Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М.М.Сперанский – судьба реформатора в России.





Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. - Лекция №8, 15,16.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца - М., 1999.- С.431-435.

Мамонов, А.В. Интеллектуальные задачи и возможности власти в XIX веке./ А.В.Мамонов // Отечественная история. – 2005. - №4.

Роль декабристов для идейного развития русского общества.

Нечкина, М.В. Декабристы. - М.,1983.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца - М., 1999. - С.442-453.

Волкова, И.В. Мятеж декабристов / И.В. Волкова/ ОНС. – 2006. - №4. - С.100-111.

Александр I. Политика правительственной модернизации «сверху».

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века – М., 2003. – с.405-425.

Россия под скипетром Романовых 1613-1913 гг. – М., 1990.

Федоров, В. Император Александр I // Герои и антигерои Отечества/ Сост. В.М. Забродин. М., 1992.

Кавказская война 1812 – 1864 гг. и Алексей Ермолов.

Кругов, А.И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII-начало XX вв.) / А. И. Кругов – Ставрополь, 2001.

Орешкова, С.Ф. Османская империя и Россия в свете их геополитического разграничения / С.Ф. Орешкова // Вопросы истории. - 2005. - №3. - С.34-47.

 

Термины:

Промышленный переворот – резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата. В России – с первой половины XIX в. до начала 80-х годов XIX в.

Негласный комитет – неофициальный орган в 1801 – 1803 гг. при Александре I из его сподвижников (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев). Подготовил проекты учреждения министерств, реформы сената и ряд других реформ. Большую помощь в его работе оказал М.М. Сперанский.

Государственный Совет – высший совещательный орган Российской империи в 1810 – 1917 гг. Рассматривал законопроекты до их утверждения императором. После создания Государственной думы (1906 г.) играл роль верхней палаты парламента и частично избирался.

Военные поселения – особая организация войск (1810 – 1875 гг.) с целью уменьшения военных расходов, созданная под руководством А.А. Аракчеева. На казенных землях расселялись воинские части, которые с местными жителями, превращенными в солдат, сочетали военную службу с ведением хозяйства.

Либерализм (лат. «свободный») – течение, выступающее за парламентаризм, буржуазные права и свободы, демократизацию общества и расширение предпринимательства. Отвергал революционный путь преобразований, добивался изменений легальными средствами, реформами.

Легитимный (лат. «законный») – действие, лицо, событие, факт политики, имеющие общественное признание. Легитимисты – сторонники так называемой легитимной (законной) династии, свергнутой революцией.

Легитимность – законность, положительная оценка; принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться. Общественное признание действия, лица, события, факта политики.

Кодификация ( лат. «приводить в систему») – систематизация и объединение законов страны, распределение их по отдельным отраслям и приведение законов в единую согласованную систему.

Бюрократия – власть чиновников, система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, обладающего определенными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается произволом, формализмом, взяточничеством, очковтирательством.

Попечительная политика – политика, основанная на заботе и контроле государства над обществом.

Либеральная политика – политика, основанная на ценностях либерализма, высвобождении индивидуальной инициативы людей, избавлении от их прямого контроля и вмешательства государства.

 

Тесты

1. Отметьте черты русской промышленности и торговли в первой половине XIX века:

a) значительная доля мелкой крестьянской промышленности;

b) начало промышленного переворота;

c) рост отходничества;

d) преобладание торговой буржуазии над промышленной;

e) преобладание промышленной буржуазии над торговой.

2. Кто был главным воспитателем Павла I с 1761 г.?

a) Н. И. Панин;

b) Ф. С. Лагарп;

c) М. М. Сперанский.

3. Какая организация в период правления Александра I получила название Не­гласный Комитет?

a) узкий круг близких друзей императора;

b) тайная полиция империи;

c) комиссия по подготовке реформ.

