|
Посещение лекций и семинаров – 2 баллаСтр 1 из 5Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Выписка из ГОССТАНДАРТА 2. Введение 3. Тематический план курса 4. Форма итогового контроля 5. Балльно-рейтинговая система 6. Содержание курса 7. Литература 8. Темы семинарских занятий 9. Примерные темы реферата, курсовой и контрольной работы 10. Примерные вопросы к зачетам и экзаменам 11. Рекомендуемая литература 12. Приложение
Выписка из Госстандарта.
История изобретения камеры-обскуры. Вклад Н.Ньепса, Л.Дагера, Г.Тальбота в изобретение фотографии. Дагерротипия. Мастера дагерротипии. Мокро-коллодионный процесс. Изобретении фотопленки. Истман и Болдырев. Пионеры отечественной фотографии С.Левицкий, А.Деньер, К.Булла, В.Каррик, С.Лобовиков, М.Карелин и др. Отечественная фотография Х1Х и начала ХХ века. Особенности фотографии советского периода. Мастера советской фотографии 20-30 –х годов. Советская фотография 1941-45 г.г..Советская фотография второй половины ХХ века. Мастера современной отечественной фотографии. Предпосылки изобретения фотографии во Франции (1986-1930). История развития фотопортрета в Европе и США. Технологии начального этапа развития фотографии (амбротипия, паннотипия, ферротипия). Художественная фотография в Европе и США во второй половине Х1Х века. Фотографическая периодика Х1Х-ХХ в.в. Первые фотографические общества в Европе. Развитие жанров фотографии в Европе и США. Формализм в фотоискусстве ХХ века. Современная зарубежная фотография. Эстетика и теория фотографии.
ВВЕДЕНИЕ В задачу курса «История отечественной фотографии» входит ознакомление студентов данной специализации с основными этапами становления фотографии в России; изучение творчества мастеров светописи, которые определили зарождение жанров в фотографии и своими работами ответили на вопрос: «Является ли фотография искусством?»; знакомство с фотографическими техниками, утратившими свое применение в настоящее время; подробное изучение истории научной фотографии позволяет студентам узнать безграничные возможности фотографии, природа так называемой «чистой» фотографии раскрывает глубину и ее значимость на современном этапе. Изучение курса осуществляется в процессе лекционных, индивидуальных репетиторских занятий с педагогом, обязательного посещения фотографических и изобразительных выставок музеев, галерей, а так же самостоятельного изучения студентами рекомендуемой литературы. В соответствии с особенностями фотографии, курс предполагает использование студентами в своих практических заданиях наработок мастеров светописи в выборе сюжета и темы, построении композиции и др. Знания в области становления художественной фотографии предоставляют студентам широкие возможности в самовыражении. В рамках курса студенты знакомятся с произведениями классиков отечественной фотографии, начиная с самого зарождения фотографии и завершая современностью; изучают зарождение и развитие жанров фотографии, этнографическая фотография раскрывает культурно-исторические особенности России (уклад, быт, традиции). Прослеживают тесную взаимосвязь между двумя видами изобразительного искусства - фотографии и живописи, начиная с использования камеры-обскуры и новых поисков в авангарде. Кроме того, в рамках курса подробно рассматриваются фотографические техники, которые во многом определяют специфическую природу фотографии и отражают время ее исполнения (литография, гелиография, дагерротипия, ксилография, ферротипия, альбумин, гуммиарабик, бромойль, мокроколлодионный и бромосеребряный процессы). Особое место в курсе занимает изучение творчества выдающихся фотомастеров XIX века: С.Л. Левицкого, А.И. Деньера, Д.А. Никитина, В.А. Каррика; конца XIX и начала ХХ веков: А.О. Карелина, М.П. Дмитриева; пикториалистов: А. Мазурина, Н.П. Андреева, С.А. Лобовикова, родоначальников репортажа К.К. Буллы, новаторов в области экспериментальной фотографии 20-30-х ХХ века А.М. Родченко, Э.Лисицкого, Б.Игнатовича, классиков советского и военного репортажей А.Шайхета, М.Альперта, Е.Халдея, А.Струнникова. Итоговой работой курса является написание студентами реферата по самостоятельно выбранной теме. Сдаче экзамена предшествует консультации по вопросам истории отечественной фотографии. Теоретический материал курса излагается в двух разделах программы. Первый раздел: «История отечественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков. Второй раздел:««История фотографии ХХ века и современности». Каждый раздел состоит из введения и тем. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА для заочного отделения
Формы итогового контроля Овладение студентами теоретическим материалом курса «История отечественной фотографии» проверяется на следующих контрольных точках: реферат - 1-м семестр, экзамен – 2-й семестр Балльно-рейтинговая система Премиальные – 3 балла Зачет – 30 баллов СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ I. Введение Значительные исследования в области физики, химии, оптики и механики позволившие разработать фотографический метод практического получения изображений на солях серебра. Возникновение фотографического метода в начале XIX века. 7 января 1839 - официальная дата изобретения фотографии. Метод дагерротипии, названный в честь художника и изобретателя Луи Жак Дагерра (1787-1851), обнародованный физиком Доменико Франсуа Араго (1786-1853) на заседании Французской Академии наук. Метод гелиографии (от греч. «гелиос» - солнце) француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765 – 1833). Один из первых снимков в фотографии, полученный в 1826году - «Вид из окна». Метод калотипии (от греч. «калос» - красота) или тальботипии англичанина Вильям Генри Фокс Тальбот (1800 – 1877). Процесс тиражирования фотографии - негативно-позитивный способ. Первая публикация по фотографии - брошюра Тальбота "Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника", 21 февраля 1839.
