Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Третий Вселенский собор (Ефесский, 431г.)





Император Феодосии II издал указ о созыве собора в Ефесе.

На третьем соборе решался несторианский вопрос. Нестория и его последователей обвинили в богохульстве, лишили духовного звания и предали анафеме.

Уже на третьем соборе был проявлен человеческий дух. В принципе победил не разум, не любовь, а зависть и клевета.

Несторий умер в ссылке мученической смертью в 440 году.

Четвертый Вселенский собор

Император Маркиан в 451 году созвал новый собор в Халкидоне. Этот собор осудил ересь Евтихия. По мнению Евтихия, что в акте воплощения Христа слились две природы Спасителя в одну божественную. Божественная целиком поглотила человеческую. Евтихий считал, что Христос не мог чувствовать ни страданий, ни голода. Последователей Евтихия назвали монофизитами.

Патриаршество в V веке.

Епископы таких крупных городов как Александрия, Антиохия, Константинополя и Рима потребовали для себя более громких и почетных наименований. Их стали именовать патриархами или папами. Особенно возвысился Римский патриархат при папе Льве I названом Великим. Он занимал папскую кафедру с 440 по 461 г. Был очень энергичен, ловок и хитер. Особый упор делал на то, что апостол Петр был первым руководителем Римской общины.

Основная масса ересей процветала в Восточной части Римской империи, а Западная была затронута лишь арианской ересью, в чем Лев I видел особое благоволение Бога по отношению именно его.

Распад Римской империи

1. Рабовладельчество

2. Грех и беззаконие

ушел. Постепенно к нему приходили люди. Он сумел основать 12 небольших монастырей, во главе которых поставил аббатов (аббат означает "отец"). В 529 году написал монастырский устав.

Монахи в Западной церкви оставались замкнутыми группами. Устав Бенедикта

1. Всякий монастырь должен быть под главенством аббата, избираемого монахами.

2. Аббат - наместник Христа и монахи должны абсолютно его слушаться.

3. Запрещалось называть друг друга по имени. Монахи должны были называть друг друга "отец" или "брат" в зависимости от возраста.

4. Священники или другие лица, вступившие в монастырь, должны были отказаться от своих привилегий

5. Обязателен труд и чтение.

6. Устанавливался покров одежды отличный от покрова восточных монахов.

7. Пища самая простая.

8. Уходить с монастыря разрешалось только с разрешения аббата и для миссионерской деятельности.

9. За проступки монахи наказывались лишением общего стола (пища им подавалась позже других), а также лишением участия в служении при богослужении.

10. При более значительных проступках, подвергались изоляции в специальных помещениях, где их мог посещать аббат и его ближайшие помощники.

Бенедикт создал и несколько женских монастырей. Его монастырская система распространилась по всей Европе. В 543 году Бенедикт умер.

Монастыри на Западе принесли большую пользу в эпоху инквизиции. Сохраняли и переписывали сочинения классической, языческой и христианской древности. В последствии появились и другие монашеские ордена "Ордо" - "группа". Позже все они подчинялись Римскому папе.

Император Юстиниан

В 527 году в Константинополе на Византийский престол вступил император Юстиниан. Правил он до565 года он имел блестящее образование, прошел все ступени императорской службы. Имел хорошие отношения с Римским папой.

Юстиниан поставил две цели:

1. Возродить Великую Римскую империю в ее прежних границах.

2. Вдохнуть в возрожденную империю христианское содержание.

Несмотря на то, что удалось захватить Африку и Италию, возродить империю в былых размерах не удалось. Народ не хотел уже Римского ига. Участились нападения персов и славян. В правление Юстиниана был построен Софийский собор в Константинополе.

Пятый Вселенский собор Константинопольский 553 года

В мае 553 году состоялся Вселенский собор, который подтвердил все решения предыдущих соборов, в том числе и по монофизитиству.

Григорий I Великий (540-604)

В 590 году на папский престол был избран Григорий, вошедший в историю, как Григорий I Великий. После смерти отца он получил богатое наследство и все пожертвовал на церковные нужды, основал несколько монастырей, стал монахом, а затем аббатом.

Григорий I вел очень скромную жизнь, в то же время он щедро жертвовал нуждающимся, незаметно Григорий стал фактическим правителем Рима и Италии.

Незаметно сконцентрировал в своих руках и светскую и духовную власть. Именно он заложил основы под могущество Римских пап, которые в последствии использовали престол не для блага ближних, а для собственной земной славы.

