Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткая история Польской православной церкви.





История Православной Церкви Словакии и Чешских земель

Краткая история Польской православной церкви.

Краткий очерк истории православия в Польше до 1918 г.

Православие в 1925-1945 гг.

После провозглашения независимости польская власть нуждалась в независимой от русской православной церкви. На тот момент в Польше проживало от 3,5 до 5 миллионов православных. На территории государства оказались епархии Холмская, Варшавская, Виленская, Гродненская, а также часть Волынской и Минской. Идею автокефалии Польской церкви поддерживал и архиепископ Варшавский Георгий Ярошевский. Однако 6 февраля 1923 года он был убит противником автокефалии.

12 апреля 1924 г. в Польской церкви был принят новый календарь - так называемый новоюлианский.

13 ноября 1924 года патриарх Константинополя дал благословение на автокефалию Польской церкви, а в следующем году был выслан соответствующий томос (документ). Автокефалия Польской церкви была признана всеми православными церквями, кроме Русской. Церковь была разделена на 5 епархий - Варшавско-Холмскую, Волынскую, Гродненскую, Виленскую и Полесскую.

Проводилась в Польше и политика латинизации православных. Лучшим для этого способом считалась уния. Но чтобы она не сопровождалась украинизацией, новых униатов напрямую подчиняли местным латинским епископам и их приходы назывались Католическими восточнославянского образца. Также нео-униаты сохраняли без изменений свою литургию.

Однако успехи нео-унии были ничтожны - в 1931 году их было 27 тысяч, в 1932 - уже 24 тысячи. При этом немалая часть из них были просто украинскими униатами, переехавшими в другие районы Польши. Также активно проводилась полонизация населения. Закон божий стали преподавать также на польском, была введена польская литургия. С 1937 на Волыни была разрешена литургия на украинском языке. Также велась компания по изъятию православных храмов - к 1929 у православной церкви было отнято 45% храмов, принадлежавших ей при царе.

После того, как Польша оказалась под властью СССР, единство Польской церкви и Русской было восстановлено. И в 1948 году была провозглашена официально автокефальная ППЦ с четырьмя епархиями. Однако место архиепископа, который был в 1948 смещен из-за противления коммунистическим властям, до 1951 было вакантно. Позже было выделено еще две епархии. Церковь насчитывает 410 церквей, 250 приходов и 259 священников. Верующих насчитывается около 570 тысяч.

История Православной Церкви Словакии и Чешских земель

Распространение православия

Православие среди чехов и словаков стало распространяться во времена Кирилла и Мефодия, прибывших в Моравию в 893 г. Среди последователей двух православных святителей был и епископ Горазд. Однако вскоре латинская партия победила и православие на этих землях было задушено. Организационно православие продолжало существовать только в Карпатах в пределах Мукачевской епархии.

Создание православной церкви

В 1863 году несколько чешских политиков в Праге основали православную общину, которая вошла в состав Черновицкой митрополии (Румыния), но в начале Первой мировой войны (1914) австрийские власти общину запретили, как организацию, опасную для государства. В 1919 году община была восстановлена.

В 1920 году часть католиков отделилась от Рима, и основала национальную церковь, которая была тесно связана с православием. В 1921 Сербская церковь посвятила для них епископом Матияша Павлика под именем Горазд.

В 1922 году старая православная община получила нового главу - чеха Антонина Йиндржиха, который долгое время жил в России и стал там архимандритом Савватием. Из-за отрицательного отношения к сербам он обратился в Константинополь и в 1923 был там посвящен епископом. В 1924 из национальной церкви вышел Горазд с частью верующих, придерживающихся православия, образуя, таким образом, две православные группировки. Правительство Савватия не признало, и это сильно упростило деятельность Горазда.

Народное собрание (1925) из 11 священнослужителей и 36 мирских официально учредили Православную церковь Чехословакии, находящуюся в подчинении Сербского патриархата. В 1926 все имущество церкви Савватия было передано церкви Горазда. Верными Савватию остались только русские эмигранты.

В 1927 Православная церковь расширилась после присоединения карпатских русин, которые раньше входили в состав епархии Будапешта. В июне 1942 Горазд епископ был арестован, а 4 сентября расстрелян фашистами вместе с другими церковными активистами. Был издан приказ о роспуске церкви. Все священники были высланы в концентрационные лагеря.

