|
Управление церковью на Востоке. Иерархические должности.Восточные церкви также унаследовали иерархию наследственной преемственности, которая зиждется на рукоположенном священстве: «Но так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованной от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. По сему Апостолы передали свои полномочия избранным преемникам своим с тем, чтобы оно продолжалось в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (блюстителей), Апостолы поручили в основанных христианских общинах высший надзор и управление (архипастырство), чего Апостолы не могли всегда удержать за собою лично, как обязанные распространять христианство во всем мире»[2] Вследствие распределения обязанностей между служителями церкви образовалась первая иерархия, состоящая из особого разряда членов церкви, которую назвали клиром (в пер. жребий; доставшийся по жребию удел). Другие члены церкви стали называться братьями, а затем мирянами (принадлежащими к народу). Таким образом, высшая, в собственном смысле, правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам — преемникам их; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении, а другие члены клира — служебными лицами». («Лекции по церковному праву», заслуженного профессора Императорского Училища Правоведения протоиерея В. Г. Певцова)[3] Епископы, клир и миряне составляли собою единую Церковь, имея одну Главу — Христа. Епископы и члены клира управляли, учили и совершали богослужение; миряне были «пасомыми», но и они также принимали участие в богослужении, в управлении церковными делами и даже в избрании епископов и членов клира. Епископские округа получили потом название епархий. Это название заимствовано от гражданского разделения Римской империи времен Константина Великого. Епископы поддерживали единство друг с другом, собирали, по примеру Апостольского собора, совещания соседних епископов. Постепенно создавались округа, центром которых были главные города Римской империи. Они имели значение в церковном отношении, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов-митрополий были первенствующими и именовались архиепископами, председательствуя на окружных соборах. С IV в. в восточных Церквях им присвоено было название митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами. До учреждения патриаршеств митрополиты ставились на должность собором епископов округа. В первые же столетия приобрели особое значение и влияние в Церкви митрополиты Рима, Александрии и Антиохии Сирийской, так как в этих городах епископские кафедры были основаны самими Апостолами. После основания Константинополя, новой столицы империи, или нового Рима, его епископу дана была власть митрополита, на втором же Вселенском Соборе предоставлено преимущество чести и старшинства за римским епископом. В V в., со времени Халкидонского Собора, этим первенствующим митрополитам, называвшихся иногда экзархами (начальниками), присвоено было почетное звание патриархов (начальники отцов). Во внимание к той чести, которую в глазах христиан имел город Иерусалим, наименование патриарха получил и митрополит Иерусалимский. По постановлению Трулльского Собора, порядок старшинства патриарших кафедр был установлен следующим образом: римская, константинопольская, александрийская, антиохийская и иерусалимская. С конца XVI в. шестое место заняла патриархия московская. «Если отдавались преимущества некоторым церквам и их предстоятелям, то это происходило по особым обстоятельствам, указанным выше, и было только первенством чести, а не господством; епископы церквей больших и главных городов были только первыми между равными. Несмотря на это, уже во II и III веках со стороны римских епископов были сделаны попытки образовать главенство в Церкви, т. е. поставить римского епископа во главе всей Вселенской Церкви с правом верховной власти. Эти попытки обосновывались на преимуществе чести римской церкви, которое отдавалось ей во всех западных и даже восточных церквах. В конце II века возникли споры по вопросу о времени празднования Пасхи. «Управление каждой местной церковью сосредоточивалось в лице ее предстоятеля, епископа, как преемника апостольской власти. Он заведовал всеми церковными делами: без его воли пресвитеры и диаконы не могли ничего совершать (39-е Апост. прав.), и тем менее устраивать отдельные богослужебные собрания без его благословения (31-е Апост. прав.). Вследствие той тесной связи, которая объединяла между собою всех членов Церкви в одно целое, епископское управление имело характер управления семейного, и самому епископу, поэтому, часто присваивалось звание отца (рара). Под главным надзором епископа принимали деятельное участие в управлении клир и миряне. По всем важнейшим церковным делам епископ всегда совещался со своими пресвитерами и диаконами и выбранными старцами из мирян. К таким делам относились: обсуждение вопросов об избрании на церковные должности, дела о членах, впавших в ереси, дела о падших во время гонений, суд над теми и другими, важнейшие вопросы по распоряжению церковным имуществом и т. п. Пресвитеры, диаконы и старцы из мирян, таким образом, составляли при епископе как бы главный совет его. Ближайшими же советниками и помощниками епископа по управлению церковью были вообще пресвитеры. При их участии епископ избирал кандидатов на церковные должности, главным образом через них наблюдал за жизнью паствы, вместе с ними распоряжался церковным имуществом и вообще обсуждал с ними все церковные дела. Пресвитеры, во главе с своим архипресвитером (лицом ближайшим к епископу), составляли при последнем пресвитерский совет. При смерти или отсутствии епископа, они заведовали всем церковным управлением. Значение диаконов в церковном управлении состояло в том, что они были первыми исполнителями всех поручений, решений и распоряжений епископа по всем церковным делам. По поручению епископа они собирали справки, нужные ему по тому или другому делу, раздавали по назначению его из церковных сумм бедным и другим нуждающимся лицам, объявляли верующим решения епископа (напр., о времени и месте богослужебных собраний, и т. д.). Первое место между диаконами занимал архидиакон (тот, который был ближайшим и доверенным у епископа лицом). Он имел в своем ведении всех диаконов и низших клириков, наблюдая за их жизнью и руководствуя при богослужении. Вследствие своих непосредственных отношений с епископом и близости к нему, а также вследствие постоянных и близких отношений с мирянами, диаконы, и особенно архидиаконы, приобретали иногда большое влияние на управление церковными делами, даже большее, чем пресвитеры, от чего и относились к последним так, как будто бы они занимали высшую иерархическую степень. «Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были, так называемые, хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень, и особо уполномоченные от епископа города. Имея под своим руководством определенный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при помощи клира и мирян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомственных им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа, даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же, хорепископы находились в подчинении у епископа: 1. Архипресвитеры, как полагают, появились в первые века христианской Церкви. 2. Архидиаконство также, как полагают, появилось в первые века, даже во времена апостольства, когда первым архидиаконом был св. Сте фан, один из семи диаконов Иерусалимской Церкви. Поэтому 1-й Вселенский собор счел нужным указать диаконам настоящее их место в иерархии города, так как и самое назначение их на должность зависало от него» (Е. Смирнов). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|