Миссионерская деятельность Григория I в Британии

К концу VI века христианство распространилось по всей Европе кроме Британии. Григорий I снарядил 40 миссионеров и отправил их в Британию. Отряд миссионеров во главе с Августином обосновался в графстве Кентерберий-ском, где им сопутствовал неимоверный успех. Сам король Етельберт уверовал и принял крещение, а затем и 10000 его подданных. Вскоре Августин был возведен в сан епископа Григорием I, присвоив ему звание Кентербе-рийский.

Христиане VII веке

Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии.

В конце VI века Колумбан с 12 товарищами покинул Хрисианский монастырь в Ирландии и отправился в благове-стническое путешествие по Британии и Бургундии.

Страшные опасности подстерегали их на пути. Иногда целыми днями они питались травами и древесной корой. Постепенно они завоевывали уважение местного населения, которое приносило им продукты, а они помогали им своим трудом, устанавливая дружеские контакты. Вскоре слух о благочестивых монахах стал распространяться во

многих местах. Люди приходили, чтобы посмотреть на них и услышать их. Слова о Христе коснулись многих сердец. Появились маленькие христианские группы, а затем маленькие монастыри, которыми руководил Колумбан.

Вскоре Колумбан приобрел такой вес и значение, что король Теодорин, которого бесстрашно обличал Колумбан, вынужден был сослать его в Ирландию, но Колумбан бежал. Прибыл в Ломбардию, где занялся снова благовестием, ему покровительствовал местный король. Умер Колумбан в 610 году.

Апостол Швейцарии - Галл (умер в 627 г.)

Величайшим помощником Колумбона был Галл, который всюду сопровождал его. После смерти колумбона он проповедовал в Швейцарии, на родном языке и основал монастырь. Был почитаем как апостол Швейцарии.

Мусульманство

Магомет (571-632). Магомет родился в Мекке. Уверовал в 40лет в Единого Бога.

Первых приверженцев ислама нашел среди своих друзей и родственников. Бежал в Медину от преследований, где нашел сторонников: Постепенно захватил Аравию, Персию, а затем арабские войска проникли в некоторые области Кавказа, и насадили там ислам.

В 632 году после тяжелой болезни Магомет скончался. В место Магомета всю власть принял Омар, который расширил владения мусульман на Египет, Палестину и Сирию.

К христианству и иудеям вначале Омар относился лояльно, хотя облагал повышенным налогом. Храмы и монастыри уцелели. В 644 году Омар был убит в Медине.

Шестой Вселенский собор (Константинополь 680г.)

Византийский император Константин III собрался на шестой собор, чтоб решить монофелитский вопрос. Моно-филиты учили, что у Христа была только одна божественная воля. Собор постановил, что у Христа было две природы и две воли, из которых человеческая подчиняется божественной.

Христиане в VIII веке

Очень сильный размах поклонение иконам приняло в восточной части христианства.

Вошло в обычай вставать на колени перед иконами, молиться им, целовать их, украшать золотом и драгоценными камнями. Мусульмане обвиняли христиан в идолопоклонстве.

В 717 году на Византийский престол взошел император Лев III. Под его командованием армия сумела отразить все натиски арабов, пытавшихся покорить Византию, обезопасив ее от внешних врагов.

После этого он решил заняться внутренними делами.

На шестой год своего правления одним росчерком пера он всех евреев зачислил в христиане. С перепугу евреи подчинились приказу и стали принимать крещение, но в душе они продолжали оставаться теми же.

Затем он принял решение начать борьбу с иконопоклонением. Он издал эдикт, чтобы иконы размещались так высоко, чтобы их не могли поцеловать. Но, это создало волнение среди духовенства и народа, которые привыкли и привязались сердцами к иконам.

Были даже бунты, которые беспощадно подавлялись. Раздраженный Лев III приказал вообще убрать из храмов иконы. Народ стал ложиться на порог. Многие были убиты, посажены в тюрьмы.

Седьмой Вселенский собор (Никейский 787г.)

По настоянию Ирины, матери малолетнего императора Константина VI был созван собор, на котором решался вопрос отношения к иконам. Было принято решение иконы оставить на их местах, почитать их, но не поклоняться им.

Это был последний Вселенский собор.

После него иконопоклонение было окончательно узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед ними свечи, молиться перед ними. Такую форму христианство имеет до сего дня.