4. В какой период правления Александра I ужесточилась цензура?

a) после 1817 г.;

b) в 1801 г.;

c) в 1826 г.

5. В чем состояла суть указа «О вольных хлебопашцах» 1803 г.?

a) указ разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с землею за выкуп;

b) указ освобождал часть крестьян от крепостной зависимости;

c) указ переводил крестьян в разряд «военных поселенцев».

6. Какую цель преследовал Александр I, создавая «военные поселения»?

a) укрепить границы Российской империи;

b) снизить государственные расходы на содержание армии;

c) подавить волну крестьянских выступлений.

7. Какие мероприятия были проведены в первые месяцы правления Александра I?

a) начались гонения на высшую школу - первым пострадал Казанский универ­ситет;

b) были организованы «военные поселения»;

c) был разрешен ввоз иностранных книг, уничтожена Тайная экспедиция, вос­становлены дворянские выборы в губерниях.

8. Кто из сподвижников Александра 1 был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона, арестован и сослан в Нижний Новгород?

a) П. А. Строганов;

b) М. М. Сперанский;

c) И. Н. Новосельцев.

9. В начале 1812 г. французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было срочно её пополнять. Как Александр I разрешил эту пробле­му?

a) царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение;

b) была введена всеобщая воинская повинность;

c) по всей стране было объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.

10. Какие потери понесла Россия в войне 1812 г.?

a) 100 тыс. человек;

b) 500 тыс. человек;

c) 2 млн. человек.

11. Как называлось село, в которое 17 августа 1812 г. прибыл М. И. Кутузов что­бы возглавить русскую армию?

a) Царево Займище;

b) Фили;

c) Таруса.

12. Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г.?

a) наступать на Москву по Владимирской дороге;

b) захватить Москву;

c) совершить отступление из Москвы через Калугу и Тулу.

13. Какой орган государственной власти должен был по проекту М. М. Сперан­ского соединить в себе высшую законодательную, исполнительную и судеб­ную власть?

a) Государственная Дума;

b) Государственный Совет;

c) Негласный Комитет.

14. Назовите одного из руководителей партизанского отряда во время Отечест­венной войны 1812 г.:

a) Г. М.Курин;

b) М. И. Платов;

c) Ф. П. Уваров.

15. Какой из перечисленных документов предполагал отмену крепостного права:

а) конституционный проект Новосильцева-Вяземского;

б) указ о «вольных хлебопашцах»;

с) проект преобразований М.М. Сперанского.

16. В каком году Александр I подписал Конституцию Царства Польского?

a) в 1815 г.;

b) в 1818 г.;

c) в 1820 г.

17. Какой город должен был стать столицей Российского государства в случае по­беды декабристов?

a) Нижний Новгород;

b) Москва;

c) Екатеринбург.

18. Кому из декабристов было поручено накануне восстания убийство царя?

a) П. Г. Каховскому;

b) М. А. Милорадовичу;

c) К. Ф. Рылееву.

19. Как называлась вторая крупная организация декабристов, созданная в 1818 году?

a) «Священный союз»;

b) «Союз Благоденствия»;

c) «Союз Спасения».

20. Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля?

a) конституционная монархия;

b) демократическая республика;

c) самодержавная монархия.

21. Отметьте государственного деятеля, имевшего исключительное влияние на Александра I в последние годы его правления:

a) Н.М.Карамзин;

b) А.А. Аракчеев;

c) М.М. Сперанский.

22. Отметьте черты династического кризиса 1825 г.:

a) пресеклась правящая в России династия;

b) император скончался, не оставив прямых наследников престола;

c) происходила борьба нескольких претендентов на престол.

23. Отметьте черты реформ и политики Николая I:

a) бюрократический характер реформаторства;

b) признание незыблемости самодержавного порядка;

c) связь с некоторыми идеями французских просветителей;

d) признание превосходства России над странами Европы;

e) стремление не задевать интересы широких слоев российского дворянства.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.