|
ВИДЫ РИСКОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ДИССЕР СТР.119 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В процессе управления проектными рисками осуществляются следующие этапы: 1. Идентификация рисков, на котором строится как можно более полный список рисков, имеющих место в конкретном проекте. В процессе идентификации конкретизируются большинство параметров всех выделенных рисков в перечне их свойств. 2. Категоризация рисков, в процессе которой каждому риску приписывается одна из трёх категорий, влияющая на метод мониторинга, предотвращения и реагирования на риск. 3. Планирование мониторинга, предотвращения и реагирования на риски, результатом которого будут планы мониторинга, предотвращения и реагирования на риски различных категорий. В данных планах должны будут быть прописаны конкретные ответственные за мониторинг лица, описан регламент выполнения работ, приведены конкретные действия по предотвращению или реагированию на риск. 4. Собственно, этап мониторинга, предотвращения и реагирования на риски, который является итеративным и выполняется в соответствии с плановым регламентом. В рамках данного процесса на периодической основе происходит возврат к предыдущим процессам, поскольку для гибкого управления рисками необходимо постоянно перепланировать в связи с изменяющимися условиями. 5. После окончания проекта (его закрытия) необходимо провести процедуру анализа эффективности управления рисками, результатом которой становится аналитическая записка с выводами относительно успешности управления рисками, оценками прибыли/расходов в связи с выполнением процедуры управления рисками, рекомендациями по изменению базы известных рисков. 6. Обновление базы известных рисков, когда в базу вносится новая информация и новые знания, полученные в процессе работы над проектом.
Еще Даниил Бернулли в далеком 1738 году заметил, что в процессе принятия решения людям свойственно уделять больше внимания размеру последствий разных исходов, нежели их вероятности. В действительности рационально ориентироваться не на величину последствий (влияние) риска, а на влияние риска с поправкой на вероятность его наступления (метрику риска):
Метрика риска = Влияние риска х Вероятность риска
И сразу при упоминании вероятности приходят на ум законы больших чисел и статистика, после чего руки опускаются: как можно говорить о точной количественной оценке вероятности таких событий, как, например, «повышение курса валюты контракта на Х%» или «несоответствие техническим требованиям», да и какой в этом смысл? Мотивация применять методологию резко снижается, поскольку сложность количественной оценки вероятности рисковых событий может быть непропорциональна сложности проекта.
Но ведь помимо количественной оценки рисков есть и качественный их анализ. Для этого используются вербальные (словесные) шкалы (см. Табл. 1).
Таблица 1. Таблица качественной оценки рисков проекта
Вы можете придумать и собственную шкалу оценок (главное, чтобы в рамках компании руководители проекта пользовались единой методологией). Как видно из таблицы, в пересечениях строк и столбцов мы имеем значения метрики риска (произведения качественных оценок влияния и вероятности). Для дальнейшего использования качественных оценок рисков словесным оценкам необходимо присвоить соответствующие оценки в баллах, например:
Таблица 2. Таблица преобразования качественных оценок рисков в баллы
Теперь мы можем ранжировать риски по их метрикам. Вверху списка окажутся риски с максимальной оценкой. По известному правилу Парето уделять внимание следует, прежде всего, «верхним строчкам» ранжированных рисков.
Полезным инструментом верхнеуровневого управления проектными рисками (с точки зрения руководства компании) является КБРП — комплексный балл рисков проекта. Его мы получаем, сложив численные значения метрик десяти максимальных рисков проекта. Если компания практикует технологичный подход к управлению проектами и регулярно составляет реестр проектов, то в нем будет полезно иметь колонку с КБРП. Тогда руководитель компании (либо директор проектов или другое ответственное за проектную деятельность лицо) всегда будет иметь информацию, какие из актуальных проектов на текущий момент содержат в себе больше рисков. Конечно, чтобы система работала, руководители проектов должны регулярно «переоценивать» риски и, соответственно, выводить актуальное значение КБРП[5].
