|
Социальные системы. Понятие и сущность. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Социальная система – это упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей и процессов, образующих интегративные качества, не свойственные данным компонентам, рассматриваемым автономно. Уровни социальных систем. А) Все конкретно историческое общество, т.е. это совокупность членов данного общества, а так же весь комплекс общественных отношений: экономических, политических, социальных и духовных. Б) сообщества и объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, этнические группы, поселения и т.д.) В) организации, действующие в реальных секторах экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные и образовательные учреждения, фирмы, общественные объединения и т.д.) Г) первичный 3уровень социальных систем(отделы, подразделения, участки работ, проектные группы в рамках фирм и предприятий) Синергетический эффект формирования социальных систем. Синергетический эффект формирования социальных систем позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечение выживания 2) Увеличение народа, населения 3) Расширение и освоение территории 4) Объединение, сохранение и использование ресурсов 5) Разделение, специализация и распределение труда 6) Формирование необходимого разнообразия для существования 7) Осуществление гармоничного и комплексного развития. Основные компоненты социальных систем. 1. Человек, т.е. существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – это сущностная и важнейшая черта социальной системы, которая отличает ее от других систем. 2. Процессы. Экономические, социальные, политические, духовные. Это смена состояний системы в целом или отдельных ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но все они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп. 3. Вещи. Предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни. 4. Компоненты духовной природы. Это общественные идеи, ценности, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действием и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов. 2) Сущность и признаки организации. Организация – это разновидность социальной системы. Это объединение 2 и более людей, совместно реализующих некоторую цель на основе определенных принципов и правил. Организация – это первичный элемент любой общественной системы. Это самая распространенная форма человеческой общности. В зависимости от поставленной цели организации могут быть коммерческими и некоммерческими(образовательные, политические, медицинские, правовые и т.д.).
Главные признаки организации: - наличие цели. Она придает смысл всему существованию организации, а также дает конкретную направленность действиям участников организации и подразделений. - наличие определенного числа участников. Эффективное достижение цели организации возможно при наличии некоторого критического числа участников соответствующей квалификации. - разделение труда. Позволяет специализировать деятельность участников, а так же повысить производительность и качество их работы. 1) горизонтальное. По этапам производственного процесса 2) вертикальное. По уровням управления.
- Иерархическая структура организации. закрепляет разделение труда участников в структурных подразделениях и формируют связи между ними. - Организация является самоуправляемой системой. Наличие внутреннего координирующего центра обеспечивает единство действия всех участников организации - принцип саморегулирования или самоорганизации. координирующий центр самостоятельно принимает решение относительно внутренней жизни организации, ее сотрудников, а так же обеспечивает рациональное поведение организации во внешней среде. - обособленность организации. Она выражается в замкнутости внутренних процессов, в наличии границы, отделяющей организацию от внешней среды. - наличие индивидуальной организационной культуры. Это совокупность традиций, ценностей, верований и символов, разделяемых большинством членов организации и предопределяющих характер взаимоотношений в организации.
3) Основные виды организаций(классификация) Организации, составляющие основу любой цивилизации можно представить в виде набора правовых форм и организационных структур. Их классификация важна по 3 причинам: 1. Группировка организации по организационным параметрам. Позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования. 2. Использование унифицированной классификации. Способствует созданию необходимой инфраструктуры, которая включает в себя а) систему подготовки кадров б) планирование работы контрольных служб в) подготовка системы законодательства 3. Принадлежность организации к той или иной группе. Позволяет определить ее отношение к налоговым и социальным льготам Классификация организаций: 1) Коммерческие – главной их целью является извлечение прибыли Некоммерческие – главной их целью является любая другая, кроме коммерческой. 2) Общественные – строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов. Хозяйственные – их деятельность нацелена на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. 3) Правительственные – организации, имеющие соответствующий статус, например министерства и ведомство. Неправительственные – организации, не имеющие данного статуса. 4) Формальные – официально зарегистрированные организации. Неформальные – не включенные в реестры и не имеющие соответствующих документов.
4 )факторы, определяющие характер организации. Существует ряд динамично изменяющихся факторов прямо или косвенно влияющих на характер и состояние организации. К ним относят: 1. Внешняя среда(прямого и косвенного воздействия). Это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководства организации. А) прямого воздействия. Совокупность организаций и подсистем, с которыми возникают связи данной организации в процессе ее функционирования(потребители, поставщики, СМИ, кредитно-финансовые учреждения, конкуренты) Б) косвенного воздействия. Это факторы, которые воздействуют на все организации без исключения и создают возможности или угрозы для функционирования организации(экономические, политические, технологические, природно-климатические, социально-демографические, культурные). 2. Цели и стратегии. Переменные, которые отчасти задаются самой организацией, а отчасти регулируются внешней средой. А) цели. Отражение объективной сущности организации и ее функций в обществе. Это мотивы и стимулы для сотрудников организации. Это критерии оценки результатов деятельности организации и ее подразделений. Б) стратегии. С одной стороны, это определение основных долгосрочных задач организации, с другой стороны – это курс действий(структуры, технологии), необходимых для достижения основных целей организации. 3. Технологии работ. Данный фактор предопределяет производственную структуру, а так же методы организации производства, а через них организационную структуру и связи управления. Достижение целей зависит от общего уровня развития производительных сил и НТП. 4. Персонал. Это кадровый состав организации. Это социально-культурные и профессионально-квалификационные характеристики работников, их индивидуальные цели и стратегии, а так же ценности и мотивация. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|