Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Замещающее (прикрывающее) воспоминание





Воспоминания, ставшие жертвой инфантильной амнезии, можно частично выявить в фрагментах воспоминаний, причём сами важные события из детства не вспоминаются, зато особенно ясными остаются относящиеся к ним побочные и неважные переживания. На психоаналитических сеансах обнаруживается, что такого рода воспоминания – Фройд называл их замещающими воспоминаниями – в качестве своего базиса действительно имеют важные и значительные детские переживания, подпавшие под вытеснение.

В случае замещающих воспоминаний речь идёт о компромиссных образованиях, которые во многом схожи с ошибочными действиями и невротическими симптомами. Фройд сравнивал замещающие воспоминания с манифестным содержанием сновидческих мыслей. Возникают они путём смещения.

Вытеснение и защита выдают себя как через провалы памяти (например, отсутствие ожидаемых воспоминаний, чувств и установок), так и навязчивым характером определённых представлений, чувств и воспоминаний (например, замещающих воспоминаний).

В одном из писем (10.1.1910) к Оскару Пфистеру Фройд указал на взаимосвязь между защитой и воспоминанием: «Ваши теоретические сомнения я попытаюсь преодолеть Вашими собственными склонностями. Мы не начинаем просто так чувствовать вину или дрожь, зато как легко нам это навязывает вытеснение. Все вытеснения адресуются только воспоминаниям, а не испытываемыми при этом эмоциям; последние самое большее могут быть вытеснены позднее. Да и вообще с комплексами следует обращаться осторожно. Несмотря на то, что термин «комплекс» оказывается незаменимым при изложении теории и объяснении психических явлений, никогда не стоит забывать о том, что к материалу, скрывающемуся за комплексом не так-то просто подойти. Действовать тут прямолинейно было бы слишком опрометчиво и неадекватно».

Идентифицирование

Идентификация (идентифицирование): 1) выявление идентичности; 2) процесс погружения во внутренний мир другого человека. «Первичная идентификация» происходит у ребёнка со своими родителями; а в широком смысле под идентификацией подразумевают сильную эмоциональную привязанность и соучастие в судьбе другого человека (Grosses Lexicon – zeitnah und uebersichtlich, ISIS, 1996).

Идентифицирование (по ошибке сегодня часто используется термин «идентификация», являющимся неточным переводом с английского оригинального немецкого слова) является совершенно нормальным процессом в ходе психического развития и созревания, особенно большая помощь оказывается идентифицированием в обучающих психических процессах. В качестве защитного механизма идентифицирование является одной из наиболее ранних защит.

Речь идёт о бессознательно протекающих, автоматических психических процессах, в которых индивидуум в одном или нескольких аспектах ведёт себя как другая персона.

Наиболее ранние идентифицирования происходят ещё до того, как ребёнок станет способным оккупировать объекты. В раннем детстве фрустрация объект-отношения может приводить к регрессии от оккупации объекта к идентифицированию, тогда мы можем встречать то, что при фрустрации желания, например, быть похожим на отца, приводит к желанию превратиться в отца.

Идентифицирования становятся возможными лишь тогда, когда пройдено достаточно много на пути психического развития, когда ребёнок умеет дифференцировать себя от других объектов окружающего его мира (то есть, при наличии репрезентантов Самости и объектов). Идентифицирование с персоной, необходимой для потребности, может приводить к удовлетворению потребности. Даже расставание с любимым объектом становится намного легче после идентифицирования с ним.

В 1936 году Анна Фройд описала особую форму в книге «Сфера Я и механизмы защиты»: идентифицирование с агрессором. Здесь происходит обмен ролями: тот, на кого нападали, сам становится агрессором. Происходит интроекция нападавшего человека, а сам виновный, критикуемый, подвергавшийся нападению индивидуум проецируется вовне.

Паттерны адаптации и защит довольно часто приходится приписывать идентифицированию с любимыми, вызывающими восхищение (а то и страх) персонам.

Только не стоит путать понятие идентифицирования с понятием идентичность.

Идентифицирование, интроективное. Возникает по идее Меляни Кляйн тогда, когда объект интроецируется в сферу Я, а затем идентифицируется (отождествляется) с некоторыми или всеми качествами, присущими Я. Некоторыми психоаналитиками кляйнское разведение процесса идентифицирования на интроективное и проективное идентифицирование рассматривается как излишнее усложнение концепции идентифицирования, от которого мало пользы. Но без сомнения в некоторых клинических случаях концепция проективной идентификация оказывается необычайно ценной. Меляни Кляйн и Joan Rivière удалось показать большую роль подобных фантазий при клаустрофобии и состояниях, сопровождающихся деперсонализацией.