 

Послевоенный период

После войны церковь перешла в ведение Московской патриархии. Вначале был образован экзархат и прислан епископ для оставшихся 8 тысяч верующих (после присоединения Карпатской Руси к Украине, верующие стали частью РПЦ).

В 1949 отделенные от Пражской, епархии Оломоуца, Брно и Прешова заключили было унию с Римом, но в 1950 она была разорвана. А 9 декабря 1951 была дарована автокефалия Чехословацкой церкви.

Однако патриарх Константинополя не признал такого права за Москвой и Томосом от 8 сентября 1998 сам даровал церкви автокефалию. В 1990 было 4 епархии, 245 приходов и 200 тыс. приверженцев.

После распада Чехословакии церковь также сменила свое название на нынешнее. Также церковь была разделена на две митрополичьи провинции, одна в Праге, вторая в Прешове.

В 1993 в Словакии все некогда греко-католические храмы были возвращены католикам. А это 135 из 170 храмов церкви. Однако с того времени строится 50 новых церквей.

 

Лекция 11

ИСТОРИЯ АЛБАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Христианизация

История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Древнейшее население территории Албании - иллирийцы - было подчинено Римской империей к I веку по Р. X.

 

Первый период (ІІ- VІІ вв.)

Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Апостол Павел, который в 55-57 гг. по Р. X. из Коринфа пишет послание римлянам, замечает "благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим 15. 19). Ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества епископа Астия в 98 г. по Р. X.

В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. На территории современной Южной Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия.

С конца VI века в ходе продвижения славянских племен на Балканский полуостров происходили значительные изменения в составе населения территории Албании. В то же время из-за военной и политической обстановки греко-римские города переживали упадок и многие епископские кафедры были перенесены в другие города или упразднены.

Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Восточного Иллирика византийским императором Львом III Исавром к Константинопольскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий современной Албании Охридской архиепископии.

 

Третий период (нач. XIв.- 1767) В конце IX - начале XI в. Албания входила в Болгарское царство Самуила. В 1018г., после завоевания Византией Болгарского царства, император Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болгарских землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории современных государств Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и Албании.

На территории современной Албании в нее вошли пять епископий: Диррахийская митрополия в ХI-ХIП вв. по-прежнему входила в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе современной Албании, было сильно влияние католической Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения православного митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ.

Возникновение первого государственного объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории Албании в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств.

В середине XIV в. Албания попала под власть Сербского государства, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г.

В начале XV в. большинство районов Албании были покорены турецким султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. Албания сопротивлялась турецкому завоеванию. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей Албании.

Турецкое господство

В период османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви Албании было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII в. возводились новые монастыри, которые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию.

Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться " криптохристианами ". Они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли православные традиции.

 

Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви.

В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных.

В ХVIII-ХIХ вв. предпринимались попытки перевода Священного Писания на албанский язы к.

В 1878-1881 гг. возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность Албании, известное под названием Албанская лига. Добившаяся фактической автономии Северной Албании и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией.

Попытка возродить движение в 1899-1900 гг. также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоевание независимости Албании. 28 ноября 1912 г. в г. Влёра была провозглашена независимость Албании и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали - этот день отмечается как национальный праздник.

 

В этот момент возникает настоятельная необходимость самостоятельности албанских религиозных общин. В решении этого вопроса важную роль сыграла албанская диаспора в Америке и в Европе.

Первое провозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10-12 сент. 1922 г. В 1937 г. автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.

 

После оккупации в 1939 г. Албания, была включена в состав Италии. Начались попытки подчинении православного населения по власть Римского понтифика через унию. С этой целью римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы страны.

После освобождения Албании от захватчиков, к власти в стране пришли коммунисты. В январе 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Э. Ходжей (1908-1985).

Начались политические репрессии, преследование верующих. 4 апреля 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. Албания была объявлена атеистическим государством. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании религии государством (Ст. 36) и о запрещении религиозных организаций, религиозной деятельности и пропаганды (Ст. 54).

Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть, в т. ч. архиепископ Виссарион, викарный епископ Аполлонийский Ириней. Это было гонение в отношении всех религиозных общин Албании.

Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система. Открылись храмы. Началось восстановление православной Церкви и всей религиозной жизни в стране.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.