|
Тема 10. Патриархальная теория происхождения государства. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Теория рассматривает возникновение государства из непосредственно разросшейся семьи, а власть монарха -> власть отца над членами его семьи. 1.Направлена на обоснование неогранич.власти монарха, истоки кот.- в форме семьи, где сущ-ла неогранич.власть главы семьи, патриарха. 2.Т.зародилась в Греции, получ.объяснение в трудах Аристотеля, но св.разв-е получ. – соч-е Фильмера «Патриарх» 17в + Михайловский в 19в. 3.Возникновение гос-ва – результат естественной эволюции власти отца-монарха вследствие: а) роста численности племени; б) усложнения социальных отношении 4.Власть патриарха превнесла в общество деление на управляемых и управляющих. 5.В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. 6.Данная теория отражает одну из сторон общественной жизни -реально существовавшую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов. Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.). 7.Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья - мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Тема 11. Органическаятеория происхождения государства. Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. 1.Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. 2.Гос-во – не продукт общественного развития, а произведение сил природы, непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п. 3.Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. 4.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции гос-ва со способностью и сторонами человеческой души. 5.Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. 6.Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла. Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Тема 12. Объяснение причин возникновения гос-ва в теории насилия. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание.
Тема 13. Договорная теория происхождения гос-ва. Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.
Тема 14. Марксистская теория происхождения гос-ва. К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукта той непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда
Тема 15. Понятие гос-ва и его определения. Существуют десятки философских, исторических и юридических школ, по разному определяющие понятие и сущностные черты государства. Однако все школы объединяет то, что они сходятся в следующих воззрениях на государство. · Государство – это продукт общественного развития · Государство возникает в силу комплекса причин (эконом,полит,соц) · Государство возникнув на определенной стадии развития человечества, превращается в важную силу обеспечивающее управление обществом. · С возникновение и развитием Государства, общество получает массу новых возможностей, в том числе для сглаживания социальных конфликтов · Государство развивается в неразрывной диалектической взаимосвязи с обществом Не существует единого, общепризнанного определения гос-ва, т.к: üПри изучении гос-ва используются различные философские методологические подходы üЖизнедеятельность общества связана с гос-вом. У кажд.соц.группы/представит.общества мб различные представления о гос-ве. üЧрезвычайной сложностью и многосторонностью данного явления. Гос-во – 1) способ территориально-политической организации (проф. А.И.Спиридонов) – единая территория, единая власть. 2) сообщество людей, объединенных единым правом, единой властью и единой территорией. Власть формируется на основании права, действующего в соотв.с правом и ради прива (+ правовое регулирование отношений в о.) Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами: üгосударство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. üгосударство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого. üгосударство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене. Негосударственным организациям такие свойства и функции не присущи. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем: 1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе. 2. Государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая регламентация деятельности общественных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами общественной организации. 3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение. Характеристики государства как особой организации полит.власти (специфич.черты, отлич.его от др.элементов политической системы о.): üГосударство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. üНаличие специального аппарата принуждения. Монополия на принудит.власть в отношении населения. Никакая иная организация не в праве применять силу, во всяком случае без санкций гос-ва. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. üСуверенитет гос.власти,т.е ее верховенство и независимость от к-л иной власти, право и возможность осущ.внутр.и внеш.политику от имени всего о, всей страны. üИздание законов и правил, обязат.для всего населения. üВзымание налогов и сборов с населения данной тер-рии для содержания гос.аппарата, формирования общенац.бюджета.