Бонифаций (680-755)

Первоначальное его имя Винфрид. Происходил из знатного англосаксонского рода. Проповедовал в Германии. Привел к Богу тысячи людей. Стал Архиепископом Германии. В 755 году во время одного из переходов Бонифаций со своими спутниками принял мученическую смерть от язычников.

Различия в богослужениях в XIII веке на Западе и на Востоке.

1. На Западе в богослужениях употреблялся латинский язык.

2. В Византии все богослужения проводились на греческом языке. В Египте отторгнутом арабами богослужения совершались на коптском языке. В Сирии на сирийском языке.

3. И на Западе и на Востоке широкое распространение получило хоровое пение.

4. На Западе стал применяться орган.

5. Стали уже с седьмого века употребляться колокола, кроме храмов в Египте, Сирии и Палестины, где мусульмане не терпели звона колоколов.

6. На Западе стало укореняться учение о чистилище. Праведники идут сразу в рай, абсолютные грешники в ад, а остальные должны пройти через очистительный огонь чистилища.

не молится перед иконой. Был очень образованным человеком, имел талант писателя. Был очень властолюбивым человеком. Имел в своем доме богатейшую библиотеку. В 858 году император Михаил II сместил патриарха Игнатия и назначил на его место Фотия, но до этого Фотий был государственным служащим. Началась борьба между сторонниками Игнатия и Фотия. В борьбу вмешался Римский папа. В 867 году произошел переворот, в результате которого на престол взошел Василий I. Он сместил Фотия, и поставил на патриарший престол Игнатия. Перед этим Михаил II успел провести собор в Константинополе, на котором римского папу предали анафеме. Василий I наоборот повел политику заискивания перед римским папой, называя его руководителем всего христианства.

Был созван в Константинополе в храме святой Софии 8-ой собор, куда были допущены сторонники патриарха Игнатия. В дальнейшем православная церковь его не признала, Западная церковь признает этот собор и сейчас.

Собор провозгласил зависимость Восточной церкви от Римского престола.

В последствии Василий I после смерти Игнатия, возвел на престол Фотия, который отверг притязания Римского папы на руководящую роль. В 879 году состоялся новый собор, на котором сторонники Римского папы понесли поражение.

Возникновение христианства среди славянских народов. Деятельность Кирилла и Мефодия (проповедь, создание славянской азбуки, передов богослужебных книг)

В 9 веке подвизались два брата Кирилл и Мефодий, именуемые духовными просветителями славян.

Получили воспитание при императорском дворе. Их отец Лев занимал высокий военный пост. Мефодий был старшим братом, служил на военной службе, а затем на горе Олимп постригся в монахи. У Кирилла настоящее имя Константин, которое он сменил незадолго до смерти, когда постригся в схимники (это более строгий монашеский образ жизни). Они обычно жили в "затворе" и не выходили из стен монастыря.

В 858 г. Кирилл и Мефодий отправилась с миссионерской целью к хазарам, близ них жили славяне. Затем они поселились в Моравском княжестве, принеся туда Евангелие и богослужебные книги, переведенные ими на язык македонских славян, который они знали в совершенстве и который был понятен почти всем славянам. В Моравии уже было христианство, которое было принесено католическими миссионерами из Южной Германии, служение свое они совершали на латинском языке. Кирилл и Мефодий славянские слова и выражения изображали греческими буквами, для тех, кто знал латинскую азбуку изображали слова латинскими буквами.

Основной труд по изобретению славянской письменности принадлежит Кириллу. В честь его славянская азбука стала называться "кириллицей".

В последствии в Чехии и Польше славянская азбука была вытеснена латинским алфавитом. Труд Кирилла и Мефодия был встречен некоторыми кругами в Западной церкви, в том числе и папой Николаем I враждебно, но после его смерти Адриан II -новый папа - одобрил труд Кирилла и Мефодия.

Вскоре Кирилл в 869 году умер и его дело продолжил Мефодий, которого римский папа Иоанн VIII в 874 возвел в сан архиепископа Моравского. Мефодий пережил оскорбления, унижения запрещения в своей деятельности. В 871 году Мефодий ездил в Константинополь, где патриарх Фотий проявил к нему исключительное внимание. В 885 г. Мефодий умер в Моравии. В конце девятого века ученики Мефодия, Наум, Ангеларий, Климент изгнанные католическим духовенством из Моравии прибыли в Болгарию. Здесь они продолжили труд своих предшественников.

