Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АЛЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ





В рамках когнитивно-поведенческого подхода психотерапевты учат людей изменять свои чувства и поведение с помощью отказа от ошибочных суждений и иррациональных догм. Одним из наиболее популярных когнитивно-поведенческих методов является рационально-эмо-тивная поведенческая терапия Альберта Эллиса (РЭПТ), ранее известная под названием рацио-нально-эмотивной терапии (РЭТ). Согласно А. Эл-лису, «психологические проблемы возникают в результате ошибочных суждений и иррациональных догм человека в отношении тех или иных событий» вследствие его неадекватной эмоциональной реакции на собственные ошибочные суждения и иррациональные догмы, а также в связи с формированием «привычных дисфункциональных форм поведения». В рамках РЭПТ подчеркивается роль «глубоких философских перемен» — стало быть, речь идет о догматике1.

Так как в теории Эллиса подчеркивается роль «глубокихфилософских перемен» и первостепенное значение придается опровержению «иррациональных догм» клиента, рассмотрим догматическую основу самой теории Эллиса. Философской подложкой этой теории выступает не

215


что иное, как атеизм. Атеизм не является предметом личных пред. почтении Эллиса, но коль скоро в его теории подчеркивается роль «глубоких философских перемен», в роли основы этих перемен выступает атеизм.

Азбучные истины РЭПт

В азбучной* теории РЭПТ привлекательны простота интерпретации человеческого поведения, а также истины, которые она якобы отражает. Согласно теории РЭПТ, поведение человека следует толковать, во-первых, сточки зрения того, что источником эмоциональных переживаний человека являются его иррациональные догмы, и, во-вторых, что человек может добиться психического равновесия с помощью азбучных истин РЭПТ, для чего ему следует «расковать» собственные чувства и выявить иррациональные догмы, заставляющие его мучительно страдать, и заменить эти догмы на новые. Ниже приводится краткое изложение азбучной теории РЭПТ Альберта Эллиса:

1) «активирующее переживание»; другие выражения, которые использует Эллис для этого этапа, — «событие», «действующая сила» или «фактор», а также «испытания»;

2) «комплекс единообразных догм», включающий в себя «иррациональные догмы» и «догмы рационально обоснованные»;

3) «психологические последствия», в том числе «последствия, находящие рациональное обоснование» и «последствия, имеющие иррациональное происхождение»;

4) «опровержение иррациональных догм». Оспаривая «иррациональные догмы клиента», психотерапевт подводит его к самостоятельному опровержению собственных «иррацио-нальныхдогм»;

5) «результаты» или «практические итоги», которые составляют «показатели когнитивные» и «показатели поведенческие».

Альберт Эллис утверждает, что вовсе не жизненные обстоятель-ства(1) вызывают «дисфункциональные последствия»'3', поскольку причиной мучительных переживаний человека является он сам — жертва собственных «иррациональных догм»'2». Вот почему ему

* Игра слов: ABC — азбука, но и аббревиатура (Activity — Beliefs — Consequences).

216


дЛ ЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

следует «причесывать свои мысли» с помощью «опровержения»'41 собственных «иррациональных догм»(2> и замены их «рационально обоснованными догмами»12*. Практические итоги этого процесса проявятся в «когнитивных показателях» и «показателях по-веденческих»(5).

Сначала создается впечатление, что акцентом надогмах и их влиянии на поведение человека проводится прямая параллель с христианским вероучением — то, во что мы верим, оказывает прямое воздействие на наши чувства и поступки: Однако это было известно за многие века до появления азбучной теории РЭПТ. Именно эта прямая параллель, по всей видимости, и привлекает христиан в психотерапевтической системе Эллиса. Тем не менее при более тщательном исследовании его системы становится ясно, что, несмотря на видимую точку пересечения РЭПТ и Библии, далее они устремляются в противоположных направлениях. Утверждать на основании одного лишь внешнего подобия, что некая система психологического консультирования и Библия совместимы, никак нельзя.

