Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.





Вопросы для обсуждения

Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.

Предмет и структура философии.

Становление философии. Философия и мифология

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто

проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза

и не заботятся открыть их»? Обоснуйте свой ответ.

2. «Мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы, по второму она есть более, чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение».

Прокомментируйте приведенные В.Л. Соловьевым два представления

о философии. Каково Ваше мнение о предназначении философии?

3. Как можно понять М.Хайдеггера: "Философия – это тяга повсюду быть дома”?

4. В переводе с древнегреческого «философия» означает любовь к мудрости. Получил ли отражение в переводе предмет философии? Подумайте: если мудрый человек – это знающий все (иначе его от простого человека не отличить), а все знать невозможно, то и сама мудрость становится невозможной. Тогда о любви к чему идет речь? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает уму и мудрости?

5. Является ли философия наукой? Проведите анализ существующих точек зрения в современной литературе, учебниках, хрестоматийных сборниках.

6. Каким образом философия может изменить мир?

7. Объясните причину существования материалистической и идеалистических «линий» в философии.

8. Очертите круг проблем, которые интересуют философию.

Дополнителная литература

 

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974, Т.1
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества, Гл. I. " Философия как творческий акт"// Философия творчества, культуры и искусства. - В 2-х т., Т.I. - М.: Искусство, 1994.// - С. 47-76
  3. Ильенков Э.В. Философия и культура, М., 1991
  4. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу, М., 1972
  5. Ортега-и-Гассет Что такое философия, М., 1991
  6. Чанышев А.Н. Начало философии, Москва, 1982
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории, Москва, 1991

 

 

Тема 2. Восточная философия

Цель: понять особенности восточного типа философствования, знать причину возникновения и сущностные характеристики древнеиндийской и древнекитайской философии, рассмотреть идеи философских школ и разобраться в основополагающих философских смыслах понятий.

Вопросы для обсуждения

Особенности восточного типа философствования.

Веды как основной источник философии Древней Индии.

Основополагающие понятия индийской философии.

Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия.

Основополагающие понятия древнекитайской философии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Что такое брахманизм, и какую роль он сыграл в процессе возникновения древнеиндийской философии?

2. Неудовлетворенные мифологическим описанием происхождения мира, древние мыслители, подобно одному из мудрецов упанишад Удалаке, начали задаваться вопросами: "Как же могло это быть? Как из не-сущего родилось сущее?" - и отвечали: "Нет, в начале... (все) это было Сущим, одним без второго... Все эти творения имеют корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем" (1). Таким образом, вместо мифологического объяснения "порождения" утверждалась "причинность" возникновения мира. Поясните разницу терминов «рождение» и «причинность».

(1) Чханьдогья-упанишада. VI. 2,2; 8,4.

3. Что такое «пуруши» и «пракрита»? Какую роль эти понятия играют в самой древней из индийских философских систем – санкхье?

4. Однажды высказанная Гегелем мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как "временная манифестация Одного", то есть Абсолюта, а потому не имеет самоценности, получила довольно широкое признание в западной историко-философской литературе. Насколько справедливо такое суждение?

  1. Чтобы освободиться от страдания-бытия, надо, как считают буддисты, положить конец процессу переплетения нитей или, используя другую излюбленную буддистами метафору, вырваться из водоворота бушующего океана бытия. Восхождение по пути совершенствования завершается состоянием нирваны. Каковы многие значения этого понятия?
  2. Почему, на ваш взгляд, центральную роль в системе, представленной в "И цзин" - наиболее авторитетном произведении древнекитайской канонической литературы, занимают восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черточек, по-видимому выражающие три мировые силы: Небо - Земля – Человек?
  3. Официальная доктрина конфуцианства синтезировала положения, заимствованные из различных древнекитайских школ, тем самым как бы примирив их между собой и обеспечив некоторое идеологическое единство, столь необходимое для поддержания стабильности империи. Какие положения были заимствованы?
  4. Кто из древнекитайских философов настаивал на том, что "человеческая природа зла; то, что она добра, - искусственное приобретение»?
  5. Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Что это за «натуры»?
  6. "Тот, кто повторяет старое, узнает новое", "Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему; наблюдаю многое и держу все в памяти - это и есть [способ] постижения знаний", - говорил Конфуций. Истолкуйте его утверждение.