Христиане в X веке

В результате арабских завоеваний Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский патриархаты оказались на арабской территории, где они влачили стесненное положение. Византийская империя сузилась до размеров Греции.

На Западе тоже не было единого государства, и западная католическая церковь оказалась на территории нескольких государств. После распада империи Карла Великого весь Запад состоял из отдельных герцогств и королевств. Папы посылали своих легатов, чтобы иметь связь со всеми частями католической церкви, которые были зависимы от светских правителей.

В десятом веке ситуация в Западной церкви была самая мрачная. Римские папы совершенно опозорили себя своими беззакониями. За восемь лет было возведено и низвергнуто восемь пап. Эти папы были больше похожи на католиков и коммерческих дельцов и при том недобросовестных.

В греческой церкви положение было немногим лучше, там беззакония не принимали столь чудовищных форм, но постоянно бывали грубые нарушения христианской морали.

Возникновение христианства на Руси

Киевская Русь возникла в 9 веке, объединяя разрозненные племена на огромной территории от Черного моря до Балтийского моря и от современной Западной границы до Волги на Востоке.

Главным богом у славян считался Перун, бог грома и молнии.

Основателем Русского государства считается Рюрик. Он был варягом (варягами называли шведов, датчан, норвежцев). Варяги служили в качестве наемников у русских.

В 862 году Рюрик обосновался в Ладоге, а через два года присоединил к своим владениям Белоозеро и Изборск. Два его дружинника Аскольд и Дир ходили в поход на Константинополь, но в результате бури все русские ладьи были разбиты. После этого по преданию Аскольд и Дир уверовали в Христа, вернувшись в Киев.

В 869 году Рюрик передал княжение своему сыну Олегу. Олег прибыл в Киев, который представлял небольшое селение. Там в это время княжили Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их на открытое место, где выскочившая из засады дружина убила их.

Олег перенес свою столицу в Киев. Все население облагалось податью на содержание княжеской дружины. В 907 году Олег пошел в поход на Византию, на своем пути уничтожая христианские храмы и избивая жителей. Перепуганные греки предложили Олегу большую дань, был заключен договор, русским разрешалось приходить в Константинополь для торговли, но только без оружия, и группами не более 50 человек. Умер Олег в 912 году. После смерти Олега княжить на Руси стал его брат Игорь, который тоже в 941 году повторил поход на Византию, но его войско не выдержало греческого огня и бежало. Через 4 года он заключил мир с греками. Умер Игорь в 945 году во время похода на древлян, которые были возмущены поборами, смяли дружину Игоря, а его убили.

Ольга, жена Игоря

Ольга стала княжить вместо Игоря, жестоко подавив восстание древлян. Через 10 лет Ольга побывала в Константинополе, где приняла крещение. В конце жизни она пыталась обратить в христианство своего сына Святослава, но безуспешно. В 969 году она умерла.

Владимир Святославович

Родился от служанки-ключницы Малуши. Его отец Святослав пытался завоевать южнославянские земли Болгарию и даже Грецию, но погубил свою армию, а сам погиб на Днепровских порогах от Печенегов. Владимир в 980 году захватил престол в Киеве, приносил человеческие жертвы, умерщвляя пленных, был ревнитель языческой религии, любил женщин и был очень жесток.

В 988 году принял христианство. Это произошло после взятия Корсуни на юго-западном берегу Крыма, сейчас это Херсон. Причем город принадлежал Византии, и там находилась дочь императора Анна. Владимир дал обещание императору, что примет христианство, если он даст разрешение на брак с Анной. Император согласился. Владимир крестился, брак состоялся.

Крещение Руси

В Киеве Владимир крестил весь народ, в том числе и детей. Он объявил приказ, о том, что, кто его любит, тот должен поступить также как и он. Большинство вошли в воды Днепра и окунулись под крестное знамение греческих священников. Язычники практически не оказывали сопротивления. Вслед за Киевом, Владимир стал устраивать крещения в других городах. Летописец изображает Владимира после крещения преображенным человеком. Умер Владимир в 1015 году. Церковь причислила его к святым равноапостольским князьям.

Обзорный материал по истории церкви / часть 2

XI век

1. Князь Владимир допустил грубые ошибки, крестя Русь. Он не объяснял народу сути христианства, а по сути насильственно загонял его в лоно церкви.