Бог, обернувшийся «иррациональной догмой»

РЭПТ Альберта Эллиса уводит от Бога в мир антропоцентризма. Вот что в связи с этим пишет сам Эллис:

В отличие от догматического психоанализа и классической поведенческой психологии, теория рационально-эмотивной терапии ставит человека в центр вселенной и собственного промысла, наделяя его едва ли не абсолютной ответственностью за выбор причинять или не причинять самому себе серьезное беспокойство... Более того, когда человек, невольно или безрассудно, но глубоко верующий в иррациональные и бесконтрольные предположения в отношении себя и ближних, заставляет себя страдать, ему почти всегда по силам заставить себя обрести безмятежный покой, причем в той мере, в какой это необходимо, хотя не без условий — он должен усвоить процедуры рационально-эмотивной терапии (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)2.

Альберт Эллис, атеист до мозга костей, в своих сочинениях не

Г устает повторять одно и то же — вера в Бога есть «иррациональная догма». Как заявляет Эллис, «истинная суть большинства религий состоит в отправлении мазохистских, облегчающих вину ритуалов, что только и дает возможность религиозному человеку наслаж-

к217


даться жизнью». И продолжает: «Религиозность, в сущности, есть не что иное, как мазохизм; при этом как религиозность, так и мазохизм суть проявления психопатологии»3. Как заявляет Эллис,

Если одним из необходимых качеств психического здоровья является смирение перед неопределенностью, то религиозность, по всей видимости, представляет собой тяжелейшую болезнь, поскольку она культивируется прежде всего с целью дать религиозному человеку возможность исповедовать веру в мистическую предопределенность4.

Эллис считает, что основанием веры в Бога выступает не реальность, а фантазия. Вот как он оценивает греховное состояние человека:

Одной из наиболее характерных черт человека является его способность фантазировать и твердо верить в разного рода обладающие чувством и сознанием сверхъестественные существа, такие как злые духи, привидения и демоны, с одной стороны, и добрые духи, ангелы и боги — с другой5.

Эллис комментирует сообщения о том, что люди извлекают из религии пользу:

Согласно теории РЭПТ, вера в Бога, мистика, безудержный оптимизм и иррационализм время от времени помогают людям. Но вместе с тем религиозные догмы нередко приносят больше вреда, чем пользы, и весьма препятствуют полнокровной жизни6.

Его отношение к верующим вряд ли назовешь терпимым. В другом месте Эллис, выступая против веры, пишет:

Сверхъестественные силы либо изуверские секты с легкостью порождают у человека, уповающего на Бога, обсессивно-компульсивные расстройства, чем приносят великое разорение не только ему, но и его ближним7.

Напомним, что по ходу РЭПТ опровергаются так называемые иррациональные догмы. Подобное опровержение происходит обычно в духе вышеупомянутой цитаты. Главное в системе РЭПТ — то, во что человек верует. Вот что в этой связи говорит Эллис: 218


...[Так как в рамках РЭТ] применяются разнообразные активно-директивные процедуры, помогающие человеку изменить его иррациональную систему ценностей и философские взгляды и обрести более здравые, несущие радость, болеутоляющие представления... практикующим РЭТ-терапевтам удается исключительно расчетливо, убедительно и наглядно развенчать многие священные мифы, суеверия и религиозные догматы, столь распространенные среди людей8.

Хотя Эллис и не говорит здесь о христианстве, оно, несомненно, входит в объем понятия «священные мифы, суеверия и религиозные догматы». Настроенный против религиозных понятий со словами «следовало, нужно \л должен», Эллис утверждает, что «все проблемы людей являются результатом мистического мышления (веры в многочисленные следовало, нужно и должен) и поэтому могут быть открыто и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)9.