В аналитической психологии под идентифицированием понимают бессознательную проекцию своих частей личности на другую персону, вещь, местность, на те объекты, которые представляют субъекту возможность оправдать своё существование или дают путеводную нить для жизни. Идентифицирование является существенной частью нормального развития. Но в экстремальных степенях идентифицирование может приводить к идентичности или инфляции. Идентифицирование с человеком, например с психоаналитиком, по самому определению исключает индивидуацию. Но к счастью, процессы идентифицирования и дезидентифицирования могут одновременно протекать на различных уровнях, не мешая друг другу.

Идентифицирование (Юнг)

Бессознательная проекция частей своей личности на другую персону, вещь, местность, …, которые могут предоставить субъекту оправдание своему существованию или наделить особым стилем жизни. Идентифицирование является довольно значительной частью обычного психического развития. В экстремальных дозах идентифицирование может приводить к какой-либо форме идентичности или к инфляции. Например, идентифицирование с человеком, скажем с аналитиком, по своему определению исключает возможность индивидуации. Но к счастью процессы идентифицирования и дезидентифицирования даже у взрослых людей могут одновременно проходить на различных уровнях.

Идентичность

Идентичность (лат.): 1) обозначение полного соответствия, равенства вещей или людей; 2) в психологии – внутренняя согласованность внутри себя (со своей персоной) (Grosses Lexicon – zeitnah und uebersichtlich, ISIS, 1996).

Идентичность – бессознательная тенденция вести себя так, словно бы два различных образа были идентичными друг другу; при этом оба могут пребывать в области психики, или вовне, а то один быть в психике, а другой – вовне. Юнг не использовал это понятие в смысле «личностной идентичности».

Юнг считал, что младенец находится в состоянии идентичности со своими родителями, прежде всего с матерью. Таким образом, младенец разделяет психическую жизнь своих родителей, не обладая почти ничем своим, во всяком случае, в его распоряжении остаётся немногое.

Сегодня идентичностью обозначают целый спектр феноменов раннего детства, когда в сознании ещё отсутствует ясное различие субъекта и объекта. Метафорически под идентичностью понимаются позитивные и негативные образы, фантазии и чувства младенца относительно своего слияния с матерью. В определённом смысле идентичность можно рассматривать как достижение ребёнка, ребёнку нужно перейти в эту стадию, прежде чем будут возможны межличностные процессы привязанности и разлучения. Позволяет это сделать мистическая партиципация, состояние неполной идентичности.

Юнг настаивает на существовании врождённого состояния «первоначальной идентичности», архетипической способности входить в состояние идентичности. Говоря грубо, без существования безмерной близости невозможны никакие личностные привязанности, как и не может быть разлучения без существования предыдущей привязанности. Ход событий здесь таков:

1. В момент рождения мать и ребёнок психически отделены друг от друга. Но у обоих существует врождённая способность входить в состояние идентичности

2. Достигается состояние идентичности

3. Из этого формируется личностная привязанность

4. И только на базе этого может возникнуть разлука.

Юнговская концепция о существующей а priori идентичности хорошо вписывается в его теорию противоположностей. Идентичность способствует восприятию нами противоположностей.

Юнг использует понятие идентичности и для того, чтобы объяснить существующие взаимосвязи между психикой и материей, в чём сам Юнг был искренне убеждён.

Имаго –

понятие, введённое Юнгом в1911/12 (GW 5).) и прочно вошедшее в классический психоанализ. Термин «имаго» используется вместо термина «образ», подчёркивая этим то, что образы во многом создаются субъективно, особенно образы людей. То есть, объект воспринимается согласно внутренним состоянию и динамике субъекта. А ко всему этому ещё приходится учитывать и то, что многие образы (например, родителей) не базируются на фактическом опыте общения с родителями, наделёнными особыми качествами, а опираются на бессознательные фантазии или имеют истоки в активировавшихся архетипах.

Индивидуация

Самоосуществление человека в целостного, неделимого, отличающегося от других людей и коллективной психологии индивидуума.