Тема 1. Фотография до фотографии.История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
Камера-обскура (от лат. оbscurus - темный) - «светонепроницаемая коробка с небольшим отверстием в центре одной из стен…» (Советский энциклопедический словарь. 1985).
Принцип действия камеры-обскуры, описанный Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.). Первые линзы из горного хрусталя. Открытия Евклида и Аристотеля в области оптики. «Диоптрика» - наука о преломлении; «катоптрика» - наука об отражении. Принцип действия камеры (явление природы) и ее поэтапное усовершенствование. Легенды и разногласия в вопросах изобретения камеры-обскуры. Труды ученых средневековья, применяющих в своих работах камеру-обскуру (арабский ученый Альхазен, поляк Вителло, францисканец Роджер Бэкон, англичанин Джон Пенхам). Форматы и виды портретов форматы бланков и фотографий в 1890 г.: миньон (36х70, 40х78); променадный (93х200, 105х210); будуарный (123х189, 135х220); империаль (160х217, 175х250); панель (160х300, 180х320); История визитной карточкиили вид портретов визитный или виктория (54х92, 62х101; 70х105, 82х127). Изобретение француза А.Диздери (1854) Индустриализация фотодела с внедрением формата «визит». Феномен «фотовизиток» его социальная функция и значимость. кабинетный (100х137, 82х127) – впервые появился в Англии в 1865-1866 гг., возможности в композиционном и художественном решении, размеры основаны на экономическом расчете. Возникновение течений художественной фотографии в конце XIX века. Слабая резкость – стилистическое средство, сознательно стремятся к мягкости контуров. Критика «бездушных» снимков, производимых фотоателье. Первая форма «фотографической книги» - фотоальбом - сочетание семейной хроники и Белой книги общества. Причины возникновения фотоальбомов: с одной стороны - стремление к индивидуальной саморепрезентации и выражению своей неповторимости, с другой стороны – соблюдение определенных общественных норм и изобразительных шаблонов. Художественные и фотографические журналы о проблемах портретной фотографии. Фотопортреты и коллекционные фотографии. Создание «галереи современников», в эту галерею вошли члены монарших домов, деятели политики, церкви, искусства и науки - альбом фотографических портретов «известных лиц России» А. Деньер. Популярные объекты коллекционирования: костюмированные карнавальные в исторических костюмах портреты; памятные снимки военных парадов и маневров. Морозов С. Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
Карбоновые отпечатки применялись с конца 1860-х по 1940-е. Поверхность матовая или блестящая, характерен почти любой цвет. Карбоновые отпечатки имеют тонкий (иногда довольно заметный) эффект рельефа. Закономерности проявления рельефа. Стабильность изображения карбоновых отпечатков. Повреждение проявляется в форме крупных трещин в желатиновом слое, особенно на затененных участках. Карбоновые отпечатки обычно использовались для книжной иллюстрации, крупноформатных топографических видов и для коммерческих портретов разных форматов, включая визитки и кабинетные снимки. Цианотипия использовалась редко в период с 1840 по 1880. Большинство ее примеров происходят по времени с кон. 1880-х по 1920. Для этого процесса характерна матовая поверхность и однородное изображение ярко-синего цвета. Изображение выглядит как вкрапление синих пятнышек в бумажные волокна. В данной технике было сделано немного коммерческих портретов; большинство примеров XIX века – работы любителей. Открытие сухих броможелатиновых пластинок английским врачом Р.Л. Мэддоксом (1816- 1902), опубликовавшим в 1871 статью "Эксперимент с желатиновым бромидом" о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок. Промышленное изготовление светочувствительных слоев. Использование готовых фотоматериалов с целью получения негативных и позитивных изображений. 