Безусловное самопризнание

Выдвинув научную категорию «иррациональной догмы», Эллис выступил против веры в Бога. Он никоим образом не желает Его принимать. С другой стороны, проповедуя понятие «рационально обоснованные догмы», в которые должен уверовать его клиент, Эллис призывает (и это при том, что он ненавидит слово «должен») его к безусловному самопризнанию. Эллис выступает против любых абсолютов, против всяких «следует» и «должен». Тем не менее он учит абсолютному самопризнанию. Эллис ненавидит религиозный догматизм, что не мешает ему проповедовать свой, доморощенный догматизм:

» Скажите себе тоном, не допускающим возражений: «Я существую, и

пока я существую, со мной все в порядке». Это заклинание, стоит только в него поверить, обязательно начнет действовать и станет почти неоспоримым. Верующий в это заклинание, пока он жив, никогда не почувствует сильной тревоги и никогда не умалит собственного достоинства...'0

Воистину, психотерапевтическая система Альберта Эллиса — это комплекс единообразных атеистических догм за вычетом понятия о Судном дне. Это религия светского гуманизма, прагматизма и гедонизма с доморощенной догматикой, учением и ритуалом. Базисное учение системы РЭПТ состоит в том, что индивид

219


ослуживает внзнимания просто потому, что он с он существует. Эллис оворит:

Мой терапапевтический подход на редкость дида дидактичен. Более того, я представляю ю клиенту то, что является для него дост достаточно новым, — фи. лософию жизизни, ориентированную на экзистенциа.нциализм. Я учу пациента что ему полезкзно принимать себя просто потому, что онто он существует. Он суще. ствует и можежет наслаждаться самим своим сущесуществованием, противясь разочарованинию. Я энергично оспариваю его предстаедставление о том, что его действительньная ценность зависит от провозглашаемшаемых обществом критериев успеха, д, достижений, популярности, служения бния ближним, преданности Богу и т. п. ВмЗместо этого я показываю ему, что если если он действительно хочет преодолеть ев свои укоренившиеся психические расстрасстройства, ему стоит принимать себя н\ независимо от умений и достижений, ний, независимо от одобрения со сторононы ближних (курсив в оригинале. — М.— М. Б., Д. Б.)".

Это учение з* запрещает человеку в своем пои поведении равняться ia любые внешшние стандарты и оценивать себ себя по своим делам. Эллис пропове/.едует:

Главное прправило рационального образа жизни сени состоит в том, что люди должны полнаностью принимать себя с позиции свое своего бытия, а не оценивать себя с тс точки зрения своих поступков. В протиюотивном случае они начинают умалятыть свое Я, теряют уверенность в себесебе и, как следствие, не могут преуспепеть в жизни'2.

Этот принцщип, в сущности, олицетворяет цел! цель гедонистической философии. Длля Эллиса в гедонизме нет ничегичего плохого, пока че-ювек продуктигивно, без тени тревоги и враждебкдебности воплощает (гонапрактикесе.

Цель РЭПТ п(по Эллису — снизить уровень дем демонстрируемой патентом тревогоги и враждебности, убеждая era его не умалять своей:амости. «Самоюпризнание», по Эллису, требуетэует определения, а не щенки, это скокорее феномен, чем объяснителительный принцип, так то каждый мож)жет определить самопризнание шие по своему сердцу13-1опадая в неблзлагоприятные обстоятельства, пза, пациент учится вы-1Влять«иррацщиональные догмы», которые, версвероятнее всего, и по-юждают в некем чувства тревоги, собственно!нного ничтожества и 1епрессии вмесесто обыкновенных чувств «разочазочарования, печали, оря, сожаленшия, фрустрации и раздражения»'11я»14.

'20


 

АЛ ЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

В качестве примера успешного исхода терапии по Эллису автор приводит следующее наблюдение:

Однажды я в очень строгой форме поручил тридцатилетнему человеку, никогда по-настоящему не назначавшему свиданий девушкам, заставить себя встречаться с ними не реже двух раз в неделю, а затем обо всем информировать меня. Не откладывая дела в долгий ящик, он начал встречаться с девушками, и меньше чем через две недели утратил девственность и начал быстро преодолевать комплекс неполноценности. Чтобы помочь этому человеку в той мере, в какой это у меня получилось благодаря напряженной активно-директивной РЭТ на протяжении нескольких недель, классическому психоанализу и психоаналитически ориентированным подходам психотерапии понадобились бы многие месяцы, может быть, даже годы15.

