Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учение: становление «современной» йоги





· Уникальность подхода

Главное преобразование Шри Кришнамачарьи заключается в принципиально ином подходе к применению йоги в целом. Для традиционного индийского обучения характерно превращение подготовленного ученика в «носителя» традиции, что позволяло сохранять преемственность на протяжении многих веков, а любые отклонения строго пресекались. Радикальный переворот, совершенный Шри Кришнамачарьей, состоял в утверждении зависимости разработки конкретных практик от исходного состояния ученика. Уникальность его подхода состоит в строго индивидуальном подходе и учете неповторимости каждой личности. Не человек должен перекраивать себя под йогу, а практики должны подбираться так, чтобы они подхо­дили человеку. Именно это отличает отношение Шри Кришнамачарьи к обучению от повсеместно распространенного сейчас подхода, предполагающего нали­чие определенной хорошо организованной структуры, в которую ученик должен вписать­ся. В йоге Шри Кришнамачарьи нет организации, и каждый человек должен найти свою собственную структуру.

· Переосмысление аштанга-йоги

Шри Кришнамачарью справедливо называли «человеком ренессанса» в смысле его всесторонней одаренности и способности к синтезу. Глубокое знание всех философских систем позволяло ему находить общие теоретические основания, а истоки его новаторства в области практики можно отыскать в пограничных областях знания и спорных экспериментах по превращению гимнастических упражнений в асаны. Рассмотрим в общих чертах его отношение к каждому этапу классического пути аштанга-йоги, зафиксированного в «Йога-сутрах» Патанджали, — тексте, который при всем разнообразии школ и традиций признается в качестве основы йоги.

Яма и нияма. На подготовительном уровне предписания ямы определяют, от чего следует воздерживаться, и задают внешнюю канву жизни, одним из характерных признаков которой была брахмачарья (безбрачие и целомудрие). Шри Кришнамачарья считал, что для наших дней уже не подходит традиционная санньяса, подразумевающая ношение оранжевых одежд, странствия с места на место и сбор подаяния. Для него не существовало противоречия между семейной жизнью и истинным духом санньясы, требующим целиком и полностью отдать себя высшей силе — в его семье все занимались йогой. Указания ниямы касаются того, к чему следует последовательно прилагать неустанные усилия для внутреннего очищения. Шри Кришнамачарья считал, что сегодня они уже утратили всякую ценность, кроме двух — разборчивости в пище и словах. К последнему предписанию относится повторение священных ведических текстов.

Асана. Шри Кришнамачарья никогда не рассматривал йогу просто как систему физических упражнений. Йога означала для него деятельность, ведущую к освобождению, и целью было воссоединение с Богом. Этапы практики, на которых осуществляется работа с физическим телом, представляют собой не альтернативный путь, а ступень, обеспечивающую возможность пройти весь путь до конца. Практика йоги призвана увеличить способность человека проникать в суть вещей, и асаны также направлены к достижению данной цели, подготавливая тело к изменению параметров восприятия. Основополагающие принципы построения практики асан были введены уже Шри Кришнамачарьей, хотя часто приписываются его ученикам.

1. Шри Кришнамачарья использовал значительное количество новых асан, подбирая нужные комбинации в каждом конкретном случае и варьируя их по мере изменения состояния здоровья пациента или сознания ученика. Данный подход закрепился в винийоге.

2. Он ввел в употребление подручные средства для облегчения начинающим выполнения сложных асан, что стало характерной чертой айенгар-йоги. Отсутствие сидячих медитаций в системе Айенгара также возводится к убеждению Шри Кришнамачарьи, что практика асан позволяет совершенствовать самосознание.

3. Он начал связывать асаны между собой посредством динамических переходов (виньяс) в завершенные комплексы, а также требовал использовать при выстраивании последовательностей принцип компенсации, или контр-позы (пратикрияасаны). Оба принципа составили основу для аштанга-виньяса-йоги.

Пранаяма. Ни в одной другой традиции энергии дыхания не придается такого всеобъемлющего значения. Шри Кришнамачарья утверждал, что пранаяма коренится в асане: только выполнение асан в сочетании с определенными дыхательными техниками ведет к освоению пранаямы. И наоборот, посредством изменения методики и длины дыхания, комбинируя асаны и меняя дыхательный ритм, можно модифицировать позы так, чтобы они удовлетворяли индивидуальным потребностям практикующего. Относительно допустимости контроля дыхания в процессе практики асан сейчас ведется полемика среди его последователей и представителей других традиций.

В практике пранаямы Шри Кришнамачарья делал акцент на использовании кхумбаки (задержки дыхания) и усилении речаки (выдоха), ибо в контексте аюрведы он понимал пранаяму как технику очищения. Шри Кришнамачарья всегда точно определял, какой из замков (бандх) следует включить в тот или иной этап пранаямы, и особенно хорошо разбирался в эффектах корневого замка (мула-бандхи). Также он считал правильным активно практиковать маха-мудру, соединив аспекты асаны, пранаямы и мудры в одном действии. Именно он привнес идею бхаваны в практику пранаямы: вдох есть вдохновение от Господа, а выдох — предание себя Его воле.

Самьяма и самадхи. Понимая хатха-йогу как духовную практику, Шри Кришнамачарья считал, что именно наличие садханы превращает раджа-йогу в бхакти-йогу. Поскольку медитация представляет собой характерное состояние ума, который имеет ограниченную природу и в принципе не способен схватывать сущее за пределами формы, то объект сосредоточения непременно должен иметь определенные качества. Обычное человеческое существо нуждается для концентрации ума в определенных формах и визуализациях, а любая «безобъектная» медитация есть не более чем продукт воображения. Не удивительно, что визит брахмана в дом Шри Кришнамачарья воспринимал как приход Самого Бога и заботился об исполнении индуистских ритуалов тщательнее, чем это делается во многих храмах.

· Развитие йога-терапии

Западный термин «йога-терапия» не означает, что приспособление методов йоги для лечения болезней и решения психологических проблем началось сравнительно недавно в связи с потребностями цивилизованного общества. Существуют многочисленные параллели между практикой йоги и традиционной индийской медициной (аюрведой). В йоге применяется много различных методов лечения: иногда нужна мантра, вдругих случаях необходимо изменить диету, порой используются асаны, а некоторым людям помогает пранаяма. Рекомендации Шри Кришнамачарьи по достижению физического, умственного и духовного здоровья основывались на пульсовой диагностике, аюрведе и йогической системе оздоровления Натхамуни. Однако Шри Кришнамачарья пренебрегал техниками шат-крия (шесть способов внешнего и внутреннего очищения тела от загрязнений), предписанными аюрведой для подготовки к лечению. Он считал, что при правильно построенной практике асан и пранаямы, в совокупности с внимательным отношением к выбору пищи, дополнительное очищение не требуется.

Аштанга-виньяса-йога

Линия преемственности

· Паттабхи Джойс — ученик Шри Кришнамачарьи

Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в 1915 году, в день Гуру Пурнимы, в деревне Коушике (штат Карнатака). Его отец был жрецом и астрологом, а также пуджарати, совершавшим пуджи для многих обитателей деревни. С самого детства Паттабхи Джойс начал изучать Веды и индуистские ритуалы. В 12 лет он посетил демонстрацию йоги, которую провел в его школе Шри Кришнамачарья, и в течение двух последующих лет учился у него. Когда Паттабхи Джойсу исполнилось 14 лет, он прошел обряд упанаяна, а затем отправился в Майсор поступать в Санскритский университет. Первые годы жизнь была трудной: он просил подаяние в домах брахманов, но продолжал выполнять асаны и посещать лекции. В 1930 году Паттабхи Джойс вновь встретился со своим учителем и возобновил занятия йогой.

Когда махараджа Майсора построил для Шри Кришнамачарьи школу йоги, тот стал поручать Паттабхи Джойсу вести отдельные занятия и давать демонстрации йоги. Наконец, сам махараджа предложил ему преподавать йогу в Санскритском колледже, Паттабхи Джойс получил степень видвана и с 1937 до 1973 года возглавлял Йогическое отделение. В 1948 году он основал Институт исследования аштанга-йоги с целью практиковать йогу и изучать ее целительное воздействие. Наибольшую известность он получил благодаря методу виньясы, базирующемуся на совмещении дыхания и движения. Эта система была заимствована им из древнего текста «Йога-корунта», написанного на санскрите, происхождение которого до сих пор остается спорным. Паттабхи Джойс в течение 63 лет неизменно преподавал тот самый метод, который узнал от Кришнамачарьи в 1927 году.

· Шарат Рангасвами — внук Паттабхи Джойса

Шарат Рангасвами родился в 1971 году, его матерью была Сарасвати, одна из дочерей Паттабхи Джойса, которая до сих пор тоже преподает йогу. Шарат рано начал заниматься аштанга-йогой: первый период его практики относится к возрасту с 12 до 17 лет. Затем он прервал занятия на целых два года, чтобы изучить электронику и получить диплом. После его возвращения домой и пятилетнего обучения Паттабхи Джойс назначил Шарата помощником директора Института исследования аштанга-йоги. В настоящее время он готовит Шарата к тому, чтобы передать ему полное руководство институтом.

· Западные ученики Паттабхи Джойса

В 1964 году у Паттабхи Джойса появился первый западный ученик — Андре Ван Лисбет, вскоре к нему стало приезжать множество европейцев, а в 1972 году прибыли и первые американцы. С тех пор аштанга-виньяса-йога стала распространяться в Америке: сначала в Калифорнии, и затем и на Гавайях. В 1975 году Паттабхи Джойс посетил США, а в последней четверти ХХ века аштанга-виньяса-йога стала популярна во многих странах мира. Западные ученики Паттабхи Джойса, разыскавшие его в начале семидесятых, стали ведущими мировыми учителями аштанга-виньясы: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, Лино Миеле и др.

· Аштанга-виньяса-йога в России и СНГ

В России учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, нет (он вообще очень строг в отборе кандидатов), однако аштанга-виньяса-йога весьма популярна, и существует множество разных групп. Наиболее серьезная организация — Аштанга Йога Центр, объединяющий инструкторов Москвы и Петербурга, признан Интернациональной Федерацией Йоги (IYF). На Украине создан Аштанга Йога Клуб, президентом которого стал Р. Рокотел, официальный представитель IYF на Украине.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.