 

Дополнительная литература

 

  1. Антология мировой философии в 4-х т. Т.I. Ч.I.- М., 1969
  2. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 кн. Под ред. Н.В.Мотрошиловой, М., 1995, Ч.1
  3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., 2001
  4. Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1993.
  5. Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1994
  6. Древнекитайская философия. В 2-х тт. - М., 1994.
  7. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли, М., 1989

 

Тема 3. Античная философия

Цель: рассмотреть этапы и особенности развития античной философии, изучить основные философские проблемы и философские системы, сформулированные античной мыслью, уяснить роль античной философии в становление западноевропейской цивилизации.

Вопросы для обсуждения

Досократический» период античной философии: школы и представители.

Возникновение софистики. Риторика и логика. Тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей». Софисты о познании, морали, государстве и религии.

Сократ о добродетелях. Этический рационализм. Метод Сократа. Сократический диалог и его составляющие

4. Философия Платона. Миф о пещере. Знание как "припоминание". Учение о душе. Этико-политическое учение Платона, изложенное в диалоге "Государство".

Метафизика Аристотеля. Классификация наук, первая и вторая философия. Сущность как предмет философии. Учение о четырех первопричинах. Материя и форма, их свойства, их соотношение. Деизм Аристотеля. Этическое учение о «золотой середине».

К тексту «Апология Сократа»

  1. Как понимает Сократ смысл «мудрости»?
  2. В чем суть «сократовской иронии» в диалоге Сократа с Мелетом?
  3. Что такое «добродетель» в понимании Сократа?
  4. За что обвиняет Сократ своих судей и граждан Афин?

 

Дополнителная литература

  1. Фрагменты ранних греческих философов, Ч.1, Москва, 1989
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Москва, 1986
  3. Асмус В.Ф. Античная философия, Москва, 1976
  4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира, Москва, 2001
  5. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн./ Под ред. Н.В. Мотрошиловой, кн. 1, т.1, Москва, 1995

 

Тема 4. Средневековая философия

Цель: выявление специфики и основных проблем средневековой философии, формирование представления о религиозной философии, возможной взаимосвязи и взаимовлиянии теологии и философии.

 

Вопросы для обсуждения:

Эмпиризм Ф. Бэкона

Рационализм Р.Декарта

Часть 2

  1. Приведите аргументы Декарта в защиту его положения о необходимости освобождения ума от ранее принятых на веру мнений
  2. Почему для некоторых «типов ума» путь, выбранный Декартом, не возможен?
  3. Каковы основные четыре правила метода Декарта?
  4. Почему рациональный метод Декарта исследователи называют аналитическим и одновременно дедуктивно-синтетическим?
  5. «Начала» какой науки должны быть установлены в первую очередь и почему?

Часть 3

  1. Каково первое правило морали? В чем его смысл?
  2. Проанализируйте примеры, выбранные Декартом для иллюстрации своего второго правила.
  3. Как согласуется третье правило морали Декарта с его суждением – «мыслю, следовательно, существую»?
  4. Почему метод Декарта был впоследствии назван методом «картезианского сомнения»?

Дополнителная литература

  1. Декарт Р. Соч.: Т 1., Москва, 1989
  2. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII в., Москва, 1984
  3. Рассел Б. История западной философии, Москва, 2001
  4. Д.Реале, Д.Антисери Западная философия от истоков до наших дней, С.-П.б., 1994

 

 

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Цель: выявление специфики и изучение основных идей немецкой классической философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли, формирование навыков правильно логического мышления на основе изучения текстов классиков.

Вопросы для обсуждения:

Наукоучение» Фихте

Натурфилософия Шеллинга

К тексту

«Сущность христианства» Л.Фейербаха

  1. Чем отличается человек от животного? Только ли сознанием?
  2. Какова «собственная сущность» человека?
  3. Аргументируйте утверждение философа: «Религия, сознание Бога – это самосознание человека.»

 

Тема 7. Западноевропейская философия XIX-XX вв.

Цель: выявление специфики и изучение основных идей современной западной философии, определение ее вклада в развитие философской мысли, анализ ее влияние на духовную культуру общества в целом и общественное сознание отдельных научных сообществ в частности.

Вопросы для обсуждения:

Зарождение философии психоанализа. Основные понятия учения З.Фрейда, К.-Г Юнга

История и современность

Цель: выявление специфики и изучение основных идей русской философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли.

Вопросы для обсуждения:

Диалектика бытия

Цель понять сущность категорий «движение», «развитие», познакомиться с основными законами и категориями диалектики, проанализировать проблему пространственно-временных связей бытия, понятие причинности, принцип системности.

Вопросы для обсуждения:

Законы развития

Сознание и познание

Объект и субъект познания

Проблема познаваемости мира

5. Исторические варианты гносеологии

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Какую роль играет бессознательное в жизни человека, по мнению З.Фрейда?