1880-е - начало периода развития современной фотографии. Желатиновая фотобумага используется с середины 1880-х и посей день. Широкое распространение с конца 1890-х. Поверхность матовая или глянцевая, изображение в неярких тонах, присутствие серебряного блеска в области теней. С 1885 по 1895 производство бромидной фотобумаги. Характерные формы повреждения - частичное пожелтение, выцветание светлых тонов, полное выцветание. На протяжении XIX века желатиновая фотобумага применялась профессиональными фотографами для увеличения; в последние годы XIX века она стала использоваться фотолюбителями для моментальных снимков контрастной печати. Желатиновая бумага с почернением использовалась с конца 1880-х по 1920-е. Характер поверхности экземпляров XIX века имеет некоторый блеск, до 1900 производство матовой бумаги. Цвет изображения типичен для окрашенной в золотые тона фотолитической серебряной фотографии, варьируется от красно-коричневого до фиолетово-коричневого и фиолетового. Характерные формы повреждения: все обычные для фотолитического серебряного изображения (потеря светлых деталей, приобретение изображением желто-коричневого оттенка, выцветание). Широко использовалась в коммерческой фотографии на протяжении 1890-х, обычно в кабинетном формате. Глянцевая коллоидная печатная бумага использовалась с конца 1880-х по 1920-е. Поверхность очень гладкая и блестящая. Цветовая гамма обычна для золотой печатной бумаги, от красно-коричневого через фиолетово-коричневый к фиолетовому. Характерные формы повреждений: выцветание всего изображения, утеря светлых деталей, изменения цветовых оттенков, истончение коллоидного слоя. Как и желатиновая печатная бумага, глянцевая коллоидная бумага широко применялась для коммерческих портретов на протяжении 1890-х, особенно в кабинетном формате. Высокая растровая печать введена в употребление фотомеханическим процессом в 1880-е и задействована до сих пор. Использование красителей любых цветов при печати. Процесс характеризуется сеткой точек, которые разбивают изображение на маленькие кружки краски в светлых областях. Сетка выглядит в области полутонов как шахматная доска и оставляет только маленькие незакрашенные кружочки на темных областях. При высокой растровой печати выцветание не характерно. При данном методе печать идет с рельефной пластинки с небольшими углублениями, куда помещаются чернила. Головня И.А. С чего начиналась фотография.- М.: Знание, 1991.
Подобные способы фотографирования в цвете обладали общей особенностью: цветное изображение возникало в позитиве, негативы оставались черно-белыми. Только в середине века были изобретены способы фотографирования на многослойной пленке; получалось цветное негативное изображение с последующим печатанием снимка на многослойной бумаге. Гаранина С.П. Российская империя Прокудина-Горского.- М.: Красивая страна, 2006. Эстонская фотография. Творчество Пеэтора Тооминга и др. Морозов С. Творческая фотография. М., Искусство, 1984 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Рекомендуемая литература
Дополнительная литература Донде А.М. Сто лет фотографии. М.: Госкиноиздат, 1939. - 112 с. Донде А.М. Техника на службе духовных интересов человечества. М.: Мир, 1924. – 120 с. Звягинский Я. Четыре имени – три эпохи. Из области фотографических открытий. М.: Русское фотографическое общество в Москве, 1910. – 100 с. Краткий справочник по фотографии. М., изд. РФО, 1914. Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. М., Госкиноиздат., 1952. Наппельбаум М. От ремесла к искусству. Изд. 2-е. М., Планета, 1972. Николаев Н. О происхождении слова “фотография” // Сов. фото. 1939. - № 1. - С. 42. Постфотография. Материалы международной конференции, проводимой в рамках выставки «Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Беларусь». М., 1994. Раскин Н.М. Ж.Н. Ньепс. Л.Ж.М. Дагерр. В.Г.Ф. Тальбот. Л.: Наука, 1967. – С. 34. Стасов В. Фотография и гравюра. Сбор. Соч. т.1. Спб., 1894. – Стигнеев В.Т. Живопись и фотография // Традиционные виды искусства в эпоху СМК. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. - С. 75-85 Трапани А. О светописи // Вестник фотографии. 1914. № 8. - С. 66. Фомин А.А. Фотохудожник Ю.П. Еремин. 1881-1948. М., Искусство, 1966. Халдей Е. От Мурманска до Берлина (вст. статья К. Симонова) Мурманское книж. изд, 1979. Шилова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему. 1839-1930 гг. Альбом-справочник. М.: Изд. объед. Мосгорархив, 2001. – 328 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ Что такое «ведута»?
