он есть, а видит только проекцию, отражение себя.

Нужен повседневный труд перемещения центра тяготения, выхода из скорлупы своей обособленности, своего эгоцентризма. В достижении этого очень помогает определенная организация жизни, особый уклад, организация быта.

Преподобный Авва Дорофей объяснял этот образ разобщения и соединения так: окружность – мир людей, радиусы – отдельные люди. Середина круга – это Бог. Чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим. Чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга. Когда человек преодолел свой эгоцентризм, когда он находится в этой точке – он со всеми в единстве. И поэтому он к каждому относится как к самому себе и каждого видит в его сути. Люди имеют некий духовный центр в своей душе. Проявляется духовное «Я» у всех душевно нормальных людей как совесть – в «голосе совести». Духовное «Я» проявляется также в голосе творческой интуиции. Человек может знать об этом своем духовном «Я» и находиться либо в единстве, согласии с ним, либо в противоречии. Человек либо приближается к более высокому уровню жизни, обретает большую жизнеспособность, либо понижение уровня духовной жизни ведет к психической деградации.

М.М. Бахтин о диалоге – предлагает понятие «вненаходимость». Бахтин пишет о «напряженной и любящей вненаходимости»: для того чтобы быть вненаходимым, надо быть любящим другого как другого в его неповторимой уникальности. Я должен освободиться от своей корысти по отношению к этому человеку, не ждать эмоциональной подпитки, не проецировать себя на него, не навязывать ему своих установок. Я должен видеть его как он есть, беспристрастно и объективно. Такая позиция подобна логике «неслиянности и неразделенности».

Психотерапевт выслушивает озлобленного пациента, он должен не входить в это состояние злобы, не испытывать эмпатию, а сочувствовать человеку, который находится в тяжком состоянии. Если я ему сочувствую, то уже налаживается контакт: контакт не с наличным «Я», а с духовным «Я». Сочувствуя, я этот контакт осуществляю. По мере того как человек все выговаривает, его состояние начинает постепенно проясняться, злоба уходит, и он соглашается с тем, против чего раньше агрессивно возражал, принимает совершенно другие, нравственные решения. Дело не только в том, что человек выговорился и ему стало легче; происходит нечто другое – смена нравственной ориентации. Это говорит о том, что в процессе общения возник контакт с духовным «Я» собеседника. Именно поэтому он принял нравственное решение.

К своему неврозу можно встать в позицию вненаходимости. Вот я сейчас выдал скверную реакцию и не мог остановиться, «комплекс» у меня такой. Но все-таки, понимая, что это состояние болезненное, я могу легче и скорее его пережить, чем тогда, когда я в безысходном плену у этого состояния.

Диалогический принцип: «минимум воздействия». Первое, что нужно сделать, – это выслушать и помочь человеку осознать выбор, который перед ним стоит, а затем поддержать светлую, правую сторону, показать свое отношение к внутренней ситуации человека. И тогда психотерапевт будет на стороне голоса совести пациента. Важно не воздействовать, но вступить во внутренний диалог и поддержать голос добра, голос духовного «Я».

Диалогический подход принципиально аксиологичен. Аксиология – эта наука о ценностях. Почему тут нельзя обойтись без оценивания, без нравственных критериев, без различения добра и зла?

Главное в том, что диалог направлен на единство людей, а зло – это всегда разделение: вражда, убийства, зависть, ложь и т.п. Невозможен диалог, если нет стремления к духовному единству. А зло – это распад, разрушение, разлад, дисгармония. Поэтому диалогический подход по своему существу не может быть безоценочным.

Самость – это тот критерий зла, который проявляется на всех уровнях: на духовном, душевном, социальном. Корень всех грехов – самость и гордыня в человеке. Это то, что отделяет его от Бога. Самость удаляет наличное «Я» от духовного «Я», она разделяет людей между собою, разрушает любовь.