Запас карман не тянет О том, что представляют собой основные стратегии реагирования на угрозы (уклонение, передача, снижение и принятие) и на возможности (использование, совместное использование, усиление), и как они могут реализовываться в проектах, лучше прочитать в руководстве PMBoK[6]. Некоторые варианты перечисленных стратегий отображены ниже: [6] PMBoK 2004, глава 11.5.2. Рисунок 2. Стратегии реагирования на риски
Для иллюстрации выбора различных стратегий (или, проще говоря, антирисковых мероприятий) приведена врезка (см. Табл. 5, 6). Здесь же хотелось бы немного «развернуть» понятие стратегии принятия риска.
Пассивное принятие, когда принято решение не предпринимать никаких превентивных мер, очень смахивает на русское «авось». Команде проекта в случае наступления рискового события остается действовать на свое усмотрение, спасая цели проекта.
Активное принятие риска означает создание резервов на непредвиденные обстоятельства. Следует создавать резервы непредвиденных расходов (величина которых в зависимости от новизны — инновационности — проекта варьируются в широком диапазоне, вплоть до кратного размера некоторых статей сметы известных расходов).
Отношение к финансовым резервам все еще неоднозначное. Многие руководители компаний и подразделений не воспринимают эту строку в бюджете проекта как инструмент управления рисками, исходя из того, что созданный резерв обязательно будет потрачен. Такая политика ведет к тому, что руководители проектов «прячут» резервы внутрь статей бюджета. Это «раздувает» смету и не решает главную проблему — когда возникают обстоятельства, неучтенные на старте проекта, команда проекта не имеет «запасного парашюта».
Опасность необоснованных расходов по смете с резервами действительно существует, но от этой напасти есть лекарство. Существует практика создания двух резервов с различными режимами использования (см. Табл. 3). Такая практика снижает риск того, что в компании не хватит ресурсов на завершение проектов, когда в них начнут один за другим срабатывать риски (что является нормальным для проектной деятельности).
Таблица 3. Виды и режимы использования финансовых резервов в проекте
В противовес компаниям, где планируют расходы «копейка в копейку», в технологически зрелой компании на руководителя проекта, который планирует без резервов, посмотрят косо. При этом опытные руководители проектов резервируют не только деньги, но и время. И снова: нельзя «зашивать» временные резервы внутрь сроков выполнения задач. Для этого следует создавать лаги (промежутки, так называемые «ефрейторские зазоры») между работами. Это не расхолаживает команду проекта, но позволяет сманеврировать в критических ситуациях (а они обязательно будут).
Небольшой комментарий к стратегии передачи риска. Наиболее распространенными формами реализации данной стратегии являются страхование риска и привлечение компетентного подрядчика на выполнение фрагмента работ, с которыми связан риск. Так вот: во втором случае риск можно считать переданным только тогда, когда подрядчику передана вся полнота ответственности. Реализовать это на практике очень сложно, поскольку заказчик проекта хотел бы иметь дело с организацией (командой), «подпоясавшейся» на весь проект, и проблемы с подрядчиком его мало волнуют. В случае наступления риска, переданного подрядчику, избежать удара по целям проекта и репутации компании (исполнителя проекта) вряд ли удастся.
Планирование антирисковых мероприятий целесообразно проводить в режиме совещания, например, сразу после мозгового штурма по идентификации рисков. Очень полезно на этом совещании выделить ответственных за несколько типов антирисковых мероприятий. Эти люди должны «вылавливать из эфира» общего обсуждения ценные мысли и формировать свой список мероприятий. Тогда по итогам совещания появятся несколько «черновых» списков:
Такие списки существенно облегчают последующую работу руководителя проекта по планированию антирисковых мероприятий.
Таблица 4. Пример шкалы оценки влияния и вероятности для риска задержки оплаты со стороны заказчика (во внешнем проекте)
Итак, для эффективного управления проектными рисками в компании необходимо:
Таблица 5. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте поставки оборудования
Таблица 6. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте проведения бизнес-конференции
СТРАХОВІ ТАРИФИ Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|