2. Ярослав Мудрый считается первым законодателем и издателем «Русской правды».

3. Ярослав Мудрый известен как ревностный строитель Софийского собора, основания библиотеки и училища в Новгороде на 300 человек.

4. Первыми епископами на Руси были греки по национальности.

5. Первыми монахами на Руси под Киевом являются Анатолий и Феодосии.

6. На Западе распространялось еще большее удаление от Слова Божия и первохристианства. Появилось учение о сверхдолжных заслугах. Продавались церковные должности, называемые симонией.

7. В 1049 году Папа Римский Лев IX во французском городе Реймсе был объявлен первосвященником.

8. В 1054 году произошел окончательный раскол между Западной и Восточной Церковью. Формальным поводом послужило требование Римского Папы Льва IX, чтобы Константинопольский патриарх Михаил признал первенство Римского Папы, и подчинился ему.

9. С Востока на Византию двигались орды огузов-турок, захватывая и сметая все на своем пути. Турки подчинили себе Персию, Сирию, Палестину, а также почти всю Малую Азию. Византия уменьшилась до размеров Греции. Оставалась узкая полоска побережья, где стоял Константинополь. Турки приняли мусульманство и ужесточили свое отношение к Христианам, которых всячески унижали, оскорбляли и убивали.

10. Иерусалимский монах Петр стал ездить по оккупированной территории и читать послание Иерусалимского патриарха о бедственном положении Христиан, добавляя от себя послание, говоря, что оно внушено ему от неба. Побывал он и в Риме. Папа Урбан II в 1095 году созвал собор, на котором было принято решение начать первый Крестовый поход, который начался в 1096-1099гг. Первый бой под стенами Никеи, столицы Турков, был неудачен, около 500 тысяч крестоносцев погибло. Через год в 1097 году, получив подкрепление, крестоносцы сумели захватить Одессу, Иерусалим и Антиохию.

XII век

1. События на Руси развивались в благоприятном направлении. На Киевский престол в 1113 г. был избран богобоязненный и мудрый Владимир Мономах, который огромное внимание уделял строительству церквей и монастырей, начала писаться летопись. Последующие князья Юрий (Георгий) Долгорукий (1149-1157гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174гг.) расширяли и укрепляли государство. Церковь они считали органом, укрепляющим свою власть. Духовенство стало привилегированной кастой. Церковь была формальной и обрядовой, и лишь немногие представители церкви были светильниками для окружающего мира, таким был Кирилл Туровский (1130-1182гг.)

2. Для защиты владений крестоносцев от арабов и турок был создан духовно-рыцарский орден Тамплиеров (Храмовники). Чуть позже богатыми немцами был создан орден Тевтонов для помощи больным и бедным немцам, а также для помощи паломникам германского происхождения. Появился орден Госпитальеров для ухода за больными, защиты паломников, попечение о неимущих рыцарях. В 1189 году сын Фридриха Барбароссы, германо-римский император придал Тевтонскому ордену военный характер и дал ему устав Тамплиеров. Придя в себя, турки захватили Эдессу и это стало причиной второго Крестового похода в 1147 году, в котором участвовали германо-римский император Конрад III, а также французский король Людовик VII. Агитировал за поход аббат Бернард Клервосский. Результатом второго крестового похода явилось объединение турок и арабов. Ужесточение отношения к христианам. В 1187 году Эмир Саладин захватил Иерусалим, и это стало причиной для третьего Крестового похода в 1190 г., в котором участвовал и английский король Ричард Львиное Сердце. Как и во втором походе, третий тоже ничего не дал, лишь закрепив, существующее положение вещей. У христиан осталось лишь Антиохийское княжество.

3. В Болгарии началось новое движение под названием «Богомилов». Предполагается, что оно возникло под влиянием учения Болгарского священника Богомила, который учил о возврате к первохристианству, отвергал иконопоклонение, обряды, Ветхий Завет. Их учение было близко к учению Павликиан, а на западе появилось учение катаров (чистые), на юге Франции их назвали Альбигойцами по имени г. Альби. Они стремились к чистоте святости к первохристианству, а во второй половине XII века во Франции появились так называемые «вальденсы» по имени богатого купца Петра Вальденса, который раздал свое имущество бедным и отправился на проповедь чистого Евангелия. Вальденсы учили и жили как первые христиане. Все эти движения были гонимы.