Это ключевая концепция во вкладе Юнга в теорию развития личности. Вклад этот неразрывно переплетён с другими концепциями, прежде всего теориями Самости, Я и архетипа, а также с идеей о необходимости осуществлять синтез сознания с бессознательными элементами. Несколько упрощая можно следующим образом характеризовать взаимоотношения между наиболее важными концепциями, каким-либо образом связанным с индивидуацией: то, чем для интеграции (которая социально проявляется в форме адаптации) является Я, то для индивидуации (самопознания и осуществления самого себя) является самостью. Сознание можно расширять посредством анализа механизмов защиты; а процесс индивидуации состоит из циркумамбуляции (Zirkumambulation) вокруг Самости, являющейся центром личности, приводящей к интеграции. Говоря по-другому, человек начинает осознавать, в каких отношениях он является самым обыкновенным человеческим существом, а в каких отношениях он неповторим, проявляясь как необычный мужчина (или необычная женщина).

Циркумамбуляция означает не только циркулярное движение (движение по кругу), но и отмечает вокруг какого-либо центрального пункта целый святой район. Психологически Юнг даёт циркумамбуляции следующее определение: концентрация на одном единственном пункте, являющегося центром круга. Посредством амплификации циркумамбуляцию можно представить в форме колеса, символизирующего то, что Я содержится в Самости (GW 9/2, § 352). По мнению Юнга, процесс циркумамбуляции представлен в символике метаморфоз, о которых говорит месса, и в буддистской мандале. Движение по ходу часовой стрелки говорит (по Юнгу) о стремлении к осознанию; а циркумамбуляция против хода часовой стрелки – о спиралевидном движении обратно к бессознательному. Circumambulatio является алхимическим понятием, подразумевающим ещё и концентрацию на центре или месте творческих метаморфоз. Чётко очерченная окружность (Теменос) является метаферой для накладываемых аналитическим лечением ограничений, посредством чего удаётся выдержать напряжённость, вызываемую столкновением с противоположностями, а также избежать последующих психотических расстройств и дезинтеграции. В качестве манифестации бессознательных процессов можно рассматривать сновидения, в которых всё вращается или циркумамбулирует вокруг одного единственного пункта. Нойманн (1949), учитывая принцип психической интеграции, заменяет понятие циркумамбуляции термином «центроверзия».

Теменос – понятие, применявшееся древними греками для обозначения святого места (то есть, храма), внутри которого можно было пережить присутствие Бога. Ничего не добавляя к первоначальному значению термина теменос, Юнг использует это понятие психологически, а именно в квази-метафорическом смысле, причём понимая под термином теменос:

 психически заряженную область в окружении какого-либо комплекса, недоступную сознанию и хорошо охраняемую посредством механизмов защиты Я

 аналитическое пространство, в котором аналитик и пациент живут в присутствии несокрушимой бессознательной, демонической силы

 наиболее чуждая сфере Я область психики, область, которая характеризуется нуминозностью Самости и образа Бога

 психологически поддерживаемые рамки, сформированные аналитиком и пациентом во время аналитического лечения, характеризующиеся взаимным признанием важности бессознательных процессов, а также готовности к символической инсценировке и доверию к соблюдению этических норм друг другом.

Синонимом теменоса является «герметически закупоренный сосуд». Теменос является алхимическим термином для замкнутых сосудов, в которых осуществляются метаморфозы противоположностей. Из-за присутствия святых и непредсказуемых по своим действиям герметических элементов нет никакой гарантии для позитивного исхода процесса. А психологически теменос можно представлять как матку или тюрьму. Присутствие изменчивых и непредсказуемых элементов внутри психологического теменоса побудило Юнга сделать следующее замечание, касающееся эффективности анализа: психотерапия если и может удаться, то только Deo concedence (алхимический атрибут, подразумевающий «с Божьей помощью»).

Из-за присущих индивидуации парадоксов существует изобилие её определений, причём как в творениях самого Юнга, так и в работах «пост-юнгианцев». Понятие «индивидуация» позаимствовано Юнгом у Артура Шопенхауэра, а тем – у алхимиста 16-го века Герхарда Дорна. Оба предшественника Юнга говорили о principium individuationis. А Юнг применил этот принцип к психологии. Наиболее раннее использование понятия индивидуации мы встречаем у Юнга в появившейся в 1921 году книге «Психологические типы» (GW 6, § 825-28). Тогда Юнг прежде всего подчёркивал следующие свойства:

1. Целью процесса индивидуации является развитие личности

2. Предпосылкой являются коллективные отношения, погружённость в них, то есть индивидуация невозможна в изоляции

3. Индивидуация всегда более или менее противостоит коллективным нормам, которые отнюдь не обладают универсальной достоверностью: «Чем сильнее человек ориентируется на коллективные нормы, тем больше его индивидуальная аморальность» (там же).

