Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Освещение акций протеста в традиционных и Интернет-СМИ





На момент начала протестной активности в декабре 2011 года главными информационными ресурсами протестного движения являлись блогосфера, интернет-издания и пул оппозиционно-настроенных СМИ — как печатных («Новая газета», New Times), так и электронных («Дождь», «Эхо Москвы»). На протяжении последних лет именно по этим каналам традиционно распространялась информация, связанная с деятельностью несистемной оппозиции. В то же время государственные и близкие к государству СМИ в предыдущие годы уделяли ей значительно меньше внимания.

Особенно ярко это проявлялось в информационной политике федеральных телеканалов. Массовые акции зимы 2011-12 гг., принципиально отличающиеся как в количественном, так и в качественном отношении от всех политических акций несистемной оппозиции предшествующих лет, ввели протесты в информационную повестку федерального телевидения. Это проявилось не только в том, что практически все протестные акции нашли свое отражение на ТВ, но и в том, что некоторые спикеры оппозиционных митингов (Удальцов, Яшин, Гудков и др.) стали регулярными гостями телевизионных ток-шоу, в том числе, идущих в прямом эфире.

В рамках исследования информационной активности СМИ был проведен анализ количества материалов об акциях протеста в различных СМИ. Ниже представлена сводная таблица из полученных данных, более подробные таблицы с числом публикаций по каждому проанализированному средству массовой информации представлены в соответствующем приложении данного доклада.

В категорию «Федеральная пресса» вошли газеты «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсант», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Российская газета». В категорию «Федеральные каналы» вошли «Первый канал», «Россия-1» и НТВ. В категорию «Радио» вошли «Эхо Москвы» и РСН. В категорию «Информационные агентства и Интернет-СМИ»: «Интерфакс», РИА «Новости», Regnum, ИТАР-ТАСС, РБК, Lenta.ru и Gazeta.ru. При подсчете суммировались как материалы, посвященные непосредственно акциям протеста, так и «фоновые» публикации, в которых упоминается митинг в контексте каких-то смежных событий. Разбивку по этим двум категориям можно посмотреть в соответствующем приложении доклада. В приведенных данных отсутствует статистика по телеканалам «Дождь» и «Россия-24», т.к. оба указанных СМИ вели практически on-line трансляцию акций протеста, и разделение этих форматов на отдельные «эпизоды» (публикации) авторам доклада представляется некорректным.

Тип СМИ Чистые пруды 5.12 Триумфальная 6.12 Болотная площадь 10.12 Проспект Сахарова 24.12 Болотная площадь 4.02 Пушкинская площадь 5.03 Новый Арбат 10.03 Марш миллионов 6.05 Марш миллионов 12.06 Марш миллионов 15.09
Федеральная пресса                  
Федеральные телеканалы                  
Радио                  
Агентства и Интернет-СМИ                  

Ниже представлен график динамики упоминания политических акций в различных типах СМИ:

Приведенный выше график наглядно показывает, что наибольший интерес средств массовой информации вызывали митинги «За честные выборы» 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова. Ни одному из последующих митингов по совокупному количеству упоминаний в разных категориях СМИ не удалось побить этот рекорд. Стоит отметить, что митинг 10 декабря на Болотной площади стал первой за последнее десятилетие акцией несистемной оппозиции, которую широко освещали практически все ведущие СМИ России, включая федеральные телеканалы.

Существенное снижение упоминаемости протестных акций началось с митинга «За честные выборы» 4 февраля. Параллельно с этой акцией оппозиции проходил более многочисленный «Антиоранжевый митинг» на Поклонной горе, оттянувший на себя значительную долю внимания средств массовой информации. В результате большое количество публикаций в прессе и материалов в электронных СМИ выходили сразу про два митинга, лишив тем самым оппозицию доминирования в теме уличных политических акций.

Падение интереса СМИ к освещению акций протеста обусловлено все более рутинным характером митингов, отсутствием политического эффекта от них, а также тем, что их политическая повестка практически не менялась с течением времени. В декабре прошлого года массовые протесты воспринимались как абсолютно новое для современной России явление. Именно как новое явление протестные акции и волновали общественность и СМИ. Отсюда большое количество аналитических публикаций, в которых прогнозировалось влияние гражданской активности на дальнейшее развитие ситуации в стране, обсуждался выход на улицы «креативного класса», прогнозировалась реакция власти на требования митингующих и т.д. В контексте взаимоотношений власти и участников митингов обсуждались предложения по реформе политической системы, озвученные В.Путиным в ходе «прямой линии» 15 декабря и Д.Медведевым в Послании Федеральному Собранию 22 декабря. Немалое внимание СМИ уделили теме «переговоров власти и оппозиции», в качестве возможного посредника называя А. Кудрина, выступившего на проспекте Сахарова 24 декабря.