XIII век

1. Папа Римский Иннокентий III в миру Лотар Граф Сеньи родился в 1160 г., учился в Париже, стал папой в 37 лет. Был очень энергичен и имел поразительные успехи в достижении мирового господства. Смог организовать три

Крестовых похода: 4-ый крестовый поход (1202-1204), Детский поход (1212г), 5-ый крестовый поход (1217-

1221).

Яростно боролся с так называемыми еретиками-катарами (альбигойцами) и вольденсами против которых

организовал поход (1209-1229гг.)

Организовал Экуменический Латеранский синод в 1215 году, на котором была введена инквизиция, как средство

борьбы с еретиками, организация 5-го Крестового похода и было санкционировано учение о пресуществлении

(Хлеба и вина в тело и кровь Христа).

2. Были образованы нищенствующие ордена, из которых наиболее известен орден Миноритов (меньшие братья), основанный Франциском Ассизским, в последствии стал называться орденом Францисканцев, главная цель его создания - проповедь Евангелия. Этот орден был светлым лучом во мраке ночи. Особенно его основатель Франциск Ассизский.

Орден Доминиканцев, основанный в 1170 г. испанцем Домиником с целью проповеди еретикам, после смерти Доминика стал оплотом подавления инакомыслия. Инквизиция нашла для себя плацдарм в лице этого ордена.

3. Схоластики - это движение, которое стремилось согласовать веру и знание, а мистики стремились заниматься медитацией (размышлением) с целью духовного соединения со страждущим Христом. Видными деятелями схоластов были Ансельм Крнтерберийский, Фома Аквинский, написавший книгу «Сумма теологии" и Дунс Скоте, а наиболее известные деятели мистиков Бернард Клервосский, Мейстер Экхарт.

4. Морально и нравственно западное христианство пало очень низко. Такие явления, как наложиичество, разврат, беззаконие были широко распространены. Широко распространился среди народа взгляд на папу, как на антихриста.

XIV век Папа Бонифаций VIII

В 1300 году Бонифаций VIII объявляет «Священный год». Бесчисленное количество поломников отправляется в Рим. Молятся у гробниц апостолов, а также в соборе Петра на Латеранском холме и получают от папы отпущение грехов. Этот юбилейный год, праздновавшийся в начале через каждые сто лет, стал позднее праздноваться каждые 25 лет, принося папскому престолу несметные доходы.

Бонифаций VIII поощрял культ своей собственной личности. Бонифаций находился на вершине могущества, самый опасный противник Германия была разбита, но в это время во Франции незаметно набирал силы король Филипп IV в истории получивший название «Красивый» и вскоре между этим королем папой началась борьба. Филипп наложил запрет на вывоз золота и серебра из Франции и тем самым создал для папы серьезные финансовые затруднения. Папа в 1302 г. провозглашает свою власть превыше земной и угрожал вечной погибелью, всем, кто проявит непослушание папе. Филипп не подчинился папе, и над ним повисла папская булла с проклятием. Филипп IV созвал народное собрание от всех сословий Франции, и это собрание единодушно поддержало короля и осудило папу. После этого его арестовали, и вскоре он умер в Риме в болезненном психическом состоянии. Со смертью Бонифация надежды папства на абсолютное мировое господство разбились раз и навсегда.

Падение пап в г. Авиньоне. Подчинение папы светской власти.

Бонифаций VIII умер в 1303 году. Его преемник Бенедикт XI поспешил выразить французскому королю свою готовность в исполнении его желаний. После его смерти папой стал Климент V, француз по национальности, покорность его дошла до того, что в 1309 году он перенес свое пребывание из Рима во Францию, в г. Авиньон. Папа был полностью под контролем французского короля. Этот период в истории христианства известен как «вавилонское пленение» пап, хотя более правильно нужно было бы назвать «Авиньонское пленение» пап, т.к. это было добровольное пленение, перед французскими королями. Что касается других более мелких государств, а также раздробленной Германии папы по-прежнему стремились вести себя, как хозяева. После Климента-V папой стал Иоанн XXII - сын сапожника, ставший в последствии банкиром. Вступив на папский престол, он нашел финансы «святейшего престола» в полном упадке. И вот он пускает в ход все способности банкира, и вводит такую хитроумную систему налогов, что в самое короткое время наполнил папскую кассу невероятно большой суммой денег. Его система заключалась в том, что в церкви все буквально стало стоить денег. Каждое духовное звание, каждое пастырское место в приходе, каждая привилегия, все оплачивалось большими деньгами. Но особенно большие суммы денег поступали за отпущение грехов. Церковь стала под невероятной налоговой тяжестью, и в народе росло с каждым днем глубокое недовольство беспорядками в церкви. Идея нищенствующих орденов была противна Иоанну XXII, он считал их идеи еретическими, проклинал мистиков и особенно Мейстера Экхарта. В его правлении сгорел собор Петра в огне грандиозного пожара. Во всей Европе вспыхнула эпидемия чумы, погибло две трети населения Европы. Люди считали эпидемию чумы страшным судом Божиим.