Никто и не спорит с тем, что с помощью РЭПТ по Эллису можно научить человека думать, при этом не отягощая себя соблюдением Божьих заповедей, что с ним все в порядке.

Ценности антропоцентризма

Религиозная система Эллиса обходится без понятия о Боге, поскольку в центр ее поставлен человек, объявленный этого достойным и в этом качестве заслуживающим внимания. Хотя Эллис утверждает, что его система относится к числу научных16, а не религиозных, РЭПТ по сути дела — одна из систем ценностей. Эллис пишет:

Когнитивные терапевтические подходы в полной мере используют гуманистическую научную методологию, основанную на значимости и поиске наслаждений, и в то же время они тесно связаны с научной эмпирикой, объективным методом и экспериментированием. РЭТ отталкивается от системы откровенно человеческих ценностей, иначе говоря, исходит из того, что человеку приличествует наслаждение, радость, творческая деятельность и свобода — это для него добро; и, наоборот, не приличествует боль, уныние, стереотипная деятельность и зависимость — это для него зло. РЭТ исходит также из того, что так называемые эмоциональные расстройства во многом создаются сами собой и потому сами собой могут исчезать17.

1В стремлении представить свою систему одновременно научной и ценностной Эллис не замечает ее вопиющих противоречий. 221


Он утверждает, что РЭПТ — это «гуманистическая научная методология, основанная на значимости и поиске наслаждений», между тем, когда говорится о значимости и поиске наслаждений, имеются в виду человеческие достоинства, угодные плоти. Значимость наслаждений? Несомненно, ведь Эллис не терпит никаких внешних норм. Поиск наслаждений? А как же еще! Эмпирика? Только с весьма субъективной точки зрения. И все это можно назвать наукой? Нет, нельзя!

Эллис говорит: «Вся психотерапия, по существу, является системой ценностей»'8, однако ценности не поддаются математической обработке и не относятся к сфере науки. Ценности принадлежат религиозной сфере. РЭПТ по Эллису — это религиозная система на базе религии светского гуманизма и гедонизма. Вот чем похваляется Эллис:

РЭПТ, будучи философской и чуждой экстремизму теорией личности, заостряет внимание как на сиюминутных, раскрепощающих наслаждениях, так и на долговременных целях, достигаемых в результате повседневной дисциплины. В рамках РЭПТ люди могут быть гедонистами, ищущими удовольствий как в настоящем, так и в будущем (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)19.

Назвать РЭПТ нейтральной системой с нейтральными методами при всем желании просто невозможно. Эта теория располагает собственной этической системой, у нее свои представления о добре и зле. Вот что в связи с этим говорит Эллис:

Психотерапевту теперь надо активно обсуждать моральные чувства и злодеяния пациентов. Мудрый врач помогает пациентам понять, в чем они поступают аморально по отношению к самим себе и ближним, а также поверить тому, что пусть и не всегда, но в большинстве случаев им по силам исправить свое аморальное поведение, так что нет никаких оснований называть их гнусными, аморальными личностями (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)20.

Обратите внимание на то обстоятельство, что в этической системе Эллиса человек отторгается от своих поступков. Независимо от совершенных людьми злодеяний нет оснований «называть их гнусными, аморальными личностями». Библия не отделяет человека от его дел, но многие христиане, восприимчивые к 222


дЛ ЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

положениям гуманистической психологии, отделяют. Христос умер на кресте, чтобы спасти грешников. Психологические системы гуманистического толка, отказывающиеся называть людей грешниками в полном смысле этого слова, преуменьшают величие Божьей благодати.

В том же направлении разделения личности с его делами лежит и следующее заявление Эллиса: «Принимайте "грешника" — "грех" принимать не обязательно. Однако при этом не вешайте на него ярлык "грешника"»21. Почему же Эллис не желает называть грешника «грешником»? Он обосновывает это тем, что человек, считающий себя грешником, может «заставить себя и в самом деле поступать аморально и заблуждаться в будущем (курсив в оригинале. — М. В., Д. Б.22. Христиане, рассуждающие в том же духе, к сожалению, встречаются довольно часто. Рассуждая так, они поступают не по Духу, а по принципам гуманистической психологии, этой религии гуманизма. Считающий себя грешником, спасенным по благодати, христианин не будет «поступать аморально и заблуждаться в будущем». Как говорит апостол Павел, «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).