Тема 16. Признаки гос-ва. 1. Наличие публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Черты публ.власти: А) наличие особой группы людей, выделевш.из о, осущ-х упр-е о.на профессиональной основе. Б) гос.служащие за выполнение св.ф-ий получ.вознагражд.в виде зарплаты,кот. дб единств.источником их сущ-ия. В) для вып-я св.ф-ий гос.служащие должны обладать необх.знаниями. 2. Единая территория. Тер-рия – (пространство, т.е суша, водное и воздушной пространство, прибрежная зона, континентальный шельф, тер-рия посольств и представительств, водные и воздушные и космические корабли…) – та часть пространства, на кот.распространяется юрисдикция гос.власти. Св-ва: а) ее неделимость и неприкосновенность границ; б) территориальное верховенство государства в) наличие тер-рии определяет ряд специальных функций государства (охрана и зацита собств.границ + захват чужих) 3. Налоги – принудительные сборы, оосущ-е гос-вом в строго установленные сроки как с физич., так и с юр.лиц. Средства от налогов и сборов исп-я для: а) решения общесоц.проблем; б) содержания гос.аппарата. 4. Государственный суверенитет – единственность публичной власти в о.в лице гос-ва. Суверенитет – это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере международных отношений. Внешний суверенитет: независимость гос-ва в отнош.внеш.политики (не сущ-ет абсолют.внеш.суверенитета ни у 1-го гос-ва) + полноправие международных отношений, признание государства международным обществом в качестве субъекта. Внутренний суверенитет: независимость при реализации внутр.политики (абсол.суверен.не сущ-ет), т.е право на самостоятельное определение приоритетов экономической и социальной политики, право самостоятельно осуществлять конституционную и законодательную деятельность, право иметь свое государственное управление. Проявления гос.суверенитета: üТолько гос-во выступает от имени всего о.в межгос.отнош-ях. üТолько гос-во осущ-ет созд.вооруж.формирований. üТолько гос-во может применить насилие в рамках, установленных законом. üТолько гос-во осущ-ет кредитно-денежную политику (принятие нац-денежн.еденицы, эмиссия, девальвация и ревальвация денеж.ед). üСимволами суверенитета явл-ся флаг, герб, гимн.
Тема 17. Механизм гос-ва: классификация гос.органов, принципы деятельности и формирования. Государственный аппарат – (шир) механизм государства; (узк) - система исполнительно-распорядительных органов государства. Государственный аппарат – (шир) охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие; (узк) - только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы. Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. Характерные признаки государственных органов: 1.государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование; 2.государственный орган есть элемент государства; 3.государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов — подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией; 4.государственный орган есть разновидность государственной организации; 5.от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями; 6.каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать; 7.в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства; 8.каждый государственный орган имеет свои функции. 9.Классификации видов гос.органов в России: I. (порядок образования): а) выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.); б) назначаемые (Правительство, министры); в) производные, т.е органы, создаваемые другими, в том числе выборными (Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ). II. (принцип разделения властей): а) законодательные (правотворческие) б) исполнительные (управленческие) в) судебные (правоохранительные). III. (территориальный объем деятельности и объем полномочий) а) Высшие (Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др) б) Центральные (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы) в) Местные (главы местной администрации) IV. (Внутренняя организация и порядок разрешения вопросов): а) Коллегиальные (Правительство) б) Единоначальные (Прокуратура) В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации. Принципы функционирования государственных органов: принцип приоритета прав человека, а также законных интересов личности; 1.принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата; 2.принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов; 3.принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики; 4.принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах; 5.принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему; 6.принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»; 7.принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, 8.принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата. 9.принцип разделения властей Тема 18. Функции государства. Функции государства - главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Черты государственных функций: 1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют. 2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства. 3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. 4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль. 5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства. Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых методов можно выделить такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности). Из числа неправовых следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и проч.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п. Выделяют внутренние и внешние функции. Внешние функции (все многообразие внеш.ф-ий гос-ва можно свести к 2-м базовым): 1) Обеспечение национальной безопасности. üзащита страны от возможной агрессии (возникл.с момента возникн.гос-в -> система международн.сотрудничества + блоковая система, т.е гонки вооружений, совершенствование оружия, кот.может уничтожить все страны) üобеспечение экономической безопасности üобеспечение экологической безопасности (проведение гос.мониторинга закупаемых технологий на экологичность) üсоциальная безопасность – защита прав российских гражда и организаций за рубежом (обеспеч.правовой защитой) üкультурная безопасность – защита и возвращение незаконно вывезенных произведений иск 2) Участие в международном сотрудничестве. üУчастие в борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. üУчастие в предотвращении последствий техногенных и природогенных катастроф. üЭкономическое сотрудничество (инвестиции, международные проекты) üНаучно-техническое сотрудничество (станция МКС) üЭкологическое сотрудничество (Киотское соглашение) üСоцио-культурное сотрудничество.
Внутренние функции – деятельность гос-ва по реш-ю проблем жизнедеятельности о. 1) Экономическая ф-я - функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. 2) Социальная функция - призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. 3) Охранительная функция – обеспечение гос-вом общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов граждан и организаций, защита конституционного строя и гос-ва от противоправных посягательств. 4) Экологическая ф-я – обеспечение защиты окружающей среды (только гос-во обладает необходимыми средствами и возможностями мобилизац Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|