Ко всему возникли гонения на евреев. И вот наступил 1350 год, был объявлен «Священный юбилей». Множество народа в надежде получить избавление от невыносимых бедствий хлынули в Рим, а папский престол пустует. В народе распространился слух, что папа в Авиньоне получил письмо от сатаны, в котором приветствует его как своего заместителя, и благодарит его за помощь в борьбе против Иисуса Христа.

Руководители европейских государств начали сплачиваться против папы. В это время Данте Алегьери написал свою «Божественную комедию», и поместил папу Николая III в самое страшное место ада.

В 1377 году пала Григорий XI вернулся из Авиньона в Рим, но вскоре после этого умер и на его место был избран итальянец Урбан VI; французские кардиналы не признали его папой избрали собственного папу Климента VII.

Церковь раскололась. Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия и Испания держали сторону Авиньона, а Италия, Германия и Англия поддерживали Рим. Оба папы дошли до отлучения друг от друга. Местами доходило до убийства и поджогов. Было принято решение собрать Собор, причем без согласия пап. Парижский университет стал местом обсуждения проблем Собора. Собору и всем его решениям должен был подчиниться и папа Долгожданный Собор состоялся в 1409 г. в г. Пизе, но закончился полной неудачей.

Благотворное влияние мистиков

Мы уже говорили о великом мистике Мейстере Экхарте 1260-1328. В тяжелое, смутное время XIV века этот человек был светлым лучиком. Он учил: «Все прекрасно, что делает человек, слившийся с Богом; Бог влечет нас сильнее всего любовью. Ничто не связывает Бога с тобою и тебя с Богом с такой силой, как узы любви. Кто вступил на этот путь, тот не ищи другого. Пребывание в этой любви спасительнее и угоднее Богу, чем делание добрых дел и исполнение всех обрядов людьми, находящимися вне этой любви».

Мейстера заподозрили в ереси, но лишь после его смерти появилось папская булла, объявляемая семнадцать положений Экхарта еретическими и одиннадцать подозрительными. Но даже после этого ученики Экхарта не перестала видеть в нем «Святого Мейстера». Его проповеди переписывались во всех монастырях и его глубоко духовные мысли делались достоянием великого множества людей.

Виднейшими учениками Экхарта были Иоганн Таулер и Генрих Зейве. Особенно известен Иоганн Таулер, родился в 1290 году, учился в Париже. Его сердце жаждало любви, света и жизни. Во время эпидемии чумы вместе с «Друзьями Божиими» помогал больным, проповедовал в Страсбурге, утешал, был гоним. Умер в 1361 году в монастыре.

Предшественник реформации: Джон Виклиф

Джон Виклиф родился в небольшом поселке Спресвелл на юге Англии, ныне больше не существующей. Время рождения предположительно 1230 г. Закончил Оксфордский университет. В мае 1361 г. становится священником прихода в г. Линкольшире. В декабре 1365 года стал ректором богословского колледжа в Кентербери, получил докторское звание богослова.

В 1374 г. получает королевский приход и остается там до смерти, именно на это время приходится его деятельность, как реформатора. Предполагают, что на его умонастроение подействовали вальденсы. Вот тезисы Виклифа:

«Церковь должна быть бедной, каковой она и была в апостольские дни. Церковь - это совокупность всех верующих. Глава Церкви -Христос.»

На основании Библии доказывал, что монашество не имеет права на существование. Повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри, и монахам пришлось взяться за труд. Перевел Новый Завет на английский язык, а его друг Николай Харфод перевел Ветхий Завет. Библия стала достоянием английского народа.

Папа Григорий XI в своих буллах проклял великого предшественника Реформации. Летом 1381 г. Виклиф выпустил 12 тезисов относительно причастия, высказывая евангельский взгляд на эту заповедь Христа. В 1384 году во время служения в церкви Виклифа постиг второй удар инсульта и 31 декабря он умер. Через 20 лет тело было вырыто из могилы, сожжено и пепел брошен в реку Свист.