Естественно ожидать, что ценности религиозного гуманизма разнятся в зависимости от личности и группы. Эллис говорит:

Насколько можно ожидать, людям никогда не удастся определить абсолют, истину в последней инстанции, богоданную нравственную норму или этику, однако они довольно легко, причем в любом сообществе, могут приходить к согласию в том, что называть «добром», а чтб — «злом», и, соизмеряя с данным эталоном свои мысли, чувствования и поступки, оценивать их как «добрые» или «дурные»23.

Эллис выступает против веры в любую «богоданную нравственную норму или этику». Вот почему ему претят понятия «грех» и «грешник».

Употребления таких слов, как «грех» и «грешник», за которыми стоит абсолют — нормы от Бога (или от сатаны), помогающих осуждать свою самость... по возможности, следует избегать24.

Христианам надо опасаться интеграции элементов иных ценностных систем, ведь это равнозначно интеграции элементов иных

223


злигий. Пусть хсть христиане исследуют Библиюо. Библия для христи-н — единственквенно непогрешимый и авторитеэтный документ.

Эллис ставит авит плоды человеческой мысли ввыше Божьего Слова н использует ргет развращенный разум, отрицаяя существование Все->1шнего и называзывая веру в Него «иррациональьной догмой». Несмот-i на это христиастиане пытаются интегрировать ссистему Эллиса с хри-ианским вероуероучением. Однако могут ли онии интегрировать кле-;щущую на Бога Бога и веру в Его Слово психологическую теорию ради элучения дикойикой смеси, ничего общего не имиеющей с библейским >истианством? зом? Совокупление ереси и богохуульства с определении понятиямичями из Священного Писания естьъ не что иное, как пси->ересь!

Хрисфистиане в болоте атеистической системы

Засилье атеиатеизма в рамках РЭПТ представвляется стольтоталь-з1м, что там нети нет ни одного неповрежденного) элемента. Вырвать гкий элемент иэнт из атеистической системы Р?ЭПТ и приспособить о к христиансианству невозможно в принципе,, ведь РЭПТ — это за->снело антропсропоцентрическая система, а христианство — систе-а сугубо теоценоцентрическая. В сочинениях Элллиса предельно ясно вступает то полз положение, что не Бог, а человенк пребывает в средо->чии вселеннойнной. Бог загнан в резервацию чееловеческих ирраци-1альныхдогм,»гм, хотя ему так свойственно ошиибаться.

Установки ваив отношении Бога и самости, ккоторые дает пациен-iM Эллис, состзоставляют тот контекст, в рамках к которого они должны провергать ир|ь иррациональные догмы. Когдаа человек постоянно тровергает собт собственные так называемые иррациональные дог-ы другими догл догмами («со мной все в порядкке», «я многого стою», ia самом деле неле нет Бога» и т. п.), он углубляеется в царство тьмы и це больше отдз отдаляется от той единственноэй истины, что может о спасти.

Попытки сделсделать систему Эллиса христианнской, оставив за бор->м его атеистичютическое учение, бессмысленньы, поскольку при этом целости и сохрзохранности остаются еретическиве догмы Эллиса, трак-вдщие естествество человека без учета исторически достоверных актов творениоения и грехопадения. То, что Элллис называет рацио-1льностью, на с, на самом деле иррационально вв силу пагубного воз-эйствия греха неха на разумную способность челловека. То, что Эллис >ворит о человеловеке как существе автономноом, — в корне антира-юнально (антиантиинтеллектуально), ибо основвано на его голослов-?4


дП ЬВЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

ных утверждениях и логическом круге его рассуждений. Он признает только человеческое желание и только человеческое утешение — его ненависть к Богу так сильна, что он пытается вытравить из себя само понятие о Боге. Он напоминает ребенка, который закрывает глаза, чтобы заставить окружающее исчезнуть. И вот с таким умом, закрытым для Бога и Его Слова, Эллис безуспешно стремится помогать людям, замещая их «иррациональные» догмы своими «рационально обоснованными» догмами. Чем не пример слепого поводыря слепых?