1. метод (от греч. ambrosios, т.е. «вечный») основан на дагерротипном процессе, предложенном Луи Жак Дагерра (1787-1851), светлый негатив путем отбеливания в растворе хлорида ртути преобразуется в темное изображение, которое на фоне воспринимается как позитив.
2. метод (от греч. ambrosios, т.е. «вечный») основан на мокроколлодионном процессе, представленном в 1851 г. в Лондоне Фредериком Скоттом Арчером (1813-1857), темный негатив путем отбеливания в растворе хлорида ртути преобразуется в светлое изображение, которое на темном фоне воспринимается как позитив.
3. метод (от греч. ambrosios, т.е. «вечный») основан на калотипином процессе, предложенном Фоксом Тальботом (1800 – 1877), который лег в основу тиражирования фотографии - негативно-позитивного процесса.
Форматы и виды портретов
1. миньон (36х70, 40х78); променадный (93х200, 105х210); будуарный (123х189, 135х220); империаль (160х217, 175х250); панель (160х300, 180х320); визитный или виктория (54х92, 62х101; 70х105, 82х127), кабинетный (100х137, 82х127). 2. миньон (36х70, 40х78); променадный (93х200, 105х210); салонный (123х189, 135х220); империаль (160х217, 175х250); панель (160х300, 180х320); визитный или виктория (54х92, 62х101; 70х105, 82х127), кабинетный (100х137, 82х127). 3. миньон (36х70, 40х78); профиль (93х200, 105х210); будуарный (123х189, 135х220); империаль (160х217, 175х250); панель (160х300, 180х320); визитный или виктория (54х92, 62х101; 70х105, 82х127), кабинетный (100х137, 82х127).
Этнография и фотография
1. Андрей (Генрих) Иванович Деньер (1820-1892) – величайший портретист,добивался признание светописи в кругу Академии художеств; Карл Иванович Бергамаско (1830-1896)– фотограф императорских театров - «Весь модный Петербург с себя снимает маски и выставляет их в витринах Бергамаски»; Михаил Михайлович Панов (1836–1894) - по словам современников, «художник-фотограф», устроитель в своей мастерской выставок - «… здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев; Альберт (Генрих) Иванович Мей (1842–1913) - владелец фирмы «Шерер, Набгольц и К», член РФО с 1895 г., сделанные им портреты Л.Н. Толстого получались настолько удачными, что их за основу для гравировальных работ брали А.Бем (1900), Г.Вейль (1901), Н.Карпунин (1910), И.Рудальцев (1910). Сделать свои предложения ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2. Андрей (Генрих) Иванович Деньер (1820-1892) – величайший портретист,добивался признание светописи в кругу Академии художеств; Карл Иванович Бергамаско (1830-1896)– фотограф императорских театров - «Весь модный Петербург с себя снимает маски и выставляет их в витринах Бергамаски»; Михаил Михайлович Панов (1836 – 1894) - по словам современников, «художник-фотограф», устроитель в своей мастерской выставок - «… здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев; И. (Джовани) Бианки (1812-1888), А. Лоренс, Э. Фелиш – мастера портретной фотографии Петербурга; Иван Федорович Барщевский (1851-1948) - один из первых русских фотографов-профессионалов в области постановочного портрета конца XIX века. Сделать свои предложения ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Выписка из ГОССТАНДАРТА 2. Введение 3. Тематический план курса 4. Форма итогового контроля 5. Балльно-рейтинговая система 6. Содержание курса 7. Литература 8. Темы семинарских занятий 9. Примерные темы реферата, курсовой и контрольной работы 10. Примерные вопросы к зачетам и экзаменам 11. Рекомендуемая литература 12. Приложение
Выписка из Госстандарта.
История изобретения камеры-обскуры. Вклад Н.Ньепса, Л.Дагера, Г.Тальбота в изобретение фотографии. Дагерротипия. Мастера дагерротипии. Мокро-коллодионный процесс. Изобретении фотопленки. Истман и Болдырев. Пионеры отечественной фотографии С.Левицкий, А.Деньер, К.Булла, В.Каррик, С.Лобовиков, М.Карелин и др. Отечественная фотография Х1Х и начала ХХ века. Особенности фотографии советского периода. Мастера советской фотографии 20-30 –х годов. Советская фотография 1941-45 г.г..Советская фотография второй половины ХХ века. Мастера современной отечественной фотографии. Предпосылки изобретения фотографии во Франции (1986-1930). История развития фотопортрета в Европе и США. Те Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|