Молчание как вершина диалога. К состоянию внутреннего мира и молчания следует стремиться. Это о нем преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи мир душевный и тысячи спасутся вокруг тебя». Один человек – в мире душевном, и тысячи людей вокруг него спасаются. Быть в мире душевном – это то, что противостоит невротической расщепленности, конфликтности, расколотости. В состоянии внутренней цельности, спокойствия, как в тихой глади озера, отражается то, что мы должны выразить в слове. Это и есть тот духовный контакт, в котором рождается слово, нужное другому человеку.

 

Мозг и дух. Дух в природе.

Дух выступает за пределы мозга со всех сторон. Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании (Бергсон "Творческая эволюция").

Один великий всеобщий закон развития управляет всем мирозданием, и не может быть остановки в развитии, не может быть резкой границы между нею и неорганической природой. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа. Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Душа животных и человека.

Душа в простейшем ее виде, у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами

Святого Духа, которые св. пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

 

«Сила и невинность» Ролло Мэй

6. Пять уровней силы.

· Сила жить. Если ребенок лишен переживания того, что его действия могут вызвать ответную реакцию окружающих, - он забивается в угол, не говорит, не развивается, угасая физиологически и психологически.

· Самоутверждение – каждое живое существо нуждается не только в том, чтобы быть, но и утверждать свое бытие. Физическое выживание как таковое уходит на второй план, уступая место задаче выжить, сохранив свою самооценку (сознание, самосознание). Если в семье ребенок получает признание и ощущение значимости как само собой разумеющееся, он принимает их как должное и обращает внимание на иные вещи. Если самоутверждение блокировано, оно превращается в навязчивую потребность.

· Отстаивание своего Я. Эта форма поведения, характеризующаяся большей силой и направленностью вовне. Готовность реагировать на нападение. «Вот он Я! Я требую внимания».

· Агрессия. Если в течении некоторого времени возможность отстаивания своего Я блокируется, начинают проявляться более жесткие формы реакции. Человек вторгается в сферу власти и престижа другого, вторгается на его территорию, забирая себе ее часть.

· Насилие. Носит в основном физический характер, поскольку предыдущие фазы, на которых сохраняется способность действовать с помощью рассуждения и убеждения, блокированы. В типичном случае стимул, поступающий индивиду извне, трансформируется в импульс нападения, миную кору головного мозга (зомбиподобное омертвение сознания, невроз, психоз, насилие). Приступ дикой ярости может возникнуть как у трехлетнего ребенка (в форме истерики), так и у шестидесятилетнего.

· Насилие – это взрыв бессилия

 

Виды силы.

Сила есть способность производить или предотвращать изменения (возможность и действительность) без разрушения идентичности другого человека или мира.

А. Эксплуатация. Деструктивный вид силы. Она представляет собой подчинение себе людей ради какой либо пользы, которую они могут доставить тому, кто обладает силой (рабство). Насилие или угроза насилием. Отсутствует выбор или спонтанность со стороны жертвы.

Б. Манипуляция. Власть над другим человеком. Манипуляторную власть может навлечь на себя человек собственным отчаянием и тревогой. После такого первоначального соглашения остается у человека мало возможности спонтанности и выбора. Человек вооруженный не ружьем, а хитростью.

В. Соперничество. Сила направленная против другого. Человек поднимается выше не по своим заслугам, а потому, что противник опускается ниже. Недостаток сокращает сферу человеческой общности. Переход к конструктивности силы (соревновательная сила). Если кто-то против тебе, то он не над не под тобой и принятие его вызова может пробудить дремлющие в тебе возможности.

Д. Забота. Сила применяемая для другого. Пример забота родителей о детях. Управление государством. Заботливая сила проистекает из заботы о благополучии группы.

Е. Интегративная сила. Сила единения с другим человеком, сила со-действия. Интегративна сила может приводит к росту посредством гегелевского диалектического процесса тезиса, антитезиса и синтеза.

Подлинная невинность человека, придерживающегося ненасилия, является источником его силы

Характеристика полов.

Духовный организм мужчины и женщины по трем способностям души – сердцу, уму и воле – представляет разности (по презентации).

«Книга о счастье» протоиерей Андрей Лоргус

Методическое объединение психологов «Преображение»

Вопросы к зачету по курсу

«Развития духовно-нравственного потенциала личности»







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.