Для освещения акций протеста того периода времени характерен высокий эмоциональный фон. Не в последнюю очередь поддержанию этого фона способствовали первые лица государства. Так, все без исключения СМИ осветили высказывания В.Путина по поводу митинга на Болотной площади, прозвучавшие в ходе «прямой линии».

Высокая эмоциональность публикаций о первых митингах «За честные выборы» отчасти связана и с тем фактом, что значительное число редакций информационных порталов Рунета (Lenta.ru, Gazeta.ru) и деловых газет (Коммерсант, «РБК Daily») не скрывали своих симпатий к протестному движению. Журналисты этих изданий зачастую принимали участие в митингах не в качестве корреспондентов, но в качестве рядовых участников, а порой и в качестве выступающих со сцены. В частности, на митингах выступали бывший сотрудник «Коммерсанта» Олег Кашин и шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин.

Начиная с марта 2012 года политические акции вне зависимости от их названия — будь то митинги «За честные выборы» или «Марши миллионов» — постепенно перестают восприниматься как некое уникальное явление, превращаясь в привычное, во многом рядовое событие. Уже после митинга на Новом Арбате 10 марта, резко потерявшего численность по сравнению с зимними акциями, в СМИ звучат рассуждения о спаде протестных настроений, исчерпании потенциала митингов в их нынешнем формате, неумении организаторов конвертировать гражданскую активность в какой-либо политический результат.

Всплески упоминаемости, характерные для некоторых акций поствыборного периода, обусловлены не самим фактом проведения или ходом митинга, а, как показывают исследования контента СМИ, некими происходящими параллельно процессами, или же негативными событиями, случившимися непосредственно в ходе акции протеста. Так, основным информационным фоном, сопровождавшим акцию на Новом Арбате, стало появление информации о возможности изменения закона о митингах и сообщения, касающиеся доклада заместителя мэра Москвы П.Бирюкова о сложностях, которые создают акции протеста для служб городского хозяйства.

Информагентства и интернет-СМИ очень подробно осветили «Марш миллионов» 6 мая, на котором произошли беспорядки, именно в привязке к столкновениям между митингующими и полицией.

На период подготовки и проведения «Марша миллионов» 12 июня пришлись обыски у лидеров несистемной оппозиции и вызовы их на допрос в рамках т.н. «болотного дела», а также принятие закона, ужесточающего ответственность за нарушения правил организации и участия в митингах (в ряде сообщений СМИ принятие и подписание данного закона напрямую увязывалось с «Маршем миллионов», поэтому такие сообщения включались в нашу статистику). Вышеупомянутые события послужили причиной того, что у акции 12 июня зафиксированы относительно высокие показатели упоминаемости, несмотря на слабый интерес СМИ непосредственно к ходу митинга.

«Марш миллионов», состоявшийся 15 сентября, не сопровождали сколько-нибудь значимые общественно-политические события, которые могли бы послужить информационным фоном. Лишение Г.Гудкова депутатского мандата увязывалось с проведением митинга в редких случаях. Поэтому показатели упоминаемости данной акции протеста отражают «чистый» интерес СМИ к протестным митингам на сегодняшний день.

Как видно из статистики, упоминаемость осеннего «Марша миллионов» в большинстве СМИ либо меньше, либо сопоставима с упоминаемостью самых первых, еще не массовых, митингов на Чистых прудах и Триумфальной. (Стоит отметить, что в печатных СМИ в общей сложности еще меньше упоминаний, чем акция 15 сентября, собрал «Марш миллионов» 6 мая. Это объясняется тем, что на начало мая пришлись праздничные дни, когда газеты не выходили в печать).

Исходя из этих данных, можно констатировать, что уровень интереса СМИ к протестным акциям снизился до показателей самых первых чисел декабря 2011 года. Но если тогда последующая динамика упоминаемости пошла резко вверх, то сейчас она достигла минимума. Массовые митинги, которые год назад были в центре политической повестки дня, сегодня таковыми не являются, отойдя в сообщениях СМИ на второй или даже на третий план.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.