Аспект объединения, присущий индивидуации, мы встречаем и в этимологии этого понятия: «Я использую термин «индивидуация» как процесс, который производит психологического индивидуума, то есть, особое, неделимое единство, целостность» (GW 9/1, § 490). Феномены, описываемые Юнгом в различных контекстах, тесно связаны с его личным опытом, работой с пациентами и проводимыми им научными исследованиями, особенно в области алхимии и изучении психики учёных-алхимистов. Потому и варьируют определения и описания индивидуации в зависимости от материала, который Юнг рассматривал в соответствующий момент наиболее важным.

В гораздо позднее написанной книге (GW 8, § 432) Юнг пытается показать различия, существующие между индивидуацией и интеграцией, что не так-то просто сделать: «Я неоднократно видел, что процесс индивидуации идёт попеременно с осознанием Я, причём Я идентифицируется с Самостью, из-за чего естественно возникает ужасная путаница понятий. Ведь тогда индивидуации приводит лишь к эгоцентризму и аутоэротизму. Индивидуация не исключает мир, а наоборот включает его». Естественно, что позитивная характеристика индивидуации так же важна, как и негативная (скажем указанием на аутоэротизм, то есть, нарцизм). И ещё: «Индивидуализм является намеренным подчёркиванием предполагаемого своеобразия в отличии от уважения и обязанностей перед коллективом. А индивидуация означает лучшую и более полную реализацию коллективного предназначения человека» (GW 7, § 267). И далее: «Цель индивидуации ничем другим быть не может, как только освобождением Самости 1) из ложных покровов персоны и 2) от суггестивной мощи бессознательных образов» (GW 7, § 269).

Мы знаем, что Юнг, примерно с 1916 года, в одной из наиболее бурных фаз своей жизни, вскоре после разрыва с Фройдом, начал рисовать мандалы. Одна из глав книги (в GW 9/1) называется «О эмпиричности процесса индивидуации». Глава описывает исследование клинического случая, в котором на переднем плане стоит живопись пациентки. Частично в результате интроверзии Юнга и преждевременной концентрации на внутреннем мире главное внимание в лечении уделялось не мужличностным отношениям, а внутреннему миру. Кроме того, в работе «Символ метаморфоз в мессе» ((GW 11) Юнг представляет метаморфозы Христа. Может даже возникнуть впечатление, что здесь мы имеем дело с элитарной концепцией, особенно учитывая высказывания о том, что индивидуация предназначена не для каждого.

Ненамеренно Юнг сам привёл к таким взглядам, хотя он говорил только о том, что процесс индивидуации встречается редко. Хотя этот процесс гораздо легче показать на драматических примерах, чаще всего он проходит совершенно незаметно. Метаморфозы могут быть спровоцированы как каким-либо реальным событием, так и процессом, который вызывается специальной психологической техникой. Замечательным примером последней являются сегодня диалектические методы анализа. При этом аналитик перестаёт быть врачом-психотерапевтом, принимая на себя роль сталкера (проводника) на пути индивидуации. Большое значение тут имеет адекватное использование переноса.

Опасность интенсивной поглощённости внутренним миром и существующими в нём восхитительными образами лежит в том, что всё может свестись к нарцизному любованию. Столь же опасно все без исключения проявления жизни (включая сюда антисоциальные поступки и психотические эпизоды) принимать за результаты процесса индивидуации. Поскольку перенос играет в аналитическом лечении одну из главных ролей, необходимо не забывать, что индивидуация на языке алхимии является творением, направленным против природы (opus contra naturam). А это означает, что нельзя позволять либидо увлекаться инцестуозными объектами или родственниками. Но и презирать, пренебрегать таким либидо не стоит, так как оно заключает в себе огромную движущую силу.

Невозможно индуцировать индивидуацию пациента со стороны аналитика, а тем более требовать. Анализ лишь создаёт условия, способствующие процессу индивидуации: индивидуация не является продуктом корректной техники. Но конечно же, аналитик на основе имеющегося у него личного опыта должен располагать не только тёмными догадками о индивидуации (как и её отсутствии); только на основе пережитого им самим опыта индивидуации аналитик будет способен выявлять ценность бессознательных продуктов пациента (от физических симптомов до сновидений, в и дений и художественного творчества) для процесса индивидуации. Можно с полной уверенность говорить о существовании психопатологии процесса индивидуации, так Юнг и делает (например (GW 9/1, § 290). Постоянные опасности, сопровождающие индивидуацию: 1) инфляция (гипомания) и депрессия. Да и шизофренические эпизоды тоже встречаются.

