|
Занятие четвертое — «Стратегия ведения беседы»Цель. Дальнейшее повышение коммуникативной компетентности Участников через формирование эффективной стратегии общения. После вводных упражнений ведущий рассказывает подросткам о коммуникативной стороне общения, типах вопросов, стратегиях беседы. Полученные знания учащиеся отрабатывают в упражнениях «Великое лицо» и «Открытый вопрос» (3). В начале выполнения упражнения «Великое лицо» подростки испытывают трудности при нахождении ответа. В этом случае тренер может стимулировать группу помочь участнику сформулировать нужные вопросы для отгадывания. Часто класс подсказывает отвечающему, дает дополнительную информацию, что указывает на рост сплоченности в коллективе. «Разрешение» на подсказки дает ведущие делая промежуточные итоги работы участника. В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия и работа группы. Диаметрально противоположное умение задавать вопросы тренируется в упражнении «Открытый вопрос», в котором участники по очереди, по кругу задают друг другу открытые вопросы. Как правило, вопросы, обращенные к одноклассникам, носят личный характер (Как ты любишь проводить время? Какие качества ценишь в людях? и др.), что усиливает атмосферу доверия в группе. Закрепить позитивный настрой и развить навык работы в группе позволят психогимнастические упражнения «Пишущая машинка» или «Гомеостаз». Завершается занятие получением обратной связи участниками группы и тренером. Ведущий акцентирует внимание участников на практической важности полученных навыков, обсуждает с ними ситуации, в которых стратегии общения с использованием разных типов вопросов наиболее эффективны. Вместе с подростками обсуждается, что способствовало, а что препятствовало достижению группой лучших результатов. Обязательно оговаривается, как могут полученные навыки помогать обучению в классе. Занятие пятое — «Путешествие» Цель. Повышение уровня сплоченности класса благодаря физическому контакту. На нем участникам группы предоставляется дополнительная возможность лучше узнать остальных участников тренинга и получить обратную связь о себе. После вводного слова тренера (приветствие, организационные моменты, цель занятия) и упражнений, настраивающих на работу, ведущий предлагает группе отправиться в путешествие. Первый этап путешествия — «Кочки на болоте». Ведущий заранее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3—4 пословицы. По количеству пословиц класс делится на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются листы бумаги формата А4 —«кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются учащимся. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились правильном порядке. Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стратегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наиболее успешную стратегию. Если позволяет время, упражнение можно повторить, перемешав группы и пословицы. Это делается для того, чтобы избежать конфликтных отношений между подгруппами, неизбежных при соревновательных моментах. Навык взаимодействия в группе отрабатывается в упражнениях «Ущелье», «Льдина», «Ковер-самолет». В упражнении «Ущелье» все участники размещаются стоя в одной линии (удобнее по краю ковра, если он есть в тренинговом помещении), держась друг за друга, и представляют собой «скалистое ущелье». Крайний участник должен пройти по ущелью, не наступая на пол (задание можно усложнить, разместив участников углом или разрешив создавать трудности — внезапные камнепады, «выросшие ветки» и т. д.). Важно, чтобы выполнять задание было не очень легко. Пройдя, участник встает в конце ряда. Выполнение упражнения заканчивается тогда, когда пройдут все. Таким образом развивается сплоченность в классе, взаимоподдержка. Упражнения «Льдина» и «Ковер-самолет» со сходными целями являются авторскими (Т. Б. Горшечникова) и представлены в приложении. При подведении итогов, как и после предыдущего занятия, тренер вместе с учащимися отмечает положительные моменты деятельности группы при достижении общих целей, отмечает работу тех подростков, которые способствовали не только получению результата, но и сплачивали класс, поддерживали одноклассников, помогали им. Занятие шестое — «Путешествие продолжается» Цель. Повышение уровня сплоченности класса. Занятие развивает тему пятого занятия, но отличается от него способом достижения цели. Если на прошлом занятии в качестве основных упражнений использовались задания с физическим контактом, то на этом формируется навык взаимодействия в едином пространстве. Для этого используются упражнения с групповым рисованием. Так же как и в других занятиях, происходит движение от отдельных пар и подгрупп к взаимодействию в классе в целом. После со здания рабочего настроя ведущий предлагает продолжить путеществие, но теперь в другой форме — с помощью изобразительных средств. С этой целью классу предлагается «Групповой рисунок по кругу». Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора». Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существующее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет напоминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях. В конце дня тренер отмечает целостность работы группы, творческие находки участников (особенно если эти находки были у «незаметных» членов коллектива). Обсуждается, каким образом класс может помогать подросткам учиться (выполнение совместных учебных проектов, подготовка творческих заданий, обмен источниками информации при написании докладов и т. д.). Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|