Коротко говоря, теория Альберта Эллиса сводится к следующему: 1) человек чего-то стоит уже потому, что существует, 2) Бога нет, 3) следовательно, человек «замещает» Бога. Это атеистическое учение составляет суть теории Эллиса. Однако в связи с появлением и развитием так называемой христианской психологии Эллис решил обратить приверженцев этого движения в свою веру и даже написал статью под названием «Христианская РЭПТ: возможно ли это?». Статья вышла в серии «Христианское консультирование: возможно ли это?» в печатном органе сторонников интеграции христианства с психологией «Христианское консультирование нашего времени»25.

Ответ Альберта Эллиса на вопрос, возможна ли христианская РЭПТ, демонстрирует его полное невежество в области подлинно христианского вероучения. Он пишет:

Консультирование как верующих, так и неверующих представляется мне занятием по большому счету иррациональным; кому-то подобное консультирование приносит разорение. Будучи творцом рационально-эмо-тивной поведенческой терапии (РЭПТ), я естественным образом полагаю, что эта специфическая форма консультирования приносит людям больше пользы, чем все другие методы. Я также считаю, что некоторые из христианских консультантов, проявляющих достаточную рациональность, могут на деле успешно применять РЭПТ26.

Рациональные, по Эллису, люди не имеют в себе ничего от Божьего естества. Таким образом, успешно применять РЭПТ по силам только тем христианским консультантам, которые согласятся извращать понятие о Боге, пренебрегая библейским текстом о Божьем отмщении: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"» (Рим. 12:19).

15 Зак. 1449 225


Согласно большинству сочинений Альберта Эллиса, вера в любое божество иррациональна и опасна. Вот почему Эллис заявляет, что его психотерапевтическая система — «одна из немногих систем психотерапии, которая не связывает поведение человека со сверхъестественной причиной, с богами или дьяволом или чем-нибудь в этом роде» (выделено нами. — М. Б., Д. Б.)27.

Теперь, когда занятия христианской психотерапией превратились в крупный бизнес и многие желают пройти курс в Институте РЭПТ Альберта Эллиса, он принимает в свой институт только тех, кто соглашается относиться к Богу как к «белому и пушистому» боженьке. Система Эллиса не воспринимает Бога Промыслителя и Творца вселенной, не воспринимает Бога, Который внушает человеку чувство ответственности, не воспринимает Бога, Который награждает и наказывает, не воспринимает Бога, Слово Которого авторитетно и абсолютно. Не способен Эллис постичь и грядущего осуждения человечества.

Эллис знаком с христианскими психологами, которые осознанно относят Священное Писание к РЭПТ как некую единицу к более крупной категории — по крайней мере, это верно в отношении сущности Бога и библейских абсолютов. На ежегодной конференции Американской психологической ассоциации Эллис сообщил о двух врачах, которые «показали, как РЭПТ можно успешно интегрировать с христианским мировоззрением»28. Однако какого рода христианское мировоззрение может усвоить психологическую теорию, не только не отвергающую существование Бога, но и стремящуюся навязать людям собственные иррациональные догмы, сохраняя библейское отношение к абсолютам и понятиям наподобие первородного греха и геенны?

Дать возможность воинствующему атеисту Эллису милостиво санкционировать интеграцию его системы «с христианским мировоззрением», тем самым разбавляя христианство, — значит дать ему возможность бороться с Богом более действенно, чем это делалось раньше с помощью одного оголтелого атеизма. Согласно этой публикации, каждая религиозная система, идущая на интеграцию с РЭПТ, обязана «плясать под дудку» РЭПТ. Эллис поясняет почему: «...потому что некоторые из числа основных "рациональных" философских взглядов РЭПТ не чужды христианской традиции и особо отстаиваются в Новом Завете и множестве иных христианских писаний»29. Явственно видно, что Эллис ставит свою систему намного выше, чем онатого заслуживает, и даже мысли не 226


дЛЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

допускает о всего лишь внешнем сходстве философских концепций его системы с библейским вероучением. Позиция Эллиса в отношении веры, надежды, любви, праведности и милосердия является гуманистической, т. е. не имеющей ничего общего с Библией и благочестием. Кроме того, он продолжает считать большую часть библейского учения иррациональной; меньшую же часть, которую он снисходительно назвал бы рациональной, он бы тайно переделал в соответствии с принципами своей системы.