2. Каковы 2 подхода к решению вопроса о соотношении сознания и самосознания?

3. Чем отличается познание от познаваемости? В каких смыслах может употребляться термин «познание»?

3. Что такое «агностицизм», «скептицизм»?

4. Каковы основные положения эволюционной теории познания?

 

Дополнителная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика, Москва,1991
  2. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы, Москва, 1957
  3. Чернякова Т.Ч. Истина как смысл человеческой деятельности, С.-П.б,1993
  4. Чудинов Э.М. Природа научной истины, Москва, 1977

 

Тема 12. Понятие и основные концепции истины

Цель: понять сущность категории «истина» в ее соотношении с другими категориями, познакомиться с классической и неклассическими концепциями истины, проанализировать проблему критериев истины.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие истины. Истина и мнение

2. Истина и ложь. Истина и заблуждение

3. Диалектика истины и процесса познания

4. Проблема критериев истины

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы характеристики истины в классической концепции?

2. Прокомментируйте афористичное высказывания русского писателя Леонида Андреева: «истина – это ложь, которую ещё не успели доказать».

3. В чем суть принципа конкретности истины?

4. Каково значение принципа верифицируемости в современной науке?

5. В чем суть критерия фальсифицируемости?

4. Сущность принципа простоты теории как теоретического критерия истины

 

Дополнителная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика, Москва,1991
  2. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы, Москва, 1957
  3. Чернякова Т.Ч. Истина как смысл человеческой деятельности, С.-П.б,1993
  4. Чудинов Э.М. Природа научной истины, Москва, 1977

Тема 13.

Научного знания.

Цель: понять различные смыслы термина «наука», проанализировать проблему критериев научности, проблему рациональности в философии и науке, познакомиться со структурой научного знания, с методами и формами научного познания.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды знания. Понятие науки

2. Проблема критериев научности

3. Структура научного знания

4. Развитие науки. Понятие научной революции

5. Методы и формы научного познания

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Чем научное знание отличается от вненаучного?

2. Прокомментируйте утверждение К.Поппера о том, что «не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации…».

3. Каково значение понятия «парадигма»?

4. Что такое «дисциплинарная матрица»?

6. Какую роль играет метатеоретический уровень научного знания?

7. В чем суть проблемы развития научного знания?

8. Что такое научная революция?

9. Какие вы знаете методы научного познания? Что такое методология?

 

 

Тема 14.

Проблемное поле.

Цель: понять специфику философского анализа истории, рассмотреть проблемы философии истории, создать представление об основных историософских концепциях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Исторический процесс как объект философского анализа
  2. Проблема смысла и направленности истории
  3. Прогресс как проблема
  4. Проблема субъекта исторического процесса
  5. Проблема оснований периодизации истории

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Как решался вопрос о смысле и направленности истории в христианской философии?

2. Какова сущность концепции историцизма при рассмотрении всеобщей истории?

3. Какие принципы являются основными в культурологическом подходе к пониманию истории?

4. Как понимал прогресс всемирной истории Н.Я.Данилевский?

5. Что означает понятие «осевая эпоха» в концепции К.Ясперса?

6. Раскройте сущность антиисторицизма К.Поппера

7. Что означают понятия исторического времени и пространства?

 

Дополнителная литература

  1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию, Москва, 1997
  2. Барулин В.С. Социальная философия, Москва, 2000
  3. Алексеев П.В. Социальная философия, Москва, 2003
  4. Современная западная философия: Словарь, Москва, 1991

 

Тема 18.

Будущее: методы и средства

Философского осмысления

Цель: понять методику и значение социального прогнозирования, произвести сравнительный анализ ряда теорий-прогнозов известных мыслителей, составить представление о настоящем через взгляд в будущее.

Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация будущего
  2. Научные критерии предвидения
  3. Методы прогнозирования
  4. Научно-техническая революция и альтернативы будущего
  5. Ускорение ритма истории
  6. Пределы и опасности роста

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы временные рамки непосредственного будущего, обозримого будущего и отдаленного будущего?

2. Какую роль играет социальный прогноз в жизни общества?

3. Каковы основные методы социального прогнозирования?

4. Что такое глобализация? Как оценивают ее отдаленные последствия?

5. Какую роль в истории играет последняя научно-техническая революция?

6. Какие опасности таят в себе проблемы, которые принято называть глобальными?

7. Каковы возможные варианты решения глобальных проблем?

 

 

Тема 20.

Вопросы для обсуждения

Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.