Юнг указывает на то, что психотические идеи в отличии от невротического материала не могут быть интегрированы (GW 9/1, § 495). На них невозможно оказать влияние, они могут затопить Я; сами по себе они так и остаются загадкой. Центр личности (Самость) выражает себя идеями и образами, в данном случае «психотическими». Индивидуация является последней проблемой, которую невозможно обойти. Аналитик здесь вряд ли что может сделать большее, чем оказывать помощь терпением и симпатией, на которые он способен. И в каждом случае результат будет неизвестен. Индивидуация является исключительно потенциальной целью, которую гораздо легче идеализировать, чем осуществить.

Мандала и сновидения говорят о символике Самости, как только обнаруживается центр и круг (как правило разделённый на четыре части). Символы Самости, многие из которых приводятся и описаны в творениях Юнга, «появляются повсюду там, где процесс индивидуации стал предметом работы сознания, или где, как это бывает при психозах, коллективное бессознательное затопило сознание своими архетипами» (GW 16, § 474). Символы Самости иногда не отличаются от Богов (такие символы присущи как людям Запада, так и Востока). Процесс индивидуации имеет сакральную окраску, наподобие того, как психотический материал иногда имеет «религиозную» окраску. Юнг как-то ответил на заданный ему вопрос: «Индивидуация является жизнью в Боге, о чём однозначно свидетельствует психологии мандал» (GW 18/2, § 1624).

Прохождение анализа и брак являются хорошими примерами межличностных ситуаций, подходящих для индивидуации. В обоих необходима преданность и вхождение на хлопотливый путь. Некоторые психоаналитики придают тут большое значение типологии партнёров. Несомненно, что существуют и другие области межличностных отношений, которые посредством более или менее осознанного учёта интрапсихических процессов могут способствовать индивидуации. Наиболее интересной идеей с тех пор, как Юнг отнёс индивидуацию ко второй половине жизни, является открытие того, что индивидуация возможно в начале жизни (Fordham M.).

До сих пор остаётся неизвестным, должна ли интеграция предшествовать индивидуации. Конечно, шансы будут гораздо выше, если Я достаточно сильно (интегрировано), чтобы выдержать индивидуацию, когда она начнёт неожиданно и бурно проявляться. Великие художники, в реализации личностных потенциалов которых вряд ли кто сомневается (например, Моцарт, ван Гог, Гоген), по-видимому сохранили инфантильную форму характера и/или психотические черты. Были ли эти люди индивидуированы? Относительно совершенства их гения, сплавленного с их личностью, ответ гласит: Да; но если бросить взгляд на личностное совершенство и взаимоотношения с людьми, то ответ будет: скорее всего нет.

Остаётся только один вопрос, касающийся индивидуации, касающийся любого основательно проводимого анализа и всего общества в целом: А какое имеет значение для человечества то, что бесконечно маленькая группа людей предприняла трудное путешествие в глубины своей души? Юнг убедительно отвечает: аналитик делает свою работу не только для пациента, но и для благополучия своей собственной души, добавляя: «Как бы ни было мало и незаметно достижение аналитика, оно является opus magnum. Конечные и наивысшие проблемы психотерапии не являются личным делом, а представляют собой ответственность перед наивысшей инстанцией» (GW 16,

Инкорпорация

Особая форма интроекции, осуществляющаяся по модели соматической функции орального поглощения пищи. «Выражаясь древнейшим языком оральных потребностей влечения: я хочу это съесть … и затем в более широком переносе: я хочу это поглотить в себя» (Фройдовская статья «Отрицание», 1925 г.).

Инкорпорация – это первичный механизм идентифицирования. Когда оно достигается посредством инкорпорации, то тогда вначале обнаруживаются фантазируемое оральное поглощение объекта, например, каннибальные сновидения и ассоциации, а в качестве этнологического феномена у примитивных народов можно встретить и каннибализм. Инкорпорация в качестве механизма идентифицирования не отличается большой стабильностью и обнаруживается при психозах, импульсивных неврозах и тяжёлых оральных расстройствах личности. Инкорпорация вызывает особые технические проблемы при лечении таких пациентов, склонных посредством поглощения интерпретаций делать их неэффективными.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.