Христиане в XV веке

Ян Гус. Родился 6 июля 1369 года. Посвятил себя служению в церкви. Стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге. У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский), который много путешествовал, в том числе был в Англии, где впитал идеи Джона Виклифа и познакомил с ним Яна Гуса.

Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал проповедовать его. На его проповеди стекалось множество народа и вскоре он приобрел огромное влияние в своей стране.

Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава.

Вскоре Ян Гус стал ректором университета. Немецкие студенты оставили университет, разнося о нем слухи и клевету, как о еретике. Яну Гусу симпатизировал не только королевский двор, но и сам архиепископ Пражский д-р Сбинко.

Вот как характеризуют Яна Гуса его современники: «Большая начитанность, в особенности Священного Писания, удивительная твердость в убеждениях, необыкновенная серьезность характера, безупречная жизнь, пламенная ревность, неудержимая смелость, прямолинейность и несгибаемая воля и наконец его взгляд на венец мученика, как высшую цель человеческой жизни».

Ян Гус сначала в своих проповедях критиковал безнравственность духовенства, а затем перешел к критике самого учения католической церкви. Он решительно выступает против продажи индульгенций. Доказывает, что у Церкви только одна Глава - Христос, и поэтому второго главы в лице папы не может быть.

Проповедь Яна Гуса против отпущения грехов за деньги вызвала гнев папы, который предал его проклятию, которое было объявлено со всех церковных кафедр.

Интердикт папы был наложен и на г. Прагу. Все церковные колокол должны были замолчать, все богослужения были прекращены, не совершались ни бракосочетания, ни крещения, ни причастия - до тех пор, пока Прага не отречется от Гуса и не откажет ему в прибежище в своих стенах. После этого даже король Венцлав не осмелился защищать Гуса. Гус удалился в замок одного рыцаря, откуда писал одобряющие письма своим прихожанам.

В 1414 году в г. Констанце в Германии состоялся собор. На этом соборе, продолжавшемся 4 года состоялся позорный суд над Яном Гусом. 11 октября 1414 года Ян Гус покинул Чехию, и в сопровождении немногих рыцарей прибыл в Констанц, где поселился на частной квартире. 28 ноября Гус был арестован и переправлен в доминиканский монастырь. С 5 по 8 июля рассматривалось дело Яна Гуса. От него потребовали отречения. Гус ответил, что он готов отказаться от своих убеждений, если ему будет доказано, что они не основаны на Священном писании. Но никто не стал разбираться со взглядами Гуса, от него требовали отречения. Собор постановил Гуса сжечь. 6 июля 1415 г. в день его рождения приговор был исполнен. Его дело продолжил Иероним Пражский, который тоже принял мученическую смерть на костре 30 мая 1416 года.

В Чехии разгорелись так называемые Гуситские войны, продолжавшиеся 20лет. Это была месть чешского народа за смерть своего великого соотечественника Яна Гуса.

Итоги Базельского собора

За Гуситскими войнами последовали мирные переговоры между воюющими сторонами на Базельском соборе с 1431 по 1449 гг. На Соборе Гусисты одержали победу они добились сохранения чаши мирян в причастии.

Совонарола

Доминиканский монах Джироламо Совонарола, пророк и реформатор Италии, жил во Флоренции, здесь же и умер как мученик.

Совонарола боролся один, его окружал фривольный дух времени и испорченное до крайности духовенство. Этот человек в большом почете не только католиков, но и протестантов.

Совонарола был представителем старинного дворянского рода. Будучи юношей, ушел из родительского дома и стал монахом в доминиканском монастыре в Болонье. Думая, что он убежал от греха, скоро увидел, что ошибается. Греховный мир проник и в монастырь. В монастыре Совонарола провел 14 лет, занимаясь богословием, преподавая богословие и философию молодым монахам.

Он обладал удивительным влиянием на людей. Однажды он путешествовал на судне по реке По. С ним находились 18 солдат, которые вели себя непристойно. Совонарола попросил их хоть полчаса уделить ему внимания, а потом они могут делать, что хотят. Солдаты утихли, и не прошло еще и получаса, как 11 из них пали к его ногам и в слезах раскаяния поведали ему свои грехи.

Особенно много врем







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.