Междутем человеке рамках РЭПТ самостоятельно утверждает правила собственного безусловного самопризнания. В так называемой христианской версии безусловного самопризнания чело-векузурпирует права Бога. Хотя Библия не учит безусловной любви, согласно так называемой христианской версии Иисус и Бог Отец испытывают к пациенту безусловную любовь, так что он «не нуждается в любви и одобрении ближних». Человек просто использует Бога, чтобы подкрепить философию азбучной теории личности РЭПТ. В этой системе Богу остается роль психологического статиста30.

Работая над публикацией «Христианская РЭПТ: возможно ли это?», Эллис утвердительно ответил на этот вопрос. Через некоторое время свое негативное отношение к христианскому вероучению он подтвердит в интервью, данном журналу «Свободные исследования» и озаглавленному «Почему я светский гуманист». Ниже приводятся отрывки из этого интервью:

«СИ»: Раньше Вы говорили, что религия в основном и почти всегда опасна. О какого рода опасности Вы говорите?

А. Э.: Религия обычно порождает веру в Бога, Который устанавливает некие правила и требует повиновения. В противном случае Он обещает ужасные вещи — в вечности вас будут поджаривать и не допустят в его общество3'.

Далее, обращаясь к Десяти заповедям, Эллис говорит: «Столь деспотические правила нереалистичны и неприменимы наделе». Ниже он утверждает:

Люди большей частью думают, что моральные правила порождаются религией, и жестоко ошибаются. На самом деле религии только заимствуют моральные правила из различных культур и превращают их в


догмы. Декалог — очень хороший тому пример. Моисей, разумеется, не поднимался в гору и не беседовал с Богом. Но как ему удалось написать Декалог? Он обратился к нравам современного ему общества и творчески переработал их. Он взял несколько, с его точки зрения, лучших законов и обычаев и назвал их Десятью заповедями32.

Таким образом, Эллис с его «рациональным» мышлением отвергает Бога и пророков. Эллис также считает, что «религия больше смахивает на плохую терапию»33. Он говорит:

Религия помогает человеку почувствовать себя лучше, поскольку Иисус, Яхве, Аллах и т. п., по всей видимости, любят его. Следовательно, он начинает думать, что существует Бог, Которого почти наверняка не существует, и этот Бог стоит за него горой, заботится о нем, любит его, дарует ему совершенный устав для его жизни и т. д.34

Ниже Эллис объясняет, почему это плохо:

Религия не дает ему принять окончательного решения, которое заключается в следующем: несмотря на то, что вселенная лишена всякого сверхъестественного смысла, т. е. никакого Бога, никакого дьявола, никаких фей, никаких водяных не существует, он может позаботиться о себе сам (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)35.

В общем, совершенно ясно, что, с точки зрения Альберта Элли-са, в силу безусловной веры в Бога, как сказано в его статье «Христианская РЭПТ: возможно ли это?», человек лишается возможности «принятьокончательное решение... позаботиться о себе сам». Возможно, Эллис надеется, что люди воспользуются мостом к РЭПТ, который навели христианские психологи, и в конце концов найдут это окончательное решение в собственной самости, а не в фантастическом Боге.

Христиане обязаны отказаться от РЭПТ и других подходов в области когнитивной психотерапии, интегрированных с набором чуждых догм. Что касается религиозной догматики в решении актуальных жизненных проблем, христианам прилично обращаться к исследованию Священного Писания, а не систем, подконтрольных гуманистической психологии.


 

